Надо Знать

добавить знаний



Родноверия



План:


Введение

Родноверия (родноверия) - религиозное направление, которое базируется на "славянской мифологии и религии"; и ставит целью возрождение "родной славянской веры" (откуда и название "родноверия"). Для всех течений родноверия присуща идея возрождения праславянских верований, которые родноверы считают единственно силу для славянина, в частности для украинского.


1. История возникновения "родноверия" в Украине

В 1934 г. проф. Владимир Шаян во время пребывания в Карпатах почувствовал необходимость возрождения древнеукраинской веры в рыцарском ордене. В 1943 организует "Орден Рыцарей Бога Солнца", который был религиозно-политической фондом. Выдающейся современной последовательницей Шаяна в Украине доктор философских наук, этнолог, религиовед, профессор Галина Лозко (или иначе Волхвиня Зореслава).

Так мифологизируется ныне образ основателя возрождение родной веры В.Шаяна. Хотя язычество в Украине начало и к нему, но об этих фактах известно лишь в узких кругах. В частности ветеран ОУН-УПА Петр Войновский, християнин по вероисповеданию, в своих воспоминаниях с негодованием вспоминал, что руководитель ОУН на украинских землях в составе Румынии Орест Зибачинський занимался молодежной группой, которая отказалась от христианства и "возрождала язычество, веру в Даждьбога и Перуна". На замечание об отказе от христианства он ответил: "Я свободна образованный человек и знаю, как мне поступить, чтобы не запятнать свое имя территориального руководителя ОУН. Один из главных принципов нашей националистической организации - воля человека ...". [7]. Это свидетельство относится к 1936 г., когда В. Шаян еще не писал работ по идеологии родной веры. А. Зибачинський (1912-1993) после раскола ОУН на "мельниковцев" и "бандеровцев" стал одним из командиров среднего звена ОУН (м), после войны уехал в Австралию, писал книги философского содержания.

В 1964 Лев Силенко начал проповедовать Рунвиру [1] ( "Родная украинская национальная вера"), а в 1979 году дописал книгу "Мага Вера" - священную книгу РУНВеры, основной целью которой является реформирование "древней политеистической веры Русов" в "монотеистическую религию современного образца, во главе с Даждьбогом".

Оба деятеля ( В.Шаян и Л.Силенко) - высоко оценили появление Влес-Книги в 1950 - 1960 -х годах. Родноверия стало "массовым течением в Украине и России" только после "распада СССР" и ознакомления "общественности Украины и России" с "Велесовой книгой" (начиная с 1991 года), какую часть родноверов (в частности, Г. Лозко) считают "Волховником", т.е. "Священным писанием родноверов".

Тогда же, с середины 1990-х, название "родноверия" стала широко употребляться в СМИ Украины и России.
С самого начала возникновения родноверия имело целью ?возрождения родной культуры и национального мировоззрения украинский, русских и славян вообще".

Однако в XXI веке количество родноверов, которые верили в Велесовой книге начала стремительно уменьшаться, появились или путем образования, или отделения другие течения язычества, которые отвергли его в силу различных факторов. Этому поспособствовало исключения Велесовой книги из школьной программы, через научную мысль, что считает эту книгу подделкой. Но главным фактором стало распространение среди родноверов результатов научных экспертиз этой достопримечательности и разочарование самих родноверов способностью этой книги стать наставником в идеологии язычества, а также взаимоотрицания отрывков книги и несоответствие ее философии реальной научной базе.

Современное положение на Украине такое - главы религиозных направлений РПК, РВРПВ, СРУВ, РУН-Вера, ВО, КРУК на Украине больше не изучают Велесовой книге, но иногда используют некоторые тексты из нее в практиках. ОРУ считает ее еще оригинальным текстом. В РФ отношение тех, кто отказался от Велесовой Книги и тех, кто еще ее использует такое же - Кят, ВК, ССО СРВ ее отложили до лучших времен.


2. Книжные источники "традиционного родноверия"

Все "книжные источники традиционного родноверия" можно разделить на группы:
1) Классические источники со славянского (прежде Киево-Русского) язычества:

  • Афанасьев А.Н. Поэтическия воззрения славянъ на природу. Тома 1-3. М., 1865-1869 гг.;
  • Срезневский И. И. Словарь Древнерусскаго Языка (въ 6-ти томахъ). М., 1989;
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества въ древней Руси. Въ двух томахъ: том первый - 1916 годъ, томъ второй - 1913;
  • Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914;
  • Зеленин Д. К. Очерки русской миѳологиы. Петроградъ. 1916.
  • Труда Стрийковского, Нидерле и т.д.;
  • Митрополит Иларион (Огиенко). Дохристианские верования украинского народа. Историко-религиозная монография (1965);
  • труды академика Б. Рыбакова: "Язычество древних славян" (1981), "Язычество древней Руси" (1987).
  • работы профессора Лозко Галины Сергеевны: "Украинское язычество" (1994), "Украинское народоведение" (К., Зодиак-ЭКО, 1995. - 368 с.; Второе дополненное изд.: К., Артек, 2004. - 470 с.; третий вид. - Харьков, 2005; четвёртые вид. - Харьков, 2010), "Волховник. Правослов" (Серия: "Памятники религиозной мысли Украины-Руси". - К., "Сварог", 2001. - 144 с. ), "Именослов: имена славянские, исторические и мифологические" (К., Редакция журнала "Сварог", 1998. - 176 с.), Велесова Книга. Волховник / Перевод, исследование, оригинальные тексты и словарь на 8500 слов. (К., "Такие дела", 2002. - 368 с., Второе издание: Киев, "Континент-Прим", 2004. - 500 ст., Третье изд. - 2006, четвертое - 2007), "Круг Сварога. Возрожденные традиции "(изд." Украинский писатель ". - К., 2004. - 222 с.)," Пробужденный Энея. Европейский этнорелигиозный ренессанс "(Харьков: См., 2006. - 468 с.)," Дерево Жизни: Украинская мифология " (для среднего школьного возраста. - К., 2009. - 48 с.).

2) В 1960-1980 годы массовыми тиражами вышли качественные русские переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями. Недостаток письменных первоисточников о "исконную славянскую культуру" реконструкторы стремились компенсировать повышенным интересом к античной и ведической традициям, Эдды, верований древних народов (даже индо-европейских). В 1960-1980 был переиздан "Полное собрание русских летописей". Известный широко сходством картины сотворения Мира с украинским финский эпос "Калевала".

3) Мощное влияние на развитие родноверия оказала публикация Велесовой Книги в Украине (журнал Днепр, апрель 1991) и России (1992).

4) Со временем Велесова книга потеряла свое значение и внимание родноверов переключается уже на наработки современных жрецов исследователей и практиков. Известным авторитетом пользуются книги Сперанського (Волхв Велимир), Ермакова и Гаврилова (все принадлежат к Кят - РФ). Популярные работы священнослужителей и других течений язычества Доброслава, Казакова (ССО СРВ - РФ) и другие.

5) Но главным источником из которого черпают мысли исследователи есть описания путешественников очевидцев. Среди самых известных:

  • Геродот с Галикарнас Скифия. Перевод с немецкого Кострубы
  • Саксон Грамматик Деяния данов
  • Гальмонд Славянские хроники
  • Ибн Фадлан Хождение на Волгу
  • Аль Массуд Золотые Луки
  • Герберштейн Записи о Московии
  • памятник Слово о полку Игореве

6) Собственно сами христианские летописи, из которых узнаем описания языческих культов и деяния волхвов древности преимущественно в отрицательной интерпретации. Это летописи: Руский, Лаврентивський, Ипат `евськои. Летописи Радзивиловского и Повесть Нестора Летописца среди профессиональных жрецов язычества пидлягаеться сомнения много недостоверностей при сравнении миниатюр и текстов с летописями соседей.


3. Боги родноверов

Согласно указанным выше источникам, Богами родноверов являются: Дажьбог, Перун, Мать Слава, Сварог, Влес (с Влес-Книги) / Велес, Триглав, Купало), Святовид, Лада, Коляда, Стрибог и другие славянские Боги, которые мыслятся как "неразрывная группа богов, которые объединены в Сварози-небе".

В то же время общины, отвергающие Влескнига, отвергают и некоторых богов оттуда: Мать Славу, Коляду, Числобог, Праву, Семаргла, Купала. Каждый по своему пытается объяснить. Например мнение, что Коляда, Купала и Коструба - названия священных костров и праздников, но названия богов. Название Семаргл объясняют, как Полубог Ярило, семя Ярила и прочее. Числобог не доверяют через компрометацию его образа в поддельной коллекции Прилвицьких идолов ювелира Якова Шпонхольца. И таких особенностей множество, так как работа по благоустройству пантеона продолжается.


3.1. Православное родноверия

Данные о Влес-Книгове божество "Право" (в триаде "Ява, Право, Навои") вызвали появление гипотезы, что: изначально "славянская религия" называлась "православие" - то есть происходило от словосочетания "Право славим", где "право" - это понятие сохраняется в Влес-Книге в триаде "Ява, Право, Навои", а название же "православное христианство", мол, это историческое название известного "Двоеверие в Киевской Руси" (с позиций двоеверие написано, в частности, "Слово о полку Игореве").

Эта гипотеза породила понятие "православный родноверия" - и слово "православный" включено в название популярных общин родноверов в Украине и России:


4. Общины родноверов

Родноверия распространенное прежде всего в Украине и России (а также в ряде славянских стран: Польша, Словакия, Чехия; также в США и Канаде, где компактно проживают украинской и другие славяне).

Всего в Украине - действует около сотни общин родноверов (сосчитать их трудно в связи с текучестью).

4.1. Направления родноверия

В родноверия есть основные направления:
1. "Православное родноверия", которое базируются на произведениях В. Шаяна, - православные родноверы используют аутентичные украинские песни и стилизованные под старину молитвы, имеют свои священные книги - Велесовой книге в качестве "Волховник", "Православие"; обрядовый календарь "Круг Сварога". Это направление продолжает традицию общества "Родная вера", которая основана в 1946 г. профессором В. Шаяном. Это направление является массовым в родноверия.

2. "Неорелигии на базе родноверия", которая "модернизирует традиционные мифы-религии славян":

  • РУН-вера, наиболее мощная течение среди "течений, которые несколько модернизируют традиционное язычества". Тоже основана на "классических источниках украинского язычества" и на Влес-Книге, но с некоторыми изменениями, наибольшее изменение: возвышением роли Даждьбога в качестве "единого бога"; в монотеизма Даждьбога.

3. Неправославное Традиционное родновер закрыт

"Великий Огонь" (или "Учение" огнищан "") - славянская духовное течение, отличается от других направлений родноверия - своеобразным нетеистической мировоззрением, который базируется на аутентичной славяно-балтийской духовной традиции. Учения "Великого Огня" формировалось в Украине - налажены тесные контакты с литовским духовным движением "Ромува", латвийским духовным движением "Диевтури", "Кругом Языческой Традиции" (Кят) из России. Влияние произведений Силенко и Шаяна на возрождение родной веры последователи "Великого Огня" считают отрицательными. В учении отсутствуют понятия "Право", "Навои", "Ява".

КРУК молодая, еще не зарегистрирована, похожая по постулатами на "Великий Огонь" течение. От Большого Огня отличается отсутствием в практике использования элементов Скандинавской традиции, таких как имена родноверов и богов северной наследия. Различия есть и в обряде жертвоприношения с использованием огня. Связи налажены с "Союзом славянских общин Русской родной веры" (ССО СРВ) из России. Пробуют наладить контакты с славянами Западной Европы. Взгляды на другие течения подобные взглядов "Великого Огня".


4.2. Течения родноверия в Украине (возникли начиная с 1990-х годов)

Таблица. Родноверия в Украине [2] (2012 год).
Название течения Руководитель Дата создания Структура Учебные заведения Основа учения
Объединение Родноверов Украины Верховная волхвиня Галина Лозко (Зореслава) 24.05.2001 31 община и 9 представительств в регионах Украины (по состоянию на 10.10.11). Действуют академия УДАР (украинский Духовная академия родноверов) и школы украинской родной веры в общинах. www.oru.org.ua Традиционное родноверия. Основа учения: Украинской православное родновер закрыт, Велесова книга, труда В.Шаяна и Г.Лозко
Родовое Очаг Родной Православной Веры А. Верховного волхва Богумир Николаев 15.06.2003 6 краевых очагов, 22 общины, несколько десятков инициативных групп Существует академия ПРАВ (Православная Родноверческая Академия Вероведания) Основа учения: православное родновер закрыт, Дань Ведание
РУН-вера Лев Силенко 03.12.1966 официально зарегистрирована первая община РУНВерыЧикаго) [3] Наиболее развита течение "Украинской родноверия" в США. В Украине и за рубежом есть действующие общины. Существует несколько сайтов: www.runvira.in.ua, www.slovoor.info Основа учения: священная книга "Мага Вера"; украинской неокультов пятого поколения, Велесова книга, труда Льва Силенко
Собор Родной Украинской Веры Орий (Олег) Безверхий 29.10.2000 12 общин Существует Школа Родной Веры Украинских неокультов пятого поколения, но приближенный с РУН-Верой Льва Силенко
Русское Православное Коло Верховный волхв Свитова Пашник 06.10.2007 2 круга, 6 общин, 5 групп и представители в разных городах Существует Школа Родной Веры Православное родноверия
Великий Огонь Г. Боценюк (Князь Огино) Первая община - начало 1992 г. 10 общин, представители в разных городах, [1], официальные представители в РФ и США Существует заочная духовная школа в г. Житомире. Традиционное родноверия. Основа учения: "Совесть огнищанина"
КРУК М. Чащина (Кудесник Ярисвит) Первая община - начало весна 2011 рождения течения 02/07/2011 г. 6 общин, представители в двух городах, [2] Существует духовная интернет школа в г. Киев. Традиционное родноверия. Основа учения: "Символ Веры" [3]

Комментарии к Таблицы: [4]

  • В начале 1990-х параллельно с общинами РУНВіри почали створюватись та гуртуватись рідновіри "звичаєвої (традиційної) Рідної Віри". Першою з них була зареєстрована 1993-го року Київська Громада українських язичників "Православ'я", яку й нині очолює Верховна волхвиня України-Руси Зореслава (Г.Лозко). Її ж зусиллями в травні 2001 р. було зареєстровано "Об'єднання Рідновірів України" як Релігійний центр Об'єднання релігійних громад рідновірів України (тоді 13 громад).
Прославляння Перуна перед ідолом в дні Перуна, Тернопільська обл.
  • Об'єднання "Рідної Православної Віри" створено 15.06.2003. По стану на 2010 рік існують громади : на Поділлі, Київщині, Черкащині, Приазов'ї, Закарпатті, Запорожжі. Зокрема, "Родове Вогнище Рідної Православної Віри" (з навчальним центром в Тернопільській області).
  • Община "Родная Украинская Вера" действует с 1994 г. на Винницкой. В декабре 2000 г. было зарегистрировано "Собор Родной Украинской Веры" (11 общин на 2010 г.), "Председателем духовного правления" Орием Безверхим велась и ведется активная проповедническая деятельность (его труды: "Родная Вера", "Волховник родноверы"). Последователи Собора признают Силенко и Шаяна своими предшественниками, но считают, что те не смогли возродить "Родную веру". Их работы, дополняя друг друга, в совокупности образуют целостное вероучения, объединить и расширить какое - призван "Собор Родной веры". Такова его миссия обусловлена ​​тем, что Подолье - сердце Украины - поскольку именно здесь дольше Болоховские князья до 1620 г. защищали родную веру. Также, на берегу реки Буг была главная святыня скифов - Ескампей (Божья дорога), были найдены Збруцкого Святовита, и древнейший символ Даждьбога - Триглав.
  • "Русское Православное Коло" в составе "Всеукраинского общественного объединения родноверов Украины (ВВЕРХ)".
  • Славянская духовная течение "Великий Огонь" с заочной школой в г. Житомир. Руководитель - Геннадий Боценюк (Князь Огино). Дата провозглашения создания 17.08.1990. В 1992 году появилась община "Великого Огня" в Киеве, в 1993 - в Ровно и Донецке. Есть представительства "Великого Огня" в Болгарии (София) и России (Москва). Официальное издание движения газета "Язычник". Налажены тесные контакты с Кругом Языческой Традиции из России.
  • Славянская духовная течение "КРУК". Первая община в Киеве путем выхода из РВ РПВ весна 2011. Вторая в Киеве путем отдельного ведения обрядов от ОРУ. Таким же путем последовали Черкасская, Харьковская, Одесская общины. Львовская образовалась путем новостворення. Главы общин составили общий смвол Веры впоследствии 02/07/2011. Эта дата и считается датой рождения течения в целом.

Стоит отметить, что все общины "традиционного родноверия" - толерантно относятся друг к другу.


См.. также


Примечания

  1. Родная Вера в Украине - alatyr.org.ua / doslid / religio / rvinukr.htm
  2. На основе таблицы составленной В.Кузнецова - mokosha.at.ua/index/ridnoviri_ukrajini/0-11
  3. Родная Вера в Украине - alatyr.org.ua / doslid / religio / rvinukr.htm
  4. Родная Вера в Украине - итоги и перспективы первого десятилетия. - alatyr.org.ua / doslid / histor / rvinukr.htm

6. Источники и литература

  1. Докаш И., Лэшань В. Ю. Общее религиоведение: Учебное пособие. - Черновцы, 2005
  2. Кислюк К.В., Кучер А. Н. Религиоведение: Учебное пособие. - Киев, 2004
  3. Лубський И., Лубская М.В. История религий: Учебник. - Киев, 2004
  4. Митрохин Л. Религии "Нового века". - Москва, 1985
  5. Новые религиозные течения и организации в Украине / Составитель Л. Филипович. - Киев, 1997
  6. Черний А. М. Религиоведение: Учебник. - Киев, 2003
  7. Войновский П. Мое наивысшее счастье. - М.: Издательство имени Олены Телиги, 1999. - С. 160-165.

Ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам