Российско-украинские политические отношения в эмиграции

Российско-украинские политические отношения в эмиграции

В период между мировыми войнами

После октябрьской революции, в эмиграции, в частности в Европе, оказалось в начале 1920-х годов около 1 миллиона россиян - кол. войск., высоких чиновников, промышленников, интеллигенции. Они поселились здебильща в странах, до 1917 входили в состав Рус. Империи и в них остались остатки русских от лица 1914, то есть в Польше, Латвии, Эстонии и Финляндии и в других: Чехословакии, Румынии, Югославии, Болгарии, далее в Германии, во Франции и США; конце в Китае (гл. в Харбине), где до 1917 жило немало русских. Варшава, Рига, Бухаресте, София, а гл. Београд, Прага, Берлин, Париж, Харбин, Нью-Йорк стали на долгие годы ячейками деятельности рус. эмиграции. Постепенно рос. эмигранты включились в политическую, промышленное, культурное и научное жизни стран своих поселений и получили немалое влияние на формирование политической и научной мысли западных государств, на их отношение к России и к нерусским народам СССР. Они во многом способствовали дезинформации Запада по украинскому вопросу. Противоукраинскую труд вели также русские эмигранты среди украинского на северо-западных землях, входивших в состав Польши (в частности Православная Автокефальная Церковь в Польше), и на Закарпатье. В рус. церк. и церк.-обществ. объединениях оказалась и денационализируется часть укр. батрацкой эмиграции от лица первой мировой войны и беженцев из укр. земель по второй мировой войне, тех, которые не порвали связей с Русской Православной Церковью, в которую входили на родине.

Рос. эмиграции (среди них было немало лиц укр. происхождения) создавали люди разных полет. направлений, но их отношение к украинскому и др.. НЕРОС. народов было почти одинаковое. Рос. монархисты вообще отрицали нац. права украинского народа и отстаивали неделимость Рус. Империи. Рос. дем. партии ( меньшевики, эсеры, кадеты) также отстаивали единство России, но ее гос. устройство узалежнювалы от решения будущих Рус. Учредительного Собрания. Сомнения некоторых россиян о возможности и целесообразности сохранить Россию в дорев. пределах (в частности статья историка Г. Федотова в ж. "Новый Журнал", ч. 16, 1947) вызвали единодушный осуждение всех рус. полет. группировок.

Такие взгляды русской эмиграции невозможным сотрудничество с ней украинских политических групп. Однако, в начале 1920-х годов в Чехословакии безрезультатно велись информативные беседы между российскими социалистами (В. Чернов и др.). И деятелями украинских социалистических партий (М, Шаповал, Н. Григорьев и др.). о возможности совместного протибольш. фронта. Также безуспешно закончился обмен мнениями между ред. же. "Борьба за Россию" С. Мельгунов и Д. Дорошенко в 1926. Мельгунов высказывался за сотрудничество укр. и рус. народов в одном государстве, Дорошенко же - за сотрудничество двух самостоятельных государств.

Очередные переговоры состоялись в связи с мерами немцев доказать НЕРОС. народы СССР к сотрудничеству с ген. А. Власовым и возглавляемой им Рос. Освободительной Армии (РОА) и с "Комитетом Освобождения Народов России" (КОНР). Однако КОНР стремился сохранить имперских единство России, хотя формально деклярував "равенство народов России и, их право на нац. Развитие, самоопределение и гос. Независимость" (Манифест КОНР, провозглашенный в Праге 14. 11. 1944). Власову удалось присоединить к КОНР лишь нескольких лиц укр. происхождения, деклярувалы себя федералистами (Ф. Ботатирчук, Ю. Музыченко, К. Штепа).


После Второй Мировой Войны

Во второй мировой войне русские политические организации. перенесли деятельность в страны Зап., гл. в Зап. Германию. Там же начали действовать полет. группы, образованные из кол. пидсов. граждан, преимущественно т. н. власовцы. Новыми силами укрепился также "Народно-Трудовой Союз" (НТС), организация, вышедшая из предвоенных солидаристов программе "вождизма", впоследствии она стала сильнейшей рус. полет. группой в эмиграции.

В начале 1950-х pp., В связи с обострением отношений между США и СССР, некоторые амер. полет. круги пытались довести до сотрудничества между укр. и рус. полет. группами. В нач. 1951 в Нью-Йорке появился Амер. Комитет Освобождения Народов России (АКВНР) с амер. публицистом Ю. Лайонсом во главе, который имел целью объединить рус., укр. и др.. рус. полет. группы на платформе общей борьбы против большевизма. В результате этого в августе 1951 года в Зап. Германии образовался "Совет Освобождения Народов России" (СОНР). В состав СОНР вошло несколько рус. групп; СОНР отстаивал т. н. непередришенство, т.е. признавая право НЕРОС. народов СССР отделиться от России, узалежнював это от решения будущих Рус. Учредительного Собрания или от плебисцита под наблюдением ООН. Украинский такую ​​плятформу считали для себя неприемлемой и в 1951 - 52 все украинские политические партии заявили, что СОНР может выступать только от имени русских.

Чтобы парализовать оппозицию украинского и других нерусских групп, деятели СОНР посредством АКВНР создали в 1952 в США Объединение Украинский-федералистов и др.. одинаково краткосрочные группы; их органами были в 1952 - 53 "восточным" (приложение к рус. газ. "Новое русское слово" в Нью-Йорке) и же. "Общее Дело" (1954). Тогда же в Германии образовалась организация под названием Украинский Освободительный Движение (УВР), имевшая объединять украинское-федералистов и выдавала же. "Новая Украина". В ее проводе был Д. Гулай, а в 1954 - В. Василаки, который впоследствии вернулся в СССР.

В 1952 СОНР изменил название на "координационные Центр Антибильшовистской Борьбы" (КЦАБ), а Амер. Комитет Освобождения Народов России переименован в 1953 в Амер. Комитет Освобождения от большевизма. Эти изменения в названии были уступкой НЕРОС. деятелям, которые были против того, чтобы их народы называть "народами России", а полет. платформе тех организаций утверждала право каждого народа СССР на самоопределение. В результате этого некоторые укр. ученые и журналисты согласились сотрудничать во имя-е для изучения СССР и на радиостанции "Освобождение" (позднее радио "Свобода"). В 1950-х pp. в Нью-Йорке состоялись беседы на тему решения нац. вопрос на Вост. Европы между укр. и рус. социалистами (Б. Николаевский). Много внимания рус.-укр. взаимоотношениям посвящала Укр. Рев.-Дем. Партия, (УРДП) и ее газ. "Укр. Известия" в Зап. Германии. Издательство ?Пролог? в Нью-Йорке устроили отдельную конференцию в 1961, посвященную вопросам рус.-укр. взаимоотношений. Однако на пути к сотрудничеству укр. полет. кругов в эмиграции с рус. эмиграционными группами стоит то, что они дальше отстаивают принцип т. н. непередришенства и на деле не признают права украинского народа на гос. самостоятельность. Все-таки рус. эмиграционная пресса за последние pp. часто объективно информирует о положении в Украине и о проявлениях борьбы украинского в СССР за ИАЦ. и полит. права.

Во второй мировой войне также среди россиян в эмиграции были круги, которые ставились критически к рус. империалистических концепций. Так, в 1953 - 56 в Новом Ульме (Зах. Германия) выходил лри сотрудничества русских, украинском и др.. двухнедельник, позже месячник "Освобождение" (в 1955 - 56, ред. кол. чл. Государственной Думы Г. Алексинский), выступавший за гос. самостоятельности всех народов СССР и против больш. диктатуры и рус. империализма. В 1954 в Западной Германии образовалась Нац. Оргция Рус. Демократов (НОРД) с целью бороться за рус. нац. государство и высказывалась за сотрудничество с украинским и др.. НЕРОС. народами СССР.

В 1960-х годов в США и в Канаде действовала т. н. Кронштадская группа россиян, сотрудничала с украинским и др.. нерусскими. Она выходила из программы Кронштадского повстанцев 1921, а в области мижнац. взаимоотношений пропагандировала образования конфедерации самостоятельных государств Вост. Европы, Сибири и Туркестана. Эту программу группы изложил ее деятель В. Петров в трактате под названием "Кронштадская тезис". В органе "За нашу и вашу свободу" (ч. 2, 1966) утверждалось, что "нет никаких разумных оснований отрицать самоопределение украинского, белорусского, грузинского, таджикского, киргизского, татарского и других народов.", Что распространенное широко среди рус. эмиграции лозунг "непередришенства" по сути мало чем видризнясться от старого лозунга о "единой, неделимую". Кроншадци. не получила развития широкой деятельности, ибо др.. рус. группировки осудили их как "розчленителив России".

Начав с 1956, русские и украинского встретились на форуме междунар. Антик. организаций: антик. Лиги Азиатский Народов (АПАКЛ), Всемирной антик. Лиги (ВАКЛ) и др.. Выступая по поручению АБН или ОУН (р), укр. представители добились того, что участники ежегодных конференций этих организаций признали права украинского народа на самостоятельность и принимали привержены укр. дела резрлюции. С рус. стороны в конференциях участвовал НТС, который, прихода украинского, полностью овладевал этот форум. Вследствие непрерывных столкновении с украинским, проявлявшие недемократические и империалистические тенденции НТС, эта организация совершенно покинула АПАКЛ и ВАКЛ (1965 - 68).

В начале 1970-х годов сов. правительство разрешило выехать за границу или выслал из СССР некоторых выдающихся россиян. Некоторые из них ( А. Есенин-Вольпин, П. Литвинов, В. Некрасов, А. Солженицын и др..) обнаружили в своих высказываниях более понимания к украигського народа и его стремлений. Конкретных мер к российско-украинского сотрудничества они не начали.


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубиевич. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Двинов Б. Власовское движение в свете документов. Нью- Йорк 1950; Wraga K. Russian Emigration After Thirty Years Exile. Лондон 1951; Возрождение. ч. П. Париж 1951; Fisher G. Soviet Opposition to Stalin. Кембридж 1952; Освобождение. Орган международного революционно-демократического движения народов СССР, чч. 1 - 56. Новый Ульм 1953 - 56; McGraw Hill. Encyclopedia of Russia and the Soviet Union. Нью-Йорк 1961; Pctrow-Skitaletz E. The Kronstadt Thesis. Нью-Йорк 1964; Бюллетень ч. 2. За нашу и вашу свободу. США - Канада 1966.


Политика Это незавершенная статья политики.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.