Надо Знать

добавить знаний



Рояль



План:


Введение

рояль

Рояль ( фр. royal - Королевский) - музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, вследствие чего рояль имеет крыловидной форму и громоздок, чем пианино. Однако звучание рояля объемнее, полнее и громче, чем пианино. Рояль состоит из корпуса (ящика), в котором на чугунной раме натянуты металлические струны, образующие звук при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Во струнами для усиления звучания находится резонансная дека. Как правило, современные рояли имеют три педали, которые призваны способствовать изменению громкости, тембра или продление звучания.


1. Конструкция

Внутреннее оборудование рояля
Молоточки

Корпус рояля имеет высоту 35-40 см и устанавливается на трех (реже - на большем количестве) ножек. Каждая ножка крепится к опорному бруса - фускльоца. В нижние концы ножек вкручены ролики или катки для облегчения перемещения рояля по полу. Сверху корпус закрывается массивной откидной крышкой, которая во время игры содержится на специальной деревянной подпорке в открытом (при сольном исполнении), или полуоткрытом (при ансамблевом исполнении или в оркестре) положении. Передняя часть крышки - откидная, под ней находится выдвижной пюпитр для нот, имеет сзади подставку. Каркас корпуса состоит из прочной изогнутой деревянной бичници - Футоры и системы прочных внутренних распорок - шпрейцив. Они придают всей конструкции прочности и стабильности. В верхней передней части каркас рояля связан массивным деревянным брусом, который служит той же цели, а снизу корпус обшит тонкими досками, образующими ящик для размещения клавиш и механики, скрепленную с бачками корпуса (штульраму). Под передней частью корпуса, не доходя на 2-3 см до пола, крепится лира с тремя рычагами для ног (педалями), которые приводят в действие вспомогательные механизмы, изменяющие качество и громкость звука инструмента. Клавиатура рояля, когда на нем не играют, прикрывается изогнутой крышкой - клапаном.

Футоры - бичниця корпуса, основной опорный узел фортепиано, который вместе с чугунной рамой и другими составляющими каркаса удерживает почти 20-тонное напряжение натянутых струн. На него укладывается откидная крышка. Массивная деревянная рама Футоры служит основой для крепления деталей и узлов корпуса. Чугунная рама фортепиано - сложная сплошная массивная двухуровневая конструкция, отливается из чугуна традиционным (как в Стенвея или Фациоли) или вакуумным ( Бостон, Эссекс, Кавай, Ямаха и др.). методом. Она имеет сложную решетчатую устройство с продольными, поперечными или радиальными связями - шпрейцамы, крепится внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы удерживать основную часть совокупного напряжения натяжения струн. В задней части рамы убиты стальные колышки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петельками. В передней части рама имеет порожки, или особые винты сложной формы с отверстиями и порожками - аграфами, предназначенные для фиксации положения и обеспечения качественного отсечения рабочей части струн хора (струны одной высоты, натянутые попарно или втрийку) от нерабочей. Впереди лицевой части корпуса чугунную раму и вирбельбанк закрывает специальный брус - форбаум. В передней части рояля чугунная рама скрепляется с вирбельбанком - толстой многослойной деревянной доской из прочной вязкой древесины (бука или клена) с отверстиями, в которые запрессованы вирбели - стальные колышки, что натягивают струны рояля для получения соответствующей высоты звуков (со временем дерево перестает достаточно плотно охватывать вирбели, и рояль "расстраивается"). Металлическая фигурная планка - каподастра прижимает струны поперек к струнного штапика в дискантовому регистре, она привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн. Вирбельбанк закрывает сплошная плита чугунной рамы рояля - панцирь. На вирбельному панцире чугунной рамы сверлятся отверстия для кольев и устанавливается литой порожек - струнный штапик, на котором каждая струна разделяется на активную и пассивную части. Резонансная дека является важнейшим акустическим элементом рояля и предназначается для усиления звука и обогащение тембра звучания. Она размещается под струнами, свободно лежа на внутренней стенке корпуса (как в Стенвея и Фациоли), или будучи прикрипленогю к нему (как в Блютнер, Бехштайн, Бьозендорфера и др.).. Дека изготавливается в форме щита из склеенных еловых досок с продольным направлением волокон. Средняя толщина досок - около 1 см. Ряд производителей роялей изготавливают деки неравномерной толщины: от 7 мм в плоскости басовых струн, до 11 мм в плоскости дискантових. Стенвей и Фациоли делают резонансные деки утолщенными в средней части (в Стенвея до 11 - 12 мм), что обеспечивает оптимальное распространение энергии звучание по всей плоскости деки. Этой же цели, а также механическому укреплению конструкции деки служат репы (ребра) - бруски из прочной еловой древесины, волокна которой расположены перпендикулярно волокон досок деки. Они помогают также содержать кривизну и внутреннее напряжение резонансной деки, что является слегка выпуклой в направлении струн. Именно благодаря действию резонансной деки негромко в целом звучание струн рояля (без усиления слышно в радиусе всего 3 - 5 м) многократно усиливается, обогащаясь темброво, и заполняет большие помещения и концертные залы. Колебания струн передается на резонансную деку через изготовлены из твердого клена или бука и приклеены к деке мостики - Штег, направление волокон которых совпадает с направлением волокон деки. Иногда для укрепления конструкции производители устанавливают Штег со специальными накладками из твердой древесины (как в роялях Стенвей, Бостон, Эссекс). Через Штег проходят струны к задним кольев. На современных роялях с перекрестным расположением струн устанавливают два Штег - большой (что передее давление струн дискантового и среднего регистров) и малый (передающим давление струн басового регистра). Чтобы улучшить сцепление струн с Штега, по краям Штег убивают стальные штифты под определенным углом, мимо которых проходят, немного сгибаясь, струны. 225 - 230 струн рояля натягиваются на чугунную раму. В дискантовому и среднем регистрах струнами являются гладкие стальные провода, а в басовом регистре они изготавливаются из стальной проволочной основы (керн), которая обвивается проволокой с мягкой меди (канитель). Перекрестное размещение струн позволяет максимально использовать пространство внутри корпуса рояля и натянуть струны максимальной длины. При этом Штег могут быть наклеенными далеко от краев деки, что способствует улучшению звучания. В передней части корпуса рояля содержится механика. Она состоит из тесно взаимосвязанных молоточкового механизма и клавиш, которые крепятся на одной деревянной раме. Эта рама может выдвигаться из рояля вместе со всеми элементами после снятия клапана, бакенкльоцив и нижней передней планки. Основной функцией механики является передача в струн через молоточки ударов пианиста по клавишам. В зависимости от силы удара и качества и типа туше пианиста изменяется скорость движения молоточка к струнам и интенсивность их ударяння по струнам. Результатом является широкий спектр амплитуды колебания струн и огромное разнообразие динамики получаемых звуков. Бесшумное и быстрое функционирование механики обеспечивает система промежуточных рычагов, которые в самых конструкциях роялей производятся исключительно из древесины и древесины, покрытой войлоком, которые крепятся с помощью металлических компонентов. Современные требования к скорости функционирования механики были обеспечены изобретенным С.Ераром 1821 механизмом двойного репетиции. Уже в ХХ в. на роялях Стенвей американского производства стала использоваться разработанная и запатентованная этой фирмой эксклюзивная система ускоренной репетиции, основанная на особенностях так называемой "стенвеивськои геометрии" молоточкового механизма. Все "белые" клавиши роялей, которые раньше покрывались накладками из слоновой кости, покрываются сейчас накладками из специально изготовленного пластика. Функционально связанной с механикой есть система специальных глушителей - демпферов. Она находится внутри передней части коробки рояля. Демпферы должны прекращать колебательные движения струн после того, как прекращается натиск на клавишу, то, когда механика приходит в состояние покоя. Сейчас в большинстве когнструкций роялей используется так называемая ирландский систем демпферов, которые лежат на струнах и урухомлюються задними концами клавиш - контрклавиатурою. Глушители, как правило, не устанавливаются на высоких дискантових струнах (1,5 - 2 октавы), колебания которых быстро затухают сами собой. Нежные педальные рычаги, крепящиеся на лире, также функционально связанные с механикой. Современные рояле имеют три, реже две педали. Правая педаль сочетается с поперечной планкой, которая покачивается на шарнирах под контрклавиатурою. При нажатии на педаль эта планка приподнимает все рычаги контрклавиатурия и высвобождает все струны для одновременного звучания. При игре с применением правой педали звучание инструмента заметно усиливается, поэтому эта педаль часто называется форте-педалью. Левая педаль сдвигает клавиатурную раму вместе с механикой немного вправо, так, что молоточки ударяют НЕ по всем струнам хора, а только по двум, а на участке двойных басовых струн даже по одной. При этом заметно изменяется тембр звучания, а также его сила, поэтому левую педаль часто называют пиано-педалью. Третья, средняя педаль, называемая состенуто-педалью, удерживает открытым струны, отвечающие только поражен при нажатии педали клавиш.


2. Классификация

По длине корпуса рояли подразделяются на:

  • большие концертные длиной 2,7 - 3,08 м;
  • малые концертные длиной 2,4-2,5 м;
  • салонные длиной 2,1-2,3 м;
  • большие кабинетные длиной 1,7-1,9 м;
  • малые кабинетные длиной 1,5-1,7 м;
  • миниатюрные (миньоны) длиной до 1,5 м.

3. Известные производители

См.. также


музыка Это незавершенная статья о музыку.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам