Рудки

Костел

Рудки ( пол. Rudki ) - Город Самборского района Львовской области. Расположен на Самборско-Днестровской возвышенности, над реками Вишенкой и Вишней (приток Сана). Станция на железнодорожной линии Львов - Самбор. Через город проходит автодорога Львов - Самбор - Ужгород - Чоп.


1. Население

  • 2582 меш. (1880)
  • 3500 меш. (1938)
  • 3100 меш. (1971)
  • 4912 меш. (2001)
  • 5700 меш. (2007)

2. Название

В 1472 году городок получил название Рудки. По некоторым научно-справочными источниками, название Рудки является уменьшенной формой от распространенных у славянских племен названий болот, в почве которых выступала рыжеватая или красноватая глина, - рудава, руда. Подобная болотяниста полоса образовалась вдоль южного края бывшего Рудкивского уезда, что, очевидно, повлияло на возникновение названия Рудки.

3. История

Курганное захоронения шнурованных керамики бронзового века свидетельствует, что поселение здесь было в иии тысячелетии до н. е. Поселение известно в XIV веке как хутор возле села Беньков Вишня (ныне с. Вишня).

Выгодное расположение на торговом пути из Львова в Самбор и плодородие почвы способствовали заселению Рудок. С 11 января 1645 года Рудки упоминаются как город. В первой половине XVIII века Рудки получили магдебургское право, которое окончательно узаконило их положение как города. По австрийским административным делением 1782 года Рудки вошли в состав Самборского округа, а согласно классификации населенных пунктов 1784-1785 лет были именуемые городком. С того времени и до 17 сентября 1939 года уездный город Польши во владении польских магнатов.

По административному делению Галичины, введенным австрийскими властями 28 февраля 1867 года, Рудки стали центром Рудкивского уезда. Во второй половине XIX века заметно увеличивается население Рудок. В 1880 году с 2582 жителей города 1352 были евреями, а 945 поляками.

Размещение боевой группы "Рудки" 8-й Самборской бригады, февраль 1919, украинские-польская война

В 1938 году здесь насчитывалось около 3500 жителей. Были католическая церковь (Перемышльская епархия), православная церковь и синагога. 17 сентября 1939 оккупирован и перешло к Советскому Союзу в составе УССР.

В 1941 году в начале немецкой оккупации в городах Галичины были созданы еврейские советы - "юденраты", чтобы следить за выполнением распоряжений немецких властей к евреям. Немецкие власти обязали создать объединенную совет всех этих юденратов, которая собиралась лишь считанные разы именно в Рудках. Последнее заседание - 21 декабря 1941 года. В ноябре 1942 года 800 Рудковский евреев были вывезены в лагеря смерти в Белжцю.

В 1963-1964 годах Рудки входили в состав Городокского района.


4. Чудотворный образ Богоматери

Известно, что в течение нескольких веков, вплоть до окончания Второй мировой войны, городок Рудки известно было как место паломничества к чудотворному образу Богоматери, который содержался в приходском костеле. Восточная икона попала сюда благодаря Рудковском помещику Ежи Чуриллу. В 1612 г., после очередного татарского наезда на Подолье, икона чудом (как всегда!) Сохранилась на пепелище церкви. В католическом храме Рудках образ нашел новых многочисленных поклонников. Однако и здесь на долю иконы выпали испытания огнем, потому кочевники с востока несколько раз поджигали деревянный в то время костел. Однако образ оставался невредимым, а глубоко набожные люди, молились перед ним, получали бы оздоровления и ласки.

Время шло. Архитектура развивалась. В 1728 г. в Рудках соорудили костел, куда и перенесли чудотворный образ. Сооружение вышло нарядная, с чертами как Ренессанса, так и ультра-модного в то время в нашей местности барокко. А вот колокольня осталась еще со времен деревянного храма, ведь ее датируют 17 веком. 31 декабря 1917 из Ватикана пришло декрет о коронации иконы, однако военные действия препятствовали осуществить торжественность до 2 июля 1921 С тех пор Рудковский костел стал одним из самых почитаемых марийних санктуариев в тогдашней Польше. При костельной перестройки 1885 был достроен притвор к основному объему храма. Тогда же пострадал древний, нижний ярус колокольни с контрфорсами на углах, когда был заложен кирпичом древнюю арочную ворота. В 1946 г., когда уже было понятно, кто будет дальше хозяйничать на западноукраинских землях, спасая образ, тогдашний настоятель храма о. М.Войтась вывоз его в Польшу. Рудковская богоматерь время находилась в Перемышле, а в 1968 г. образ перенесли в костел в Ясеню, у городка Нижние Устрики. Вскоре сюда потянулись паломники, а от кардинала Кароля Войтылы божья матерь Рудковская получила имя "Царица Бещад".

Далее начинается небольшой религиозный детектив. В июле 1992 г. во время отпущения реликвию украли злоумышленники. К Рудок в ноябре 1995 вернулась только копия образа. Коронации иконы в ноябре следующего года совершил архиепископ и митрополит Львовский Марьян Яворский (сейчас он - кардинал).

Возврату общине приходского костела Успения Девы Марии способствовало упорядочению крипты, где похоронен выдающийся польский драматург Александр Фредро. Многие из его комедий были экранизированы. Что неудивительно: жил писатель в своем имении в Вишне.

15 мая 1989 состоялось торжественное переосвящения храма, а осенью следующего года в нового саркофага в отреставрированном крипте положили останки рода Фредро. Теперь отовсюду снова приезжают в Рудок паломники - как религиозные, так и литературные.


5. Экономика

Современные Рудки - это городок в котором функционируют: кирпично-керамический завод, сельхозтехника, хлебозавод, автодорожное предприятие, лесничество с дендропарк, сырцех, рыбный цех, столярный цех, районная больница, поликлиника, детский сад, учебные заведения (школа, гимназия, музыкальная школа, Вишнянский колледж Львовского национального аграрного университета [2]), предприятия общественного питания, духовно-культурные учреждения, банковские учреждения, торговые предприятия, сервисные центры.


См.. также


6. Автодороги

Через город проходит автодорога Н13 ( Львов - Самбор - Ужгород).

7. Персоналии

8. Фотографии

  • Автодороги Н13 ( Львов - Самбор - Ужгород)

  • На центральной площади

  • Старый дом

  • Колокольня Рудкивского костела (XVII в.)

  • Труд профессора теологии Gvilelmi Esti (Римское издание 1629)