Русский путь

В железнодорожной терминологии русский путь означает путь шириной 1519 - 1524 мм [1]. В узком смысле имеет значение официально утвержденной ширины колеи РЖД - 1520 мм. [2] Сегодня также распространена среди трамвайных систем.

Общая длина пути этой ширины по территории стран бывшего СССР, Монголии, Финляндии и частично Афганистан 225000 км. Это вторая по распространенности путь в мире, после стандартной. [3]


1. История

Ширина колеи 1524 мм (5 футов) была утверждена в качестве нового стандарта Российской империи 12 сентября 1842. Конкурсом на выбор стандарта колеи руководил полковник Павел Петрович Мельников (1804-1880). Возможно следующее сочетание аргументов были учтены:

  • Легче строительство локомотивов.
  • Большая стабильность. [3]
  • Эта ширина колеи рассматривалась в качестве ведущей на территории США.
  • Расширенная колея легче в строительстве с использованием конных подвод и техническом обслуживании.
  • Оборонительные соображения. [3]

В 19 веке Российская империя выбрала ширину колеи шире стандартной. Существует широко распространенное мнение, что выбор был сделан по военным причинам, чтобы не допустить использования своей колеи войсками противника. Критики такого мнения указывают, что на 1842 не существовало четкого стандарта колеи.

Инженер Павел Мельников нанял Джорджа Вашингтона Уистлера, известного американского железнодорожного инженера, консультировал строительство первой крупной железной Москва - Санкт-Петербург. Была принята ширина колеи принята на Юге США 1524 мм (5 футов). Современный стандарт колеи отличается от исходного на территории бывшего СССР и Монголии - 1520 мм (4 фута 11 ⅞ дюйма), 4 мм (5/32 фута) меньше, чем 1524 мм (5 футов), хотя на практике подвижной состав обоих путей взаимозаменяемый .

Исключение - Сахалинская железная в России, имеет колею 1067 мм (3 фута 6 дюймов), как наследство от Японии. В 2004 был предложен проект по Перешивка пути.


2. Изменение ширины колеи

С мая 1970 железной СССР начали изменение пути с 1524 мм на 1520 мм.

В Финляндии, Финскими Государственными железными была сохранена дореволюционная ширина колеи - 1524 мм.

Эстония после получения независимости вернулась на путь 1524 мм

3. Допуски

Разница 1519-1525 мм между шириной колеи не является критической, что позволяет без переоборудования подвижного состава свободно его использовать в странах с российской колеей.

4. За пределами Российской империи

Панамский железная первоначально также имела путь 5 футов (1524 мм). Когда железная дорога была восстановлена ​​в 2000, ширина колеи была изменена на 1435 мм (4 ft 8 ? in), по для использования стандартного оборудования. Изначально была принята ширина колеи Юга США.

Китайско-Восточная железная дорога при сооружении должна путь 1524 мм. После передачи железной дороги в собственность Китая в 1952, путь перешить на стандартную.


5. За пределами Украины

Западные соседи Украины имеют участки железной дороги с широкой (1520 мм) колеи.

В Словакии есть 88-километровая ветка Ужгород - Ганиска-при-Кошице (?RT), которая используется только для перевозки грузов, преимущественно железной руды для Восточнословацкого металлургического завода Ю.С. Стил Кошице (US Steel Ko?ice). Была построена в 1964-66 годах, электрифицирована в 70-х годах. Существуют планы продолжения этой ширококолейной железной дороги до Вены.

В Польше "Металлургическая ширококолейная магистраль" (Linia Hutnicza Szerokotorowa (LHS)) является одноколейной участком длиной 394,65 км, которая соединяет украинскую железную (ст. Владимир Волынский) с металлургическим комбинатом "Гута Катовице" (ст. Славкув -Южный). Была построена в 70-х годах 20 века для поставки руды в Польшу, а также угля и серы в СССР.

В Венгрии 35-километровый ширококолейный грузовой отрезок Захонь -Еперешке используется венгерскими железными дорогами, он соединен с украинской станцией Батево.

В Румынии 40-километровый ширококолейный отрезок (ст. Сигету-Мармацией) соединяет станции Тересва и Деловое ЛЖД (Закарпатская область), но он используется крайне редко (для пассажирских и грузовых перевозок).

20-километровый отрезок пути 1520 мм является от украинской станции Рени (Одесская область) и молдавской Джурджулешты в румынский дунайского порта Галац.