Надо Знать

добавить знаний



Р-7



План:


Введение

Ракета Р-7

Р-7 (8К71) - советская двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, несла ядерный боевой заряд и могла его доставить практически в любую точку территории "вероятного противника". Стала основоположником целого семейства носителей космического назначения. Глубокие модификации данной ракеты используются и поныне и является основой для Российской пилотируемой и беспилотные космонавтики.


1. История

1.1. Создание

Предыдущие исследования по созданию такой ракеты начались 1950 при выполнении работ по теме Н3 [научной задачи] "Исследование перспектив создания РДД [ракеты дальнего действия] различных типов с дальностью полета 5000-10000 км с массой боевой части 1 ... 10 т". Тема выполнялась по Постановлению от 4 декабря 1950 г. К работе привлекались ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С. Рязанский, Н. А. Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А . И. Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А. А. Дородницын, В. В. Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б. П. Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ- 504 (Карпов), НИИ-10 (В. И. Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А. Н. и другие.

При выполнении темы исследованы значительный объем проблемных, в то время, вопросов и намечены пути их решения, доказана принципиальная возможность создания складуваних баллистических ракет, работающих на компонентах топлива "жидкий кислород - керосин", с полезным грузом 3-5 т. Было с ' Установлено, что основные сложности появятся при создании двигателей тягой 200-300 тс с удельным импульсом в полости 325 с, автономных и радиотехнических средств управления полетом, конструкции и теплоизоляции головной части, которая входит в атмосферу на скорости 6000-7000 м / с и т. д.

Был проведен детальный выбор схемы ракеты, ее оптимальных параметров, количества ступеней, начальной массы, тяги двигателей и других характеристик.

Продолжением темы Н3 стала тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой ​​баллистической ракеты с дальностью полета 7000-8000 км". Работы проводились в соответствии с Постановлением от 13 февраля 1953 Целью темы Т-I была разработка эскизного проекта двухступенчатой ​​баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т с головной частью, которая отделяется, массой 3000 кг и дальностью 8000 км.

В октябре 1953 года по указанию заcтупника Председателя Совета Министров СССР В. А. Малышева масса головной части увеличивалась до 5500 кг при сохранении дальности полета, в связи с чем потребовалась серьезная переработка проекта (поскольку главной частью такой массы спроектированная ракета могла обеспечить дальность 5500 км).

В январе 1954 года состоялось совещание главных конструкторов С. П. Королева, В. П. Бармина, В. П. Глушко, Б. М. Коноплева, В. И. Кузнецова, Н. А. Пилюгина с участием М. И. Борисенко , Д. Бушуева, С. С. Крюкова и В. П. Мишина, на которой обсуждались дальнейшие работы с ракетой в связи с увеличением массы головной части. На совещании принято использование унифицированного двигателя относительно небольших размеров для всех блоков, ограничения габаритов блоков, что позволяло транспортировать их железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракете на специальных фермах, которые откидываются, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу.

Для обеспечения заданной точности стрельбы разброс импульса последствий тяги двигателей должен быть в строго фиксированном диапазоне, однако на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 (В.П.Глушко) не смогло решить эту проблему. Поэтому решено управляющего органами впервые использовать рулевые камеры, которые обеспечивали бы конечный степень тяги после выключения основного маршевого двигателя и импульс последствий, который требовался. Из-за отказа В. П. Глушко от разработки рулевых двигателей С.П.Королев поручил эту работу М.В. Мельникову. Рулевые двигатели с узлами качания, совмещенные с магистралями подвода компонентов топлива, которые отбирались по турбонасосных агрегатов основного двигателя, имели тягу 2,5 тс. На каждом боковом блоке устанавливалось два рулевых двигателя, а на центральном блоке - четыре.

Создание рулевого двигателя потребовало решения многих научно-технических проблем и новых конструкций, которые были использованы с последующим развитием в следующих разработках. Среди них: камера сгорания, работающего на топливе "жидкий кислород и керосин Т-1", охлаждается керосином и имеет высокие для того времени энергетические и массовые характеристики; герметичные поворотные узлы, совмещенные с магистралями подвода компонентов топлива, которые обеспечивают качания камеры сгорания на угол 45 градусов и имеют малые моменты трения; пироклапан, который работает в жидком кислороде, что позволило существенно уменьшить импульс тяги следствия; пирозапалювальний устройство для жидкого топлива при запуске камеры сгорания. Впервые созданы методики определения моментов трения, дисбаланса, инерции и асимметрии тяги в процессе огневого испытания двигателя и комплексная отработка (испытания) полностью собранного двигателя сократило количество материальной части для отработки.

Результате обсуждения этих вопросов было принято основные характеристики ракеты Р-7:

Масса заправленной ракеты 279 т, масса незаправленого ракеты 26,5 т, масса полезного груза (ГЧ) 5,37 т, стартовая тяга двигателей 403,4 тс, дальность стрельбы 8000 км, максимальная высота траектории 1130 км, максимальная длина 34080 мм.

В феврале 1954 года были согласованы основные этапы отработки ракеты и 20 мая 1954 принято Постановление по разработке двухступенчатой ​​баллистической ракеты Р-7 (8К71). Постановлением определялись: главный разработчик ОКБ-1 НИИ-88 и соисполнители ОКБ-456 (двигатели), НИИ-885 (системы управления), ДСКБспецмаш (наземное оборудование), НИИ-10 (гироприлады), КБ-11 (специальный заряд), НИИ -4 МО (полигонные испытания).

Постановлением от 28 июня 1954 "О плане НИР [научно-исследовательских работ] со специальными изделиями" уточнялись содержание, порядок и сроки работ над межконтинентальной баллистической ракетой Р-7.

В приказе министра оборонной промышленности от 6 июля 1954 особенно отмечалось, что создание ракеты Р-7 является задачей государственной важности и все работы следует закончить в указанный срок.

Эскизный проект ракетного комплекса Р-7 был готов в середине июля 1954 Такие скоростные темпы были обеспечены значительным использованием наработок по теме Т-1.

Конструкция ракеты Р-7 принципиально отличалась от всех ранее разработанных ракет своей компоновочные и силовой схемами, габаритами и массой, мощностью двигательных установок, количеством и назначением систем и т.п. Она состояла из четырех одинаковых боковых ракетных блоков, которые прикреплялись к центральному блоку. По внутренней компоновкой боковые и центральный блоки были аналогичны одноступенчатым ракетам с "передним" расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков были "несущими". Двигатели всех пяти блоков начинали работать с Земли. При разделении ступеней боковые двигатели выключены, а центральная часть продолжала полет второй ступенью. На каждом блоке устанавливался унифицированный четырехкамерный ЖРД с тягой 80 - 90 тс каждый. Аппаратура автономного управления была очень громоздкой и располагалась преимущественно в мижбаковому отсеку центрального блока в крупных (высотой около 1 м) стойках - кассетах. Система управления включала автомат стабилизации, который обеспечивал нормальную и боковую стабилизацию, регулирования воображаемой скорости и радиосистему управления дальностью и направлением.

При пакетной схеме, принятой для ракеты Р-7, невозможно было обойтись без регулирования двигательных установок. Сперва решили ограничиться самыми необходимыми системами, поэтому на центральном блоке установили систему регулирования одновременного опорожнения баков, поскольку отсутствие такой системы приводило к значительной потере дальности. Головная часть ракеты, которая должна входить в плотные слои атмосферы со скоростью 7900 м / с (что в 2,5 раза больше скорости головной части ракеты Р-5), конусом с углом полураствора 11 градусов, длиной 7,2 м и массой 5500 кг .

В заключении по проекту ракеты Р-7 было отмечено, что на стадии технического проекта требуются значительные экспериментальные работы по головной части, исследования и отработки систем регулирования РУ, отработки камер сгорания с высокими энергетическими характеристиками, отработка аппаратуры системы управления, отработка органов управления (рулевые камеры ) и систем разделения. На центральном блоке установили систему регулирования одновременного опорожнения баков, поскольку отсутствие такой системы приводило к значительной потере дальности.

Эскизный проект ракеты Р-7 рассматривала экспертная комиссия во главе с академиком В. Келдышем, в которую входили видные ученые и представители заказчика. Комиссия признала, что предоставленные материалы могут быть положены в основу дальнейших работ.

20 ноября 1954 эскизный проект ракеты Р-7 был одобрен Советом Министров СССР.

В ноябре 1954 г. в ОКБ-1 состоялось совещание с участием К. Н. Руднева, В. П. Бармина, Н. А. Пилюгина, М. С. Рязанского и представителей заказчика. На совещании рассмотрели предложение ОКБ-1 о сборе пакета ракеты не вертикально на стартовой сооружении, как предполагалось в проектных разработках, а горизонтально в монтажном корпусе и в собранном виде подвешивать ракету в стартовой системе за силовые узлы на боковых блоках в местах их крепления к центральному блоку .

Предложение было воспринято неоднозначно: следовало менять уже отлаженный механизм организации работ, но предложение было настолько весомой, что все сомнения отпали.

20 марта 1956 принято Постановление о мерах по обеспечению испытаний ракеты Р-7 и другие мероприятия, которые создают благоприятные условия для ее разработки. Значительно возрос темп работ по отработке ракеты Р-7, а с ним и нагрузка на исполнителей, для которых ввели аккордную оплату труда и дополнительное премирование.

Работа с ракетой Р-7 до ее полного окончания состояла из трех этапов: первый заключался в доработке проекта в соответствии с замечаниями экспертной комиссии, изготовление двух партий ракет для стендовых и одной для летных испытаний; вторым этапом было испытание сереии ракет по полной программе, внесение по их результатам необходимых изменений и дальнейшее совершенствование ракет, третий этап - изготовление партии ракет уточненным характеристиками для проведения летных испытаний.

На первом этапе значительные сложности вызвало отработки рулевого двигателя. Пришлось создать специальную испытательную станцию, оборудованную необходимой измерительной аппаратурой, на опытном заводе организовать специальное производство, разработать и освоить технологию изготовления рулевых двигателей и обеспечить их поставку для автономных испытаний и совместного отработки с двигателем ОКБ-456, а также подготовить их комплект для первого и второго этапов испытаний.

Отработали схему запуска двигателей, которая полностью исключала аварийную ситуацию в момент отрыва ракеты от стартовой системы.

Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. после совещания у Главного конструктора, на которой присутствовал Министр оборонной промышленности Д.Ф.Устинов. Он отметил важность и срочности задачи и обещал всестороннюю помощь коллектива.

Кроме рабочей документации на штатную ракету создали документацию на полноразмерные макеты для экспериментальной отработки всех систем ракеты.


1.2. Испытания

В 1956 г. изготовлено по два комплекта блоков А (центрального) и Б (одного из боковых) для стендовых испытаний и три макетные образцы для наземного отработки. Одновременно изготовлен первый летный образец, заводские контрольные испытания которого проводились в филиале № 2 НИИ-88 (впоследствии НИИ-229), вследствие неготовности заводской контрольно-испытательной станции. Несмотря на все сложности, первый летный образец ракеты Р-7 в концу 1956 г. отправили на полигон.

во второй половине 1956 принято решение о подключении к серийному изготовлению ракеты Р-7 Куйбышевского авиационного завода "Прогресс" (А. Я. Линьков). Первые ракеты на заводе "Прогресс" собирались из деталей и узлов, изготовленных на заводе № 88. Впоследствии при заводе "Прогресс" организовали филиал ОКБ-1 во главе с заместителем Главного конструктора Д. И. Козловым.

Новизна конструкции ракеты, новые принципы создания пусковой установки требовали проведения значительного объема экспериментальной отработки систем ракеты и ракеты в целом. Следовало провести и учения служб вновь полигона. С этой целью создается комплексная программа испытаний:

1. Испытывается в реальных условиях разработана система радиоуправления полетом ракеты Р-7. Испытания проводились на ракете Р-5Р. Вместо главной части на ракете Р-5Р устанавливался контейнер с бортовой аппаратурой этой системы. С 31 мая по 15 июня 1956 осуществлено три успешных запуска ракеты Р-5Р.

2. Испытывается в реальных условиях полета система регулирования ракеты Р-7: система одновременного опорожнения баков центрального блока, система регулирования воображаемой скорости, система нормальной и боковой стабилизации, телеметрической системы "Трал" и системы контроля "Факел". Отработка осуществлялось на ракете М5РД на ГЦП в два этапа по пять пусков в каждом (первый этап с 16 февраля по 23 марта 1956 г., второй - с 20 июля по 18 августа 1956 г.). Испытания были успешными.

3. Отрабатывается безударный выход ракеты со стартовой системы, на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ), на котором бетонные колодцы диаметром 19 м, предназначенные свое время для изготовления орудийных башен, и два 300тонних крана, что позволяло поднимать заправленную ракету.

Эти испытания позволили осуществить контрольная сборка и проверку функционирования всех систем и агрегатов новой пусковой установки, получившей название "Тюльпан", в заводских условиях и проверить безударный выход ракеты с пусковой установки при имитации старта. Затем пусковую установку разобрали и отправили для монтажа на стартовый комплекс ракеты Р-7.

Испытания проводились с макетно-технологическим образцом ракеты Р7-СН, баки которого заправляли водой с антикоррозийной присадкой. Для этого ракета устанавливалась в отлаженную пусковую установку, заправлялась к стартовой массы и поднималась (имитация старта) двумя кранами на специальной траверсе, закрепленной за силовые головки боковых блоков. При этом измерялись скорость движения и углы элементов пусковой установки (нижних направляющих), которые отходили от ракеты, опорных ферм, кабель-мачты и т.п.. Пересчетом опытных данных, несмотря на недостаточно полную имитацию старта (разница в скоростях выхода ракеты из пускового устройства и другие параметры), получено заключение о безударный выход ракеты из пускового устройства при реальном запуске.

На ЛМЗ также отработано технологии сборки ракеты из блоков, пригодных для транспортировки в "пакет", методика и технология установки ракеты на пусковую установку, передачи ее массы на опорные фермы, вертикализация и развертывание ракеты на определенный угол.

Испытания проводились с июня по сентябрь 1956 г., после чего пусковую установку и ракету Р7-СН разобраны для отправки на полигон для монтажа и настройки технического и стартового комплексов. В начале декабря 1956 ракета Р7-СН прибыла на полигон.

4. Проводятся огневые испытания ракетных блоков и ракеты в целом (с июля 1956 по март 1957 г.) на стендовой базе филиала № 2 НИИ-88, построенной специально для отработки ракеты Р-7.

Испытания включали холодные испытания отдельных блоков для отработки режимов заправки и подпитки баков жидким кислородом и азотом, получения данных о температурные режимы в баках, топливных магистралях и отсеках блоков, а также огневые испытания отдельных блоков для проверки режимов запуска и работы маршевых и рулевых двигателей в составе двигательной установки, проверки работоспособности систем питания двигателей, получения данных о температурных и вибрационные нагрузки на элементы конструкции блоков, проверку реальных динамических характеристик аппаратуры автомата стабилизации и систем регулирования воображаемой скорости и опорожнения баков.

Осуществлено пять огневых испытаний трех боковых блоков (15 августа, 1 и 24 сентября, 11 октября и 3 декабря 1956 г.), три испытания центрального блока (27 декабря 1956 г. Блок 2ЦС, 10 и 26 января 1957 блок 1ЦС ) и огневые испытания двух собранных в "пакет" ракет (20 февраля "пакет" 2С, 30 марта 1957 г. "пакет" 4СЛ - летный вариант).

Огневые испытания всех трех боковых блоков прошли удовлетворительно. Движущие установки запускались соответствии с установленной циклограммы. При подготовке к огневым испытаниям первого центрального блока после заправки кислородом произошла авария: через гидроудары обрушилась туннельная труба подачи кислорода в двигатель и весь кислород утечка. Причиной аварии стал перегрев жидкого кислорода в туннельной трубе через ее большую длину. Для устранения этого недостатка введен постоянное протекание кислорода с нижней точки трубопровода на выброс, который впоследствии заменено системой циркуляции. После ремонтно-восстановительных работ испытания продолжились и дали положительные результаты. Первое испытание ракеты длилось всего 20 с благодаря уменьшению заправки компонентами топлива. В следующих испытаниях время работы двигательных установок всех блоков отвечал времени их работы при полете, а бортовой системой управления полетом осуществлялись отклонения рулевых камер на максимальные углы.

Параллельно с огневыми испытаниями на специальном стенде отработано отстыковки наземных коммуникаций и технологию обслуживания хвостовых отсеков ракеты на старте, по результатам которых скорректировано эксплуатационную документацию Параллельно с огневыми испытаниями на специальном стенде отработано отстыковки наземных коммуникаций и технологию обслуживания хвостовых отсеков ракеты на старте, по результатам которых скорректировано эксплуатационную документацию.

5. Отрабатывается кабина обслуживания пусковой установки и проверяется ее сочетание с хвостовыми отсеками блоков ракеты. Эти работы проводились в филиале № 2 НИИ-88 с целью проверки работы всех кабины обслуживания, методики ее развертывания и отвода в нишу, а также проверка возможности и удобства обслуживания хвостовых отсеков ракеты с площадок кабины. Для этого собрано специальную установку, которая состояла из реальной кабины обслуживания и макетов хвостовых частей блоков ракеты. Во время испытаний кабина многократно выдвигалась из ниши, поднимались ее площадки, раскладывались и присоединялись к хвостовых отсеков ракеты заправочные шланги, а также составление и эвакуация кабины в нишу. После окончания испытаний кабину отправили на полигон для монтирования на стартовой системе.

6. Отрабатывается система отделения боковых блоков ракеты от центрального на специальной установке в филиале № 2 НИИ-88 с целью определения реальных характеристик и параметров системы разделения блоков. Результаты измерений показали, что система разделения функционирует нормально и ее параметры не превышают проектных значений.

7. Отрабатывается технология подготовки ракеты к запуску и взаимодействие служб полигона.

В декабре 1956 г. на полигон доставлена ​​первая ракета Р-7-СН для наладочных работ.

Программа этих работ как часть общей программы отработки ракеты Р-7 предусматривала:

- На технической позиции - полный объем механозбиральних работ с ракетой, проверку герметичности всех магистралей ракеты, проверку удобства обслуживания систем ракеты из агрегатов наземного оборудования и отработка технической документации на подготовку ракеты и обучение обслуживающего;

- На стартовой позиции - транспортировка ракеты, подъем в вертикальную позицию и установки на пусковое устройство, вертикализация и прицеливания, подключение к ракете всех пневмо-и гидрокомуникаций, заправку ракеты компонентами топлива, газами и проведение всех предстартовых операций (опускание ферм обслуживания, отвода кабины обслуживания в нишу), отстрел пневмо-и гидроколодок от ракеты, слива компонентов топлива и эвакуация ракеты со стартовой позиции, отработки технической документации и обучения боевых расчетов.

Во время работ контролировались готовность к работе и наладка всех служб полигона.

Испытания проводились в декабре 1956 - феврале 1957.

В декабре 1956 по самолету облеты всех пунктов полигонного измерительного комплекса, расположенных вдоль трассы полета и в районах падения головной части.

В марте 1957 г. на техническую позицию полигона прибыла первая ракета Р-7 (№ 5) для проведения ЛКВ. Процесс подготовки ракеты предусматривал електропневмовипробування каждого блока, проверку соосности блоков ракеты после транспортировки, сбора пакета, электро-и пневмовипробування ракеты целом (автономные и комплексные испытания), установление пневматических и гидравлических колодок на блоки ракеты для присоединения на стартовом комплексе наземных магистралей, перевод "пакета "на установщик и пристыковке головной части.

10 апреля 1957 состоялось первое заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний (комиссию утвердил Совет министров 31 августа 1956), в составе В. М. Рябиков (председатель), М. И. Неделина (заместитель председателя), С. П. Королева (технический руководитель), В. П. Бармина, В. П. Глушко, В. И. Кузнецова, А. Г. Мрыкина, Н. А. Пилюгина, М. С. Рязанского (заместители технического руководителя), С. М . Владимирского, А. И. Нестеренко, Г. Н. Пашкова, И. Т. Пересыпкина и Г. Р. ударов.

С. П. Королев на заседании комиссии доложил о результатах экспериментальной отработки и о подготовке ракеты Р-7 к началу летных испытаний. Весомыми аргументами о готовности ракеты к летным испытаниям были положительные результаты огневого стендовых испытаний блоков и ракеты в целом. В своем докладе С. П. Королев коснулся также структуры испытательных расчетов и их персонального состава, схемы контроля ответственных операций подготовки ракеты к запуску ("исполнитель-контроллер испытательного управления - контролер Главного конструктора"), которая широко использовалась в последующих работах, особенно при подготовке пилотируемых космических комплексов.

Летные испытания должны были проверить правильность принципиальных решений, заложенных в конструкцию ракеты, двигателей, системы управления, наземного оборудования; осуществить их совершенствования и отработки в летных условиях, получить и накопить данные по дальности и кучности при запусках на расчетную дальность 6314 км, а также получить данные для всех систем и агрегатов ракеты, наземного оборудования и измерительных средств.

Исходя из этих задач целью первых запусков была отработка техники старта, динамики управляемого полета первой ступени и процесса разделения ступеней, а последующих - проверка и отработка системы радиоуправления, динамики полета второй степени и движения головной части к цели. Кроме того, две ракеты из двенадцати, предназначенных для ЛКВ, после соответствующих доработок использовали для запуска первых двух искусственных спутников Земли типа "ВС".


1.3. Первые запуски

5 мая 1957 ракету Р-7 № 5 вывезено на стартовую позицию. Работы по подготовке ракеты к запуску на стартовой позиции, учитывая новизну и ответственность, были поделены на несколько дней, в частности заправка ракеты компонентами топлива предусматривалась на восьмой день.

Первый запуск состоялся 15 мая 1957 в 19 час. 01 мин. по московскому времени. По визуальным наблюдениям полет проходил нормально до 60 с, затем в хвостовом отсеке заметили изменения в пламени газов, вытекающих из двигателей. Обработка телеметрической информации показала, что на 98 с полета отвалился боковой блок Д и ракета потеряла устойчивость. Причиной аварии была негерметичность топливной магистрали топлива. В этом запуска получены данные о динамике старта и управляемого полета 1 степени.

Второй запуск, назначенный на 11 июня 1957 г., не удалось, несмотря на три попытки: при первых двух попытках через примерзания блюда главного кислородного клапана блока В напоминала схема запуска, на третьей попытке аварийно отключились движущие установки на режиме степени из-за ошибки, допущенной на технической позиции при установке клапана азотной продувки магистрали окислителя центрального блока. Ракету сняли с пускового устройства и вернули на техническую позицию.

Третий запуск состоялся 12 июля 1957 в 15 час. 53 мин. На 33 с полета ракета потеряла устойчивость. Причиной аварии было замыкание на корпус цепей руководящего сигнала интегрируемого прибора по каналу вращения.

Четвертый запуск 21 августа 1957 в 15 час. 25 мин. прошел успешно и ракета впервые достигла района цели. Основным недостатком этого запуска было разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящей участке траектории, к тому же экспериментальных данных о причинах этого разрушения не получено, поскольку телеметрические записи прекратились за 15-20 с до падения головной части. Анализ элементов конструкции головной части, которые упали, позволил установить, что разрушение началось с наконечника головной части, и одновременно уточнить размер снос ее теплозащитного покрытия. Это позволило доработать документацию на головную часть, уточнить компоновку, расчеты конструкции и прочности, и изготовить ее в наименьшие сроки для очередного запуска.

В средствах массовой информации 27 августа 1957 опубликовано сообщение ТАСС, что в Советском Союзе испытана межконтинентальную баллистическую ракету.

Очередной запуск ракеты Р-7 7 сентября 1957 преимущественно подтвердил результаты предыдущего запуска.

Положительные результаты полета ракет на активной части траектории позволили использовать их для запуска первых двух искусственных спутников Земли (типа "ПС"). Их носителями были ракеты № 1ПС и 2ПС, которые доработали с учетом необходимых задач и опыта летного отработки. Всего вывод двух первых искусственных спутников Земли было успешным.

По результатам шести запусков ракеты Р-7 доработаны головная часть (заменена новой) и система ее отделения, использованы щелевые антенны телеметрической системы "Трал" и др.., Эффективность подтвердили последующие запуски.

Летно-конструкторские испытания второго этапа закончились запусками ракет Р-7 24 мая и 10 июля 1958 г., при этом впервые полностью успешно прошел запуск ракеты Р-7 29 марта 1958

Программу летно-конструкторских испытаний экспериментальных ракет Р-7 в основном были выполнены. Получены опытные данные, которые доказали правильность основных принципиальных решений, заложенных в конструкцию ракеты, двигателей и систему управления. Отработано технику старта, динамику управляемого полета на 1 и 2 ступенях, систему радиоуправления и отделения головной части. Проверено и реализовано меры, обеспечивающие достижение цели головной частью. Получены опытные данные о действительной траекторию полета на определенную дальность, принятые достаточные гарантийные запасы компонентов топлива. Однако полученных данных о рассеяния было недостаточно для полной оценки кучности, хотя предварительная оценка показала, что рассеяние не превышает пределов, определенных при проектировании. Полученных данных о упругие колебания конструкции и давления в движущих установках с частотой 10-13 Гц на 1 ступени полета было недостаточно для исчерпывающего ответа на этот вопрос.

В целом ракета Р-7 с учетом устраненных в установленные сроки замечаний и недостатков, выявленных и не устраненных в процессе испытаний, допускалась к очередному этапу летных испытаний. Целью этих испытаний были проверка основных летных и эксплуатационных характеристик МБР Р-7 (конструкции третьего этапа) требованиям Постановления от 20 мая 1954 г.; проверка правильности и достаточности конструктивных решений, принятых по результатам ЛКВ ракет Р-7 второго этапа, которые определяли надежность ракет , определенную дальность и точность стрельбы, и выдача рекомендаций о возможности принятия конструкции третьего этапа на вооружение Советской Армии.

Общие летные испытания проводились с 24 декабря 1958 по 27 ноября 1959 испытывались 16 ракет, из которых восемь изготовлен на серийном заводе "Прогресс". Испытаниям предшествовали контрольные огневые стендовые испытания специальной сборки, состоящая из центрального и одного бокового блока, проведенные в августе-ноябре 1958 г. на стендах филиала № 2 НИИ-88. Испытания 17 ноября 1958, на котором боковой блок был закреплен по схеме "пакет", подтвердили эффективность мер по исключению резонансных колебаний в контуре "упругая конструкция - двигательная установка", которые раньше приводили к разрушению ракеты на первой ступени полета.

На ракетах третьего этапа ликвидирован мижбаковий отсек приборов на центральном блоке (приборы разместили в едином блоке в верхней части блоков), внедрены рулевые двигатели повышенной тяги и улучшенной схемы их питания, Собис вместо СОБ (для одновременного опорожнения всех баков на каждом блоке и синхронизации их опорожнения в определенных пределах), изменены условия наддува баков и другие конструктивные усовершенствования.

С 16 запущенных ракет 10 достигли цели с определенной точностью, две ракеты превысили дальность в 1890 км через отклонения в работе системы управления, одна ракета не долетела до цели 28 км через ненормальную работу системы наддува трубопровода окислителя на конечной ступени, одна ракета перелетела цель на 16 , 8 км из-за неустойчивой работы системы радиоуправления и две ракеты прекратили полет из-за отклонений в работе двигательной установки.

С проведением ЛКВ осуществлялись запуски космических ракет-носителей на базе ракет Р-7 третьего этапа (сентябрь 1958 - ноябрь 1959 г.). По семь запусков автоматических станций.

Постановлением от 20 января 1960 межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) принята на вооружение Советской Армии.

В процессе создания ракеты Р-7 решено некоторые научно-технические проблемы, которые составили фундаментальную научно-техническую базу дальнейшего совершенствования ракетных и первых космических разработок.


1.4. Ракета Р-7 стала базовой для создания группы модификаций

С конца 1959 г. начались летно-конструкторские испытания ракеты Р-7А (8К74) с главной частью новой конструкции и без системы радиоуправления. Дальность полета ракеты существенно возросла. Упростили и методику подготовки ракеты к запуску. При ЛКВ испытано восемь ракет, из которых семь свою задачу выполнили. Ракета Р-7А приняли на вооружение, на замену ракеты Р-7. Двухступенчатая ракета Р-7 - ракета-носитель "Спутник" (8К71ПС и 8А91) обеспечила запуск первых трех искусственных спутников Земли, что позволило начать исследования довколаземного космического пространства.

Трехступенчатые ракеты-носители 8К72 с блоком Е ("Восток"), и 11А511 с блоком I ("Союз") позволили начать исследования дальнего космоса и Луны. Осуществлены полеты пилотируемых космических кораблей (КК) "Восток", "Восход", а затем и "Союз". Развернуто разностороннее изучение космического пространства и созданы условия для прикладного использования ракетно-космической техники в интересах науки, обороны и народного хозяйства. Впоследствии эти ракеты-носители использовали для запуска космических кораблей типа "Зенит", "Метеор", "Электрон", "Прогресс" и др..

Четырехступенчатая ракета-носитель 8К78 с блоками И, Л ("Молния") позволила расширить исследования дальнего космоса и Луны. Осуществляются полеты автоматических межпланетных станций к планетам Марс и Венера. Продолжаются исследования и эксперименты с научной и народнохозяйственной целью. С использованием этой ракеты осуществляются запуски спутников связи типа "Молния".

При создании трехступенчатой ​​и особенно четырехступенчатой ​​ракет-носителей встретились новые проблемы, связанные преимущественно с запуском двигателей в условиях космического пространства и невесомости, которые приводили к аварийным последствиям. первых запусков космических объектов.

Значительная роль в модернизации ракет типа Р-7, принадлежит Куйбышевском филиала ОКБ-1, а затем ЦСКБ (Д. И. Козлов) и завода "Прогресс", который изготовлял эти ракеты. Четвертая ступень ракеты 8К78 с 1965 года курируют и изготавливают в НПО им. Лавочкина.


2. Основные характеристики ракеты Р-7

Максимальная дальность стрельбы, км 8000
Начальная масса ракеты, т 280
Масса головной части, т 5,3 - 5,5
Масса компонентов ракетного топлива, которые заправляются

(Жидкий кислород, керосин, перекись водорода, газ), т

253
Скорость в момент отключения РУ, м / с:
* Первой степени 2170
* Второй степени 6385
Тяга двигательной установки на земле

(Первой и второй ступеней), тс

403,4

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам