Садово-парковая скульптура

Фонтан раковина и два путти

Садово-парковая скульптура - разновидность пластики, предназначен для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистской, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.


1. История

1.1. Древняя Греция

Скульптор Скопас. Голова Афродиты.

Жизнь в древнегреческих городах-полисах не было легким. Необходимость выживания во враждебном среде обусловила подозрительность, доносы, разочарование в действиях власти и войск, если те не давали быстрых побед. Частные сады сначала в полисах были очень редкими, потому частное лицо, индивидуум, еще не мог отделиться от коллектива, от общества полиса-города. Известны сады в Афинах, Лицей и Академия, сформировались на этапе кризиса полисового жизни.

Именно поиски выхода из кризиса стимулировали древнегреческий философию.

Именно сады Академии выбрали для встреч и обучения философы, а название "академия" распространилась миром.

Именно от греков идет традиция украшать сад скульптурами.


1.2. Эллинизм

"Умирающий Лаокоон с сыновьями от змея, наслала Афина"

Эпохой эллинизма стали называть века после завоевания Александром Македонским государств Малой и Передней Азии и Северного Египта и распространен древнегреческой культуры на Восток.

Мощные очаги эллинизма возникли в Северном Египте и в Передней Азии. Именно здесь возникли свои школы скульптуры, ставшие достоянием культуры всего региона. Если мастера города Александрия считались с культурой Древнего Египта и сделали компромиссные формы, то скульпторы Пергам опирались больше на греческие традиции и развили их дальше. В скульптуру пришло движение, а лица персонажей отразили большую гамму человеческих чувств - величие на лице Богов, страдания Лаокоона и его сыновей, полет и восторг этим полетом на всей фигуре богини Победы - Ники Самофракийской. Скульптура эллинизма потеряла равнодушно-успокаивающий характер и обратилась к переживаниям и чувствам частного лица, рожденных индивидууму.

Распространение в сутки эллинизма получила и садово-парковая скульптура, малая спокойный, развлекательный, декоративный характер (Старый рыбак, Амур на гусе, Отдых Сатира, терракотовые статуэтки из Танагры).


1.3. Древний Рим

Частные сады Древнего Рима невозможно представить без ручьев и садово - парковой скультуры. Воинственный Рим постоянно грабил захваченные страны. Наиболее ограбленным были Греция и греческие города-колонии в Средиземноморье. В Рим десятилетиями вывозили мраморные и бронзовые скульптуры, вазы, капители колонн, сами колонны, рельефы и даже каменные глыбы старых и разрушенных храмов, дворцов, сооружений.

В Риме быстро возникла практика копирования древнегреческих скульптур, потому награбленных образцов не хватало на всех желающих. Благодаря этому (из-за чрезвычайной распространенности копий) уничтожены оригиналы греческих скульпторов дошли до нашего времени в даньоримських копиях.Их и сейчас изучают, зарисовывают и копируют студенты художественных академий разных стран.


1.4. Италия эпохи Возрождения

В Италии эпохи Возрождения развитие скульптуры опередил на некоторое время развитие других разновидностей искусства. Скульптура стала доминировать на площадях и в первых образцах загородных вилл, в уютных садах, в отделке фонтанов. Фонтаны со скульптурами приобрели такую ​​популярность, что итальянская образцы были взяты в сады Англии, Франции, Чехии ( Прага, фонтан в саду Королевского летнего дворца). Поэтический фонтан с небольшой скульптурой стал героем драматических представлений в театре, а образцы фонтанов Италии покупали и вывозили в знатные имения даже в 19 - 20 веках (итальянский фонтан с рельефом амуров, сад и Воронцовский дворец (Алупка) в Крыму, усадьбы в Англии, поместья в США и т.д.). Касалось это и фонтанных скульптур Джованни да Болонья (или Джамболонья) суток маньеризма.


1.5. Сады барокко

Ян Брокоф. Фонтан Тритон. 1685
Вилла Альдобрадини. Скульптор Жак Сарацин, 1621 Полифем с флейтой Пана

Сад барокко (регулярные сады) почти невозможно представить без садово-парковых скульптур. Еще в начале возникновения подобных садов их насыщали архитектурой и статуями. Декоративный характер имели и вазы, и скульптуры. Почти все скульпторы барокко отдали дань садово-парковой скульптуре - Куазевокс, Жирардон, Пюже, Матьяш Бернард Браун, Ян Брокоф.

Лоренцо Бернини начинал карьеру садовым мастером. Пройдет время и его скульптурами украшать только дворцы. А одна из скульптур мастерской Бернини даже пересечет границы Италии и украсит Летний сад в Петербурге (Амур и Психея, мастерская Бернини).

Поскольку сразу сады барокко начали служить властям, изменился и их характер. Теперь сады служат репрезентативным целям, становятся частью дворцового быта, впитывают этикет, моды, создают среду для праздников. Постепенно скульптура подчиняется особым программам. Так, в парке Версаля прямо или завуалировано прославлялась лицо короля Луи 14-го (конный монумент Курций, фонтан со скульптурами "Алоллон на колеснице").

Пропаганду войны со Швецией носил выбор скульптур для Летнего сада царя Петра Первого. Отсюда скульптуры Беллоны - римской богини войны, скульптура "Слава воинов", аллегорична группа "Ништатський мир" 1722 итальянца Пьетро Баратта.

Когда победа над армией Швеции стала предсказуемой, барочные скульптуры Летнего сада служили просвещению, привлечению царского окружения к достижениям прогрессивной западноевропейской образования и культуры (скульптуры "Мир", "Справедливость", "Архитектура", "Морская навигация"). Удивление вызывает скульптура с надписью на книге "Милосердие лучше закон", ибо известно, что Петр Первый к этому лозунги не прислушался.

  • Скульптура "Амур и Психея" мастерская Лоренцо Бернини XVII века. Летний сад, Петербург.

  • Место Летнего сада с мраморными статуями мастеров Италии 18 века.

Свою программу имел и набор скульптур в барочном замке Кукс, Чехия. Владелец замка, граф Шпорк заказал скульптуры мастеру Бернарду Брауну на библейские темы "семь смертных грехов" и "семь христианских добродетелей". Поэтому в замке и появились скульптуры-олицетворение добродетелей Щедрость, Мудрость, Справедливость, Надежда, Вера в Бога, а среди грехов - Гнев, Гордость, Отчаяние, Скупость, Зависть, Праздность, Обжорство.


1.6. Итальянские мастера садово-парковой скульптуры

Ск. Джованни Бонацца, Ночь-скульптура из цикла "Течение времени", 1717 г. Летний сад.

Одним из центров изготовления садово-парковой сульптуры в Европе 17 века стала Венеция. Возникновение барочных садов пидвищило спросе в Италии, и за ее пределами. Если небогатые владельцы усадеб вдоль реки Брента покупали мало, австрийские, польские, русские вельможи покупали целые партии.

Особую группу заказов составили заказы с Петербурга. Стремительный рост новой столицы портребувало барочных дворцов и барочных садов. В Италию отправили особых агентов, покупали образцы искусств, а также садово-парковую скульптуру. Этим занимались Юрий Кологривов и Савва Рагузинский, последний заказал сразу 20 скульптур. Когда необходимых статуй не было, их заказывали мастерам. Заказы получили скульпторы из Венеции и даже Южных Нидерландов, как тогда называли Бельгию - Пьетро Баратта, Джованни Бонацца, Томас Квеллинус т.п..

Талантливым среди мастеров садово-парковой скульптуры Венеции был Пьетро Баратта, чьи скульптуры еще украшают Петергоф, Царское Село (музей-заповедник) и Летний сад в Петербурге.


1.7. Сады классицизма

Давно известно, что периоды в искусстве не совпадают точно с календарю, с изменением веков. Например, в Российской империи классицизм чиновники силомиць ввели с 1760-х годов, а поддерживали до середины 19 века.

Сады классицизма имели пейзажный характер. Поэтому насыщенность скульптурой была маленькой, а ее характер значительно отличался от программ барочных скульптур. Возродили моду на Древнегреческий и римских богов, муз, персонажей мифов, амуров в комбинации с колоннами, обелисками, балюстрадами.

  • Обелиск в честь основания Павловска в пейзажном парке

  • Чугунные ворота в Павловске

Партер в усадьбе Архангельское под Москвой. Архивное фото

Исключительный характер имело создание сада в усадьбе Архангельское близ Москвы. В эпоху классицизма здесь создали сад на террасах (что присуще именно барокко), а его парадную часть украсили невероятным количеством скульптур декоративного, классицистического и мемориального характера. Владелец усадьбы, князь Юсупов иногда специально выкупал интересные усадьбы, чтобы забрать садово-парковую скульптуру оттуда и перевезти ее в Архангельское, как это было с усадьбой Горенкы Алексея Разумовского (1748-1822).

Типичный для классицизма набор садово-парковой скульптуры имела усадьба Алабино младшего брата скандально конечно богача Акинфия Демидова - Никиты Демидова. Необычным был только материал - богатый Никита заказал скульптуры из долговременного чугуна. Здесь и Аполлон на искусственном холме, и декоративные вазы, декоративные сфинксы, а въезд в усадьбу украшали два обелиска.

Огромную статую древнегреческой Пифии видливалы из металла и для сада Безбородко Александр Андреевич в Полюстрово под Петербургом, размерами которой он удивлял гостей.


1.8. Сады 19 века

Круг тем садовой скульптуры в 19 веке расширилось. Если в начале века доминировал классицизм, постепенно переродился в сухой, изможденный академизм, то с середины века появляются позакласични темы. Барочный сначала Летний сад в Петербурге превратили в почти пейзажный, а сад украсил монумент баснописце Крылову, одинаково далек и от барочных статуй и скульптур классицизма.

Влияние академизма ощущаются и в скульптуре Луи-Эрнста барь (Louis-Ernst Barrias) "Клятва подростка Спартака", установили в саду Тюильри в Париже. Но подобную тему неможлово представить в садах барокко. Древние сады Парижа насыщают новыми монументами - писателю Бальзаку, поэту Мицкевичу, некоторым ученым.

  • Луи-Эрнест барь (1851-1905) "Клятва подростка Спартака", сад Тюильри, Париж, 1871 г.

  • Летний сад (Санкт-Петербург). "Монумент баснописцу И. Крылову", скульптор Клодт, 19 века.

  • Монумент композитору Иоганну Штраусу в Павловске, садово-парковом ансамбле у Петербурга


Источники

  • Ротенберг Е. И "Искусство Италии 16 века", М, "Искусство", 1967 (рус)
  • Булавина Л. "Архангельское", краткий путеводитель по усадьбе, М, "Московский рабочий", 1974 (рус)
  • Глумов А.И. "Архитектор Николай Львов", М, "Искусство", 1980 (рус)
  • журнал "Декоративное искусство СССР", № 2, 1986 (статья Н. Вулих "Античный сад")

См.. также