Самовоспитание

Самовоспитание - управление субъектом своей деятельностью, общением, поведением, переживаниями, направленными на изменение своей личности в соответствии с осознанными целей, идеалов и убеждений для самосовершенствования.

Материал для таких бесед можно найти в книгах "Занимательная психология" К. Платонова, "Загадки человеческого" Я "Ф. Михайлова," В мире Мысли и чувства "Ф. Гоноболина.

Важным аспектом самовоспитания является логическое мышление, умение анализировать каждый свой поступок, способствует выработке требовательности к себе как постоянной черты характера, без которой невозможно добиться успеха. Поэтому педагоги в индивидуальных беседах и на собраниях подробно анализируют нарушения правил поведения, их причины, приучают учащихся к самоанализу.

Самовоспитание требует длительных волевых усилий, умения управлять собой, достигать поставленной цели, не унывать от неудач. Поэтому следует привлекать школьников к видам деятельности, которые предусматривают собранность, организованность, ответственность. Преодолевая трудности, они закаляют волю, доводят начатое дело до конца, убеждаясь, что даже небольшие успехи делают их сильнее.

Повышает эффективность процесса самовоспитания идеал, к которому стремится ученик. Наблюдение убеждают, что к самовоспитанию безразличны преимущественно те, кто не имеет жизненной цели, идеала. Поэтому важно знать идеалы учеников, помочь сформировать идеалы тем, кто их не имеет.

Успешность процесса самовоспитания значительной степени зависит от уровня развития коллектива вообще. В сплоченном коллективе, где царит здоровая общественная мысль, атмосфера доброжелательности, развитая взаемовимогливисть, самовоспитания происходит, как правило, успешно.


Этапы самовоспитания

Процесс самовоспитания длительный и охватывает следующие этапы:

  • выяснения педагогами отношения учащихся к процессу самовоспитания. С этой целью проводят анкетирование. На этом этапе у учащихся формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию. Прежде добиваются осознание воспитанником, что его судьба зависит не только от воспитательной работы школы, но и от самостоятельной работы над собой. Он также должен понять, что самовоспитание является его личным делом и делом общества;
  • появление у ученика стремление к самосовершенствованию. Педагог на этом этапе должен помочь сформировать идеал, к которому следует стремиться, выработать у ученика стойкое желание подражать ему. Выяснив различие между собой и своим идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать для его достижения, которых недостаткам следует избавиться. В процессе самовоспитания ученик сравнивает себя с идеалом. Поскольку он сам постоянно меняется к лучшему, идеал также нуждается в совершенствовании, обогащения. Идеал помогает ему составить программу самовоспитания. На этом этапе следует обсудить с учащимися отдельные фрагменты индивидуальных программ самообразования и самовоспитания выдающихся личностей;
  • начало систематической работы ученика над собой в процессе реализации программы самовоспитания. Этот процесс осуществляется в различных видах деятельности: учении, труде, самообслуживании, выполнении общественных поручений, участия в работе кружков. Педагог помогает ученику контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, растут самостоятельность и инициатива питомца.

Учитывая особенности этапов самовоспитания, классный руководитель должен квалифицированно планировать свою воспитательную работу с учащимися.


Приемы работы над собой

В процессе организации самовоспитания учащихся обучают специальным приемам работы над собой, к которым относятся:

а) самоубеждение. Его суть заключается в предложении ученику найти в определенной ситуации аргументы и с их помощью убедить в правильности или неправильности своего поступка или переключить в конфликтной ситуации мысли на другие темы и дела, которые отвлекли его от конфликта, успокоили;

б) самовнушения. Его предлагают использовать при необходимости преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушение предусматривает повторение учеником мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, можно предложить следующее суждение: "Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и могу от нее избавиться";

в) самопидбадьорювання. Этот прием эффективен, если ученик теряется в сложных ситуациях, веру в собственных силах и возможностях;

г) Самопоощрение. Применяют его, если ученик, преодолевая определенные трудности, выполнил сложную задачу. Эффективен он при необходимости преодолеть негативные черты личности;

г) самопринуждение. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться, работать, с ленью;

д) самоанализ. Ему принадлежит решающая роль в же воспитании, поскольку он предполагает умение анализировать свои поступки, давать им определенную оценку;

е) практические приемы. К ним относятся прием "шаг вперед" - ежедневное планирование деятельности на следующий день, прием "оценки прожитого дня" - анализ учеником своих действий, поступков, недостатков;

е) "правила моего поведения". Заключается в соблюдении составленных для ученика правил поведения. Приучает к выполнению своих обязанностей;

ж) самозобовьязання. Предполагает планирование учеником работы над собой в месяц, семестр или год в зависимости от того, какие черты личности и в какой срок он стремится сформировать или преодолеть;

с) "узнай себя". Имеет характер игры, при которой учитель дает неполную характеристику ученику, не называя его фамилии. Тот узнает себя, а товарищи дополняют эту характеристику;

и) "самохарактеристика" и "взаемохарактеристика". Суть этих приемов заключается в обсуждении в коллективе подготовленных таким образом характеристик, приучает учащихся к самоанализу, дает педагогу богатый материал для работы с ними.


Оценки

По утверждению В. Сухомлинского :

" Самовоспитание требует очень важного, мощного стимула - чувство собственного достоинства, уважения к себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тонких, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, советы, ласкового или укоризненного взгляда. Не может быть и речи о самовоспитании, если человек привык к грубости и реагирует только на "сильное" слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием - это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения. "