Надо Знать

добавить знаний



Свирель



План:


Введение

Игрок на флейте

Свирель ( Аудио свирель описание файла) - народный духовой музыкальный инструмент, в Украине известный с княжеских времен. Изготовлялся из калиновой ветви, бузины, лещины, камыша и др.. Длина достигала 30-40 см, в нижнем конце просверливали 5-6 дырочек. В западных регионах бытовали разновидности свирели - денцовка, дводенцивка, свирель.

В настоящее время является распространенной так называемая "концертная" свирель - в отличие от народной она имеет 10 отверстий, что обеспечивает ей хроматический звукоряд.


1. История возникновения

По способу добычи звуков свирель относится к древнейшим духовых инструментов: "Скажем, 5-ти дырочной свирель из Черновицкой и комплекс ударных костей с Черниговщины датировано 20-ю тысячами лет назад", - так выражает свое мнение относительно распространения свирели в Украине доцент Львовской государственной музыкальной академии им. Лысенко М. Корчинский [1, 15]. Встречаем упоминания об этом инструменте в древних летописях восточных славян XI в. [2, 202, 203], памятниках старого украинского письма Феодосия Печерского, митрополита Киевского Кирилла, Памфила (XI - XIII вв.), украинских песнях, сказках, легендах, преданиях, в произведениях русских и украинских писателей (В. Короленко "Слепой музыкант", Л. Украинской "Лесная песня", М. Коцюбинский "На крыльях песни" и др.)., где описывается использование флейты среди пастухов, скоморохов, чумаков, музыкантов на свадьбах в устной традиции.

Первые образцы флейты были технически несовершенны, имели 6 отверстий. По словам Лысенко "закрытые или открытые, в различных комбинациях, эти дырочки изменяют длину столба воздуха в дудке, а тем меняют и высоту звука или тона" [3, 12]. Эти инструменты были диатонические, прислуживала в выигрывание пения и к танцам, в репертуаре присутствуют "пастушьи эпические песни" (XIV - ХVII ст.). То есть их использование ограничивалось чисто рамками этнографического среды. Об этом подчеркивает М. Лысенко: "Свирель, что затинае обычные бытовые песни и танцы, в тройственной музыки не берут, наверное из-за ее громкий тон. Свирель есть инструмент специально пастуший" [3, 12].

Как профессиональный, академический, ансамблевый инструмент дудочка начинает использоваться только во второй половине ХХ века.

В конце 20-х годов ХХ века на Украине организуются первые самодеятельные оркестры украинских народных инструментов. Руководители этих коллективов наряду с решением различных художественно-стилевых задач, создание репертуара, воспитанию дирижерских кадров, начинают кропотливую работу над совершенствованием музыкального инструментария, созданием оркестровых семей, организацией ансамблей народных инструментов при оркестрах. Впервые предпринимаются попытки объединить в однородный ансамбль семью оркестровых свирелей талантливыми мастерами-конструкторами, руководителями оркестровых коллективов Л. Г. Гайдамакой и А. Зуляком. Их последователями стали мастера и любители этого инструмента: Г.Каськун, О.Шльончик, Е.Бобровников, И.Скляр.

Весомый вклад в дело совершенствования и реконструкции свирели совершил учитель Ополонивськои средней школы Штепивського района Сумской области Никифор Матвеев. Его по праву можно считать первым мастером-свирельщик в Украине, который изготовил стандартные свирели-примы (диатонические строй, 6 отверстий) и басовые свирели. Созданные им первые самодеятельные детские коллективы свирельщиков (1939, 1940, 1945), их многочисленные выступления на районных, областных, республиканских смотрах художественной самодеятельности школьников засвидетельствовали популярность этого инструмента, высокий исполнительский уровень этих ансамблей, разнообразие репертуара. Продолжателями Н. Матвеева в деле организации ансамблей свирельщиков стали его ученики В. Я. Боруха, М. С. Андрусенко и мастера-исполнители В.Зуляк, Е.Бобровников.

Первым концертным инструментом с точной настройкой, хроматическим звукорядом и с тональным перестроювачем типа подвижных целлулоидных колец, расположенных на поверхности, стала свирель мастера-конструктора И.Скляра. Основой для усовершенствования стала 7-ми дырочной свирель народного умельца И.Яроша. В процессе работы над усовершенствованием флейты И.Скляру удалось выработать стали принципы изготовления стандартных инструментов, на которых с помощью комбинированного перекрытия апликатурних отверстий при соответствующем струи воздуха можно получить весь хроматический звукоряд. Как пишет сам И.Скляр "целью этой кропотливой работы стало создание основы, на которой сложилась школа игры на свирели, а также, главное, воспитание исполнителей игры на этом замечательном народном инструменте" [4, 4]. Кроме теоретических обоснований, И.Скляр в своей книге "Подарок сопилкаря", представляет нотный приложение, где помещены рекомендации по выполнению нотного материала. Среди произведений, вошедших в эту книгу: дуэты (свирели I и II; фортепиано и флейта; свирель и бандура) квартеты (свирели I, II, III и фортепиано); квинтеты (свирели I, II, альт, бандуры I и II ).

Процесс усовершенствования свирели на этом этапе еще не был завершен, Н.Матвеев еще в конце 50-х отмечал: ?Процесс усовершенствования и хроматизации свирели еще не закончен, ей принадлежит большое будущее в семье украинских народных инструментов" [, 28]. В 1970 году мастер Д. Ф. Деминчук создает хроматическую свирель на 10 отверстий, где хроматический звукоряд легко добывается последовательным аппликатурой. Открываются классы флейты в вузах, в частности во Львовской государственной консерватории им. Н. Лысенко (сегодня музыкальная академия). Среди преподавателей спецкласс профессор М.Корчинський стал активным создателем репертуара и внедрил в учебный процесс "новую, специфически свирельный исполнительскую технологию", что стало результатом его многолетнего опыта [1, 17].

Именно во второй половине ХХ века свирель академический, профессиональный народный инструмент получила свое утверждение благодаря многим факторам, главное место среди которых принадлежит основателю свирельный академической школы И.Скляру. Это подчеркивает М.Корчинський: "Шанс родиться новой, отдельной свирельный культурой ей дало ХХ века" [1, 18].


2. Упоминания в культуре

О свирели сложено много песен, сказок, рассказов.

3. Подобные инструменты

См.. также

Источники

5. Дополнительная литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам