Надо Знать

добавить знаний



Севильский цирюльник



План:


Введение

"Севильский цирюльник" ( итал. Il Barbiere di Siviglia ) - Опера Джоаккино Россини в 2 действиях. Либретто Чезаре Стербини по одноименной комедии П. Бомарше.


1. История создания

"Севильский цирюльник" - не оригинальное название этой оперы, хотя она написана именно по одноименной пьесе Бомарше. Сначала опера называлась "Альмавива, или бесполезная осторожность" ("Almaviva, ossia l'inutile precauzione"). Россини дал своему произведению такое название потому, что опера "Севильский цирюльник, или бесполезная осторожность" уже была написана [1] - ее автором был Джованни Паизиелло, и она была давно популярна на оперной сцене. Кроме Паизиелло, к тому времени на сюжет "Севильского цирюльника" оперы написали Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797) и другие.

Россини в 1816 году обязался написать для театра Аржентино в Риме к карнавалу новую оперу. Однако цензура запрещала все либретто, которые были предложены композитором. Оставалось совсем мало времени до карнавала, и тогда было решено использовать разрешенную цензурой тему. Так возникла мысль о "Севильского цирюльника". Россини обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил любезно согласился, не сомневаясь в провале оперы молодого композитора. Новое либретто написал Ч. Стербини. Россини составлял чрезвычайно быстро, использовав некоторые материалы из предыдущих своих произведений, композитор справился с созданием оперы за 13 дней [2].

Премьера состоялась в Риме 20 февраля 1816 года. Постановка прошла неудачно [3], поскольку было фактически сорвано поклонниками Паизиелло (или клакеров). Следующие исполнения оперы, произошедших той же недели, прошли гораздо успешнее, хотя первоначальный провал время еще тормозил рост популярности оперы.


2. Действующие лица

Партия Голос Исполнитель на премьере
20 февраля 1816
Дирижер: Джоакино Россини
Граф Альмавива Тенор Мануэль Гарсиа
Фигаро, цирюльник Баритон Луиджи Дзамбони
Бартоло, доктор медицины, опекун Розины Бас или баритон Бартоломео Боттичелли
Розина, его воспитанница Колоратурное меццо-сопрано Джельтруда Ригетти
Базилио, ее учитель музыки Бас Дзенобио Витарелли
Берта, домоправительница доктора Бартоло меццо-сопрано Элизабетта Луасле
Фиорелли, слуга графа Альмавивы Бас Паоло Бьяджелли
Нотариус, солдаты, музыканты без партий

3. Увертюра

Современная Увертюра самом деле не была в опере изначально. Первая увертюра представляла собой Попурри испанских мелодий, однако после первого исполнения ее партитура потерялась при невыясненных обстоятельствах. Тогда композитор использовал написанную им на 7 лет раньше увертюру к опере "Странный случай" ("L'Equivoco stravagante"), ныне забытой, которая органично вписалась в "Севильского цирюльника".

4. Сюжет

Действие происходит в XVIII веке в Севилье.

4.1. Действие 1

Сцена 1. На одной из улиц Севильи собрались музыканты, чтобы аккомпанировать молодому графу Альмавива, какой именно поет серенаду своей любимой Розин ("Эссо ridente in cielo"). Но все старания напрасны - Розиной строго занимается старый доктор Бартоло. Раздраженный граф со своим слугой Фиорелли отпускают музыкантов.

Фигаро. Скульптура Жана Ами

Появляется бодрое и радостной цирюльник Фигаро (каватина "Largo al factotum"). Граф, с суммой денег в руках, зовет Фигаро к себе на помощь, чтобы устроить свое бракосочетание с Розин, и они начинают разрабатывать план действий. Но их обсуждение прерывает доктор Бартоло, что именно вышел из дома - он бормочет о том, что сам сегодня же намерен жениться на Розин. Это слышат граф и Фигаро.

Теперь оба заговорщики решают действовать быстро. Пользуясь отсутствием Бартоло, Альмавива вновь заводит серенаду и на этот раз представляет себя как Линдору (мелодия этой канцоны принадлежит Винченцо Беллини). Розина отвечает ему благосклонно с балкона и вдруг быстро удаляется, услышав чьи-то шаги у себя в апартаментах. Изобретательный Фигаро тут же придумывает, как поступить: Альмавива переоденется солдатом и как пьяный войдет в дом со словами, что его полк располагается в городе и он будет жить здесь. Эта идея нравится графу, и сцена завершается веселым дуэтом, в котором влюбленный граф выражает свою радость по поводу перспективы успеха всей затеи, а цирюльник радуется успеху проекта, уже приносит заработок.

М. Каракаш в роли Фигаро (1913)

Сцена 2. Дом доктора Бартоло. Розина поет свою знаменитую колоратурное арию "Una voce poco fa". В ней Розина впервые признается в своей любви к неизвестного исполнителя серенад Линдору, затем клянется навсегда принадлежать ему, несмотря его опекуна, с которым она сумеет справиться. После арии она недолго, но искренне разговаривает с Фигаро, цирюльником, и менее искренне - с доктором Бартоло. Следующая большая ария известна как "La calunnia" ("Клевета") - хвала клевете или злостной сплетне.

Дон Базилио, учитель музыки, сообщает своему старому другу доктору Бартоло, что в город прибыл граф Альмавива и что он является тайным любовником Розины. Граф Альмавива возмущен. Между тем Фигаро рассказывает Розин, что бедный парень по имени Линдору влюблен в нее и было бы хорошо с ее стороны написать ему письмо. Розина уже написала письмо, и она вручает его Фигаро, чтобы тот передал его этому юноше. Далее Розина пытается направить на ложный путь своего старого опекуна, говоря ему всякие глупости. Он все это видит и понимает.

Доведенный до бешенства этим посягательством на его достоинство, доктор Бартоло поет третью большую арию в этой сцене ("A un dottor della mia sorte"). С таким профессионалом, как он, говорит доктор, невозможно так себя вести, и он приказывает Розина сидеть взаперти в своей комнате.

Вскоре после этого входит граф Альмавива, согласно плану переодетый солдатом кавалерии и изображает из себя пьяного, он заявляет, что расквартирован в доме врача. Протесты врача не помогают: явно пьяный солдат не принимает никаких доказательств свободы от доктора и угрожает ему шпагой, выкрикивает и ругается - но при этом ему удается по секрету дать Розина знать, что он - Линдору. Все превращается в ужасную суматоху, по мере того, как один за другим к этому всему присоединяются служанка Берта, цирюльник Фигаро и учитель музыки Базилио. Из-за шума, в дом врывается городская стража. Мнимый солдат почти арестован, но ему удается обнаружить перед офицером свое истинное звание. Первое действие заканчивается блестящим девьятиголосним хором, в котором каждый участник признает, что вся ситуация совершенно сумасшедшая.


4.2. Действие 2

Нелли Мельба в роли Розины

Картина 1. С началом второго действия общая неразбериха даже еще больше усиливается. Граф Альмавива появляется в доме доктора Бартоло в новом обличье - учителя музыки: в черной мантии и профессорскому шляпе семнадцатого века. Он говорит, что появился заменить дона Базилио, который заболел, и настаивает дать урок музыки Розины (Песня "L'Inutile precauzione"). Доктору Бартоло не нравится эта "современная музыка", он поет старомодный сентиментальный романс.

Секундой позже появляется Фигаро с тазиком для бритья, он настаивает на том, чтобы побрить доктора. И пока лицо доктора в мыльной пене, влюбленные делают приготовления для побега сегодня же вечером. Но тут приходит дон Базилио. Конечно же, он совсем не болен, но в очаровательном квинтете каждый убеждает его в том, что у него лихорадка, и он, незаметно получив от графа тяжелый кошелек (аргумент!), отправляется домой "лечиться". Все эти необычные действия возбуждают у доктора подозрения, и в конце еще одного замечательного концертного номера он всех прогоняет из дома. Тогда, по контрасту, звучит остроумная маленькая песенка Берты, служанки, которая рассуждает о глупости всех старцев, на старости лет собираются пожениться.

Картина 2. В этот момент оркестр звуками изображает бурю, которая бушует за окном, а также указывает на то, что прошло какое-то время (музыка для этого эпизода заимствована Россини из его собственной оперы "La pietra del paragone" - "Пробный камень"). Через окно в комнату проникает сначала Фигаро, а за ним граф, закутанный в плащ. Они готовы к бегству. Но сначала, однако, им предстоит убедить Розину в том, что их намерения благородны, поскольку до сих пор она не знает, что Линдору и граф Альмавива - это одно и то же лицо. Вскоре они все готовы и поют терцетах бегства "Zitti, zitti" ("Тише, тише"), когда вдруг оказывается, что лестницы нет! Позже выясняется, что убрал ее доктор Бартоло, когда отправлялся устраивать все дела своей свадьбы с Розиной.

И вот, когда появились Базилио и нотариус, по которым послал доктор Бартоло, граф подкупает их, чтобы они зарегистрировали его брак с Розиной. Базилио он предлагает перстень, в противном случае - две пули из своего пистолета. Поспешная церемония едва закончилась, как возвращается доктор Бартоло в сопровождении офицера и солдат. И здесь все выясняется. Доктор даже в определенной степени смиряется такому результату, когда граф уверяет его, что не требует приданое Розины и тот может оставить его себе. Комедия заканчивается, как и должна заканчиваться комедия, общим примирением.


5. Источники и ссылки

  1. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России
  2. Краткий музыкальный словарь. Севильский цирюльник
  3. А. А. Хохловкина. Западно-европейская опера. М., 1962


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам