Надо Знать

добавить знаний



Сергий Радонежский



Сергий Радонежский
Vasnetsov sergij radonezh.jpg
Икона работы Виктора Васнецова 1882
Преподобный
Мирское имя Варфоломей Кириллович
Родился 3 мая 1314
Умер 25 сентября 1392
Почитается в русском православии и греко-католичестве
Прославленный в 1449 году
В лике преподобного
Главная святыня Троице-Сергиева Лавра
День памяти 5 июля и 25 сентября (по юлианскому календарю)
Подвижничество трудолюбие
отшельничество
пост
скромность
Этот шаблон: пересмотреть ? обсудить ? редактировать

Сергий Радонежский, Сергей Радонизький (до принятия монашества Варфоломей Кириллович, ок. 1321 - 1392), русский церковный и политический деятель, основатель и игумен Троице-Сергиевой Лавры, чудотворец.

Основал в 30-х годах XIV в. вблизи г. Радонежа, под Москвой, Троице-Сергиевская лавра. Выступал за объединение русских земель под эгидой Москвы, способствовал централизаторским стремлением Дмитрия Донского, помогал ему в борьбе против Золотой Орды, в частности в подготовке Куликовской битвы. Позже (1385) помирил его с рязанским князем Олегом. Сергий Радонежский предсказал исход Куликовской битвы. Стремился расширить на Руси почитание Троицы как символа единства Русской земли, был идейным вдохновителем объединительной и национально-освободительной политики князя Димитрия Донского. На сегодня он является одним из самых почитаемых русских святых.

"Ловец русских душ" Сергий Радонежский жил в святости, окружен "чудесным огнем". Рассказывали, что когда Радонежский служил литургию, огонь окружал "святые дары". Глубоко религиозные монахи искали Бога в себе, стремились к высшей формы экстаза - уничтожение собственного "я" через соединения с Богом, через "растворение" в Нем. Молитва охватывала всю человека, в том числе ее тело (путем культивирования соответствующих упражнений), а не только ее ум. Происходило соединение человека с Богом (theosis). Делалось это силою Духа Святого, яко дух правды и любви, который уделял исихастов "энергии". Эта "энергия" - это сам Бог, удилюваний мистику.

Родился преподобный Сергий Радонежский вблизи Ростова Великого в боярской семье. Обеднев, его родители Кирилл и Мария, вместе с тремя своими сыновьями Стефаном, Варфоломеем i Петром переселились в Радониж.

После праведной кончины родителей, перед смертью приинялы монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотькивського Покровского монастыря. В то время там жил, приняв монашество после смерти жены, его старший брат Стефан. Вместе они пошли искать пустынного уединенной жизни. В глухом лесу, на холме Маковец, где ныне стоит Троице-Сергиева Лавра, они построили деревянную келью i церковь, которая была освящена во имя Пресвятой Троицы. Особым почитанием i пониманием глубин тайны Пресвятой Троицы прославился преподобный Сергий.

Вскоре Стефан оставил это место i переселился в московский Богоявленский монастырь. А Варфоломей принял постриг i остался в одиночестве. Впоследствии, узнав о его подвигах, к Варфоломею начали приходить другие монахи i строить рядом свои кельи. 3 время они убедили Сергея принять над ними игумен ство, и поэтому преподобного был посвящен в священный сан. В своем монастыре он запретил принимать мыло поистине, и установил правило, по которому монахи должны жить от своих трудов, в чем сам подавал им пример. Добрая слава о Сергиеву обитель приводила к не го все больше богомольцев и желающих принять ангельский образ. Вблизи монастыря впоследствии вырос должностей, то есть поселения, которое все больше и больше розрос Талоса. Узнав о великого подвижника, Константинопольский патриарх Филофей с особым посольством прислал ему крест, параман и грамоту, в которой отмечал его благотворное жизни и рекомендовал в монастыре за проводить строгий, по образцу монастырей востока, общежительного устав. Большим авторитетом пользовался преподобный у митрополита Алексия, который хотел видеть его своим на Ступник на митрополичий кафедре, однако преподоб ный, проявляя смирение, отказался. По словам су Чесноков, Сергей "тихими и кроткими словами" влиял на загрубевшие и жестокие сердца. Он часто примирял князей, которые враждовали между собой. Благодаря его благо словенню, молитвам и духовной поддержке русские воины под руководством Димитрия Донского победили в Куликовской битве, положив начало завершению ганеб ной эпохи золотоордынского нашествия.

Премудрый Епифаний, который описал жизнь преподоб ного Сергея, говорил: "Преподобный игумен, отец наш Сергий, старец странный, добродетели всяким досадная шений, приветливый, миролюбивый, всегда утешит и при приветствует, обогреет и накормит путника. Больше же всего стяжал он смирение, любовь нелицемерную, и имел люблю че сердце ". Из жития преподобного, в котором описывались события оче видны, мы узнаем об огне, который во время службы преподобным литургии входил в Чашу со Святыми Дарами Тела и Крови Христовых . Из жития мы узнаем и о Ан гела, который сослужил святому, и о явлении ему Пре святой Богородицы с двумя апостолами, и о чудесах, которые еще при жизни своей молитвой творил преподобный авва Сергий.

Церковь именует его великим подвижником, и не зря. Он большой своим истинно христианским терпением. Он терпел одиночество в дикой чаще леса. Терпел, когда в трудные годы голодал со своей братией. Он терпел строптивых. Терпел он в течение всего подвиж ницкого жизнь до конца своих дней. Своим терпением он указывает и нам на истинный путь: в терпении, через мо литву, покаяние, добрые дела и любовь к ближнему стяжать мир души, необходимый, чтобы она стала вместилищем Святого Духа, преображает человека и приво дить к Царству Небесному.


Книга о побоище Мамая, царя татарского, вот князя володимерського и московского Дмитрия:

ГЛАВА IV Князь Дмитрий принимает благословение от святого Сергия в монастыре живоначальния Троицы и пророчество о звитязстви над татарами

Князь великий Дмитрий Иванович, взяв брата своего Володимера Андреевича и всех славных князей русских, пошел с ними к монастырю живоначальния Троицы, к преподобному отцу Сергею, и благословение принял от святыя обители. Просил князя преподобный Сергий, жеби послушал святой литургии, был-то, Вим, день воскресный августа 18-го дня. По отпустите литургии просил отец Сергий князя Дмитрия, жеби обедал у них. Князь одмовлявся, потому что пришла ведомость, иж поганыя уже сближаются. Отповида "объема старец:" Обед тебе спешка будет, есть еще тебе не готов венец, а другим многим венцы мученичеськии готовятся ". Послушав, князь Дмитрий укусил хлеба, а святой Сергей тем временем говорил воду освятить с мощей святых мученик Фрона и Лазра, того дня святых мученик память была. И встав скоро от трапезы, преподобный Сергий окропил князя, все эго воинство и дал великому князю крест Христов - знамение во главе - и рекл: "Господь да поможет тебе враги". И сказал объема тайно: "Имеешь звитяжиты врагов твоих, сколько довлиет твоему господству". Князь, поблагодарив за благословение преподобному, рекл: "Дай мни, отче, двух Воинов от Твоего иноческий полка Пересвета 13 и брата твоего Ослябля 14, то ты и сам поможешь нам". Сергей преподобный сейчас говорил тем рыцер сознательным наготоватися и говорил им в город прилбици схиму с крестами на голове носить, и отпустив их с князем, мовячы: "Страждите, добрые воины Христовы". Подал тоже великому князю и всем с ним мир и благослозение. Князь великий Дмитрий веселый пришел к Москве, сказал то есть все преосвященному митрополиту, и запретил объема митрополит, жеби того никому не сказал, што объема тайно рекл преподобный Сергий, а князь никому не сказал.

ГЛАВА VII О постановке языка Мамаев вот сторож князя Дмитрия, в совете его с князьями и ушикуванню с обоих сторон войско и в укрепление войско от князя Дмитрия и в молитве эго

Затем великий князь пришел на место, названое Березуй, за два альбо в трех милях Дону, сентябрия пятого дня. Там прибежали два эго страже: Петр Горский и Карп Алексин 26 и привели языка значительного вот сановных царя Мамая. Тот язык говорил, иж царь на Кузьмине есть, дожидается князей к себе - Олега рязанского и Ольгерда литовского, а Твоего прихода и споткання не надеется. Олег писал к нему, иж за три дня должны быть на Дону. Спросил эго великий князь в силе Мамаевой. Одповидив язык иж никто эго Войска не перечислишь, барзо великое. Начал думать великий князь со своим братом и с князьями литовскими: еслы перевозиться за Дон, чили здесь стоять ...

Говорил теды князь великий войском своим за Дон перевозиться. Между тем начали вестники прибегать, ознаймуючы, иж около уже бьет, чают, татаре. Здесь же начали собираться волки стадами, воя безпрестанно, галки и орлы от устья Дона, крича и ожидая битвы, лисы брешучы, и другой зверь, на кровь чигаючы и на трупы. Старийшии воины руськыи радовалися, врагам около чая, а молодшии и другой унивалы, видя перед глазами смерть, которых укрепляли старийшии, за смерть дочасную вечный живот прекладаючы и Освенцим небеснии, в которых Сергей преподобный предрекл.


Чествование

Белорусская монета

10 октября 1978 года Синодом Русской Православной Церкви основаны орден преподобного Сергия Радонежского и медаль преподобного Сергия Радонежского двух рулей ( золота и серебряная).

28 ноября 2008 года Национальный банк Беларуси выпустил в обращение золотую памятную монету номиналом 50 белорусских рублей "Преподобный Сергий Радонежский".


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам