Надо Знать![]() | СимфонияПлан:
ВведениеСимфония (от греч. συμφονία - "Созвучие") - жанр оркестровой музыки, большое произведение для оркестра [1]. Классические образцы симфонии написаны для симфонического оркестра и представляют собой цикл из 4 частей, первая из которых пишется в сонатной форме и Существуют также симфонии для струнного, камерного, духового и других составов оркестра, для оркестра с соло инструментом (симфония-концерт), многие произведения этого жанра, особенно среди написанных в XX веке, имеют отличную от классической строение. 1. История1.1. ПроисхождениеПрототипом симфонии может считаться итальянский увертюра, сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое. С другой стороны предшественницей симфонии была оркестровая сюита, состоящая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. Почва для возникновения симфонии был подготовлен музыкантами многих стран, однако появилась она в творчестве композиторов Мангеймском школы - содружества чешских композиторов, которые возглавили придворный оркестр в немецком городе Мангейме. Талантливые из них - Ян Стамиц и Франтишек Рихтер - были авторами первых симфоний. Они также начали новый тип оркестра. Именно в творчестве мангеймивцив термин "симфония" закрепляется за оркестровым циклическим произведением (50-60-е годы XVIII в.). 1.2. КлассицизмОснователем классической модели симфонии считается Й. Гайдн. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковую тональность, а средние пишутся в тональности, родственных с главной, по которой и определяется тональность всей симфонии. Крупнейшие представители классической симфонии - В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен К оркестра Гайдна и Моцарта входили такие инструменты: две флейты, два гобое, два фаготы, две валторны, одна-две трубы, пара литавр и струнный квинтет (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы) нередко вводились и кларнеты. 1.3. РомантизмРомантическая симфония стала сочетанием классической формы с романтической экспрессией и влиянием песне на характер тематизма. Развиваются также тенденция программности. Появляются лейтмотивы. Главной тенденцией романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания. К выдающихся авторов симфоний этой эпохи принадлежат: Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Иоганнес Брамс, П.И.Чайковский, А.Брукнера и Густав Малер. 1.4. С конца 19 векаНачиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке строгие формы симфонии стали разрушаться. Стала необязательной чотиричастиннисть: симфонии могут содержать от одного (напр. симфонии В. Сильвестрова), до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича). Необязательным становится использование сонатной формы. После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала. 2. Классическая строениеКак и в сонате, в классической симфонии есть четыре части. 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме, 2-а, в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме; 3-я - скерцо или менуэт - в форме песни (куплетную форме) 4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме или в большой форме рондо. Если 1-я часть написана в умеренном темпе, то за ней наоборот, может следовать быстрая друга и медленная третья часть (например, 9-я симфония Бетховена). Учитывая то, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, поскольку богатство выразительных средств симфонического оркестра предусматривают розгорнутише изложения музыкальной мысли. Программной симфонией называется та, которая связана с определенным содержанием, изложенным в программе. Например, Пасторальная симфония Бетховена, "Фантастическая симфония" Берлиоза и др.. Первыми ввели программу в симфонию Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Антонио Розетти и Йозеф Гайдн. 3. Симфония в украинской музыкеПервыми произведениями, названными "симфониями" в украинской музыке считают "Концертная симфония" Д. Бортнянского, "Украинская симфония" неизвестного автора. Интерес к оркестровой музыки в Украине оживляется во второй половине XIX в. "Юношескую симфонию" создает Николай Лысенко, "украинский симфонию" - Михаил Калачевской, Симфонию соль минор - Владимир Сокальский. Опираясь на достижения зарубежной классики, они пишут яркие и оригинальные симфонические произведения, в которых фольклорный материал играет важную роль. Например, темы всех частей симфонии Колачевского построенные на мелодиях украинских народных песен. Величайшие достижения украинского симфонизма в 20 веке связано с именами Льва Ревуцкого, Бориса Лятошинского и Станислава Людкевича. Плодотворно работали в жанре симфонии Глеб Таранов, Роман Симович, Дмитрий Клебанов, Андрей Штогаренко, Георгий Майборода, Николай Дремлюга, Владимир Золотухин и другие. Среди современных украинских авторов симфоний - Виталий Кирейко, Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Борис Буевский, Юрий Ищенко, Игорь Поклад, и другие. 4. Авторы симфоний
* - Сейчас живые композиторы, которые могут увеличить количество написанных ими симфоний.
См.. такжеЛитература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |