Надо Знать

добавить знаний



Скандинавская мифология



План:


Введение

Скандинавская мифология, или правильнее, германо-скандинавская мифология является собирательным названием для мифов и религиозных представлений различных германских племен, появившихся на территории Европы в начале железного века, т.е. около 500 г. до новой эры.


1. Происхождение и распространение германских племен

Происхождение германских племен и на сегодняшний день является предметом горячих академических дискуссий, однако несомненным является наличие четко очерченных групп среди них, по времени их первых контактов с Римской Империей в 2 и 1 ст. до Р. Х. Север Европы заселяли англы, саксы, даны, юты и шведы, на северо-западе появляются племена франков, свебы поселяются на юго-западе и готы на востоке. Они пользовались разными языками, и племена эти не всегда были единственной группой - каждое могло состоять из меньших племен. Например алеманны вероятно принадлежали Свебив или отпочковались от них, и их язык является диалектом верхненемецким, что ею до сих пор говорят в Швабии (заметьте, что название происходит от Свебы).

Во времени первого тысячелетия после Р. Х., а особенно с ослаблением Римской Империи, германские племена, что много оставались наполовину кочевыми, распространились и заселили значительные территории в Европе. Готы, что тоже подилился на Остготов и Визиготы, под давлением гуннов двинулись на юг, и переселились в Испанию. Франки двинулись в Галлию (совр. Франция) и вандалы отправились в Испанию, а оттуда в Африку, откуда они выслали армию разорила Рим в 455 г. н. е. Саксы двигались на юг вдоль побережья Галлии, и наконец прибыли в Британию. Ломбарды, отправившись с севера, двинулись на юг через Венгрию и Австрию, и, наконец, алеманны и бургунди заселили центральную Европу.

Вообще говоря, германцы были язычники, которым поклонялись многим богам, хотя мало что известно об их религию. Естественно, что во время миграции через такие значительные территории, в результате чужеземного влияния (главным образом Римского и христианского, но также кельтского и славянского) и собственного исторического опыта их религиозные взгляды развивались по-разному. Поэтому не существует единой германской мифологии. Если не принимать во внимание рунных надписей и рисунков на камнях, германцы так и не развили письмо как средство записи исторических событий. Зато развилась устная традиция что передавалась из поколения в поколение, носителями которой были певцы, или, как они были известны среди самих германцев, скальды. Таким образом, германскую мифологию значительной степени записали иностранцы.


2. Влияние христианства

Миссионеры Ансгар проповедует христианство шведам.

Германские племена встречались с христианством в разное время, и в это время, когда появляются большинство записей об их верованиях, много уже было потеряно во времени миграции, поэтому христианские авторы имели дело главным образом с локальными и фрагментарными верованиями. Кроме того, христиане рассматривали языческие верования как тяжелое грех, и не хотели изображать языческие верования в благоприятном свете.

В то время как готы обратились в христианство уже в 4 в. н.э., германские племена на севере Европы были несколько изолированы от остального континента, и на территории современной Скандинавии ( Дания, Швеция, Норвегия и Исландия) языческие верования сохранились гораздо дольше. Племена на этой территории обратились в христианство только в 10 и 11 ст. н.э., а в Швеции язычество было распространено еще даже в 1100 г. н.э. Неравномерное развитие племен является причиной того, что сведения об их верованиях очень неравномерно распределены и сильно варьируют качеством. Богатейшее традиция сохранилась в скандинавских странах, особенно Исландский сагах, которые известны под коллективным названием поэтическая, или Старшая Эдда, а также в записанном несколько позже Снорри Стурлусон прозаическом или Младшей Эдде.

Скандинавский корпус мифологических текстов является полный и однородный против центральной и восточной Германии. В прошлом большинство скандинавов, как и все германцы, были язычники, поклонялись многим богам и богиням, большинство из которых была известна также остальных германских племен под другими именами. Самое известное скандинавские божества это Один, Тор, Фрейр, Фрейя и Ньорд, но хотя нам известны их имена, практически полностью отсутствует надежная информация о том, как им поклонялись. Существуют археологические данные о языческие обряды, но практически ничего неизвестно об их значении. Географические названия в современной Скандинавии иногда часто содержат имена языческих божеств, что указывает на наличие их культа на этих территориях, но ничего не сообщают нам о деталях религиозной практики или ритуалов.

Carl Larsson, "Жертвоприносы середине зимы", 1915: жертвоприносы короля Домальде в Гамла Уппсала.

В более поздние времена, от 1300х годов по Р.Х., исландские саги, входящих в обе Эдды, содержащие ретроспективный обзор языческих практик, однако поздняя дата компиляции этих источников - около 300 лет по принятию Исландией христианства в 1000 г. по Р.Х . - Означает, что нельзя слишком полагаться на их надежность как источника информации. Имеющиеся археологические доказательства - включая аллюзии в поэмах языческих скандинавских поэтов девятой и десятого веков, изображения на камнях и, очень редко, рунические надписи - подтверждают эти средневековые исландские истории, но они остаются неполным и ненадежным источником информации о общегерманского верования.


3. Исторические источники

Подавляющее большинство информации о скандинавские мифы, что есть под рукой исследователей, происходит из относительно небольшого количества имеющихся письменных источников. Один из них, это сборники героических и мифологических поэм, известные как Старшая, или Поэтическая Эдда. Ее заключили неизвестные авторы из различных источников, вероятно где-то в начале тринадцатого века. Второй источник, это Младшая, или Прозаическое Эдда, записал ее исландец Снорри Стурлусон, вскоре после того как был заключен Старшую Эдду. Его прозаическая Эдда является справочником правил поэтической композиции традиционной исландской поэзии. С ее четырех частей, источникам информации из скандинавской мифологии две: "Gylfaginning" и "Skaldskaparmal". В "Gylfaginning" мифический король Гильфи путешествует инкогнито в Асгард, город богов, чтобы приобрести знания о богах и научиться от них мудрости. Один предстает перед Гильфи в трех разных образах, и рассказывает ему историю богов.

Только изредка мы можем подсмотреть, какой была германская мифология вне Скандинавии, но и здесь надо иметь в виду, что большинство из этих документов написали или римские авторы, имели очень ограниченные знания о быте германцев или германьки авторы, обратились в христианство.


3.1. Тацит


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам