Надо Знать

добавить знаний



Скептицизм



В повседневном использовании скептицизм ( греч. σκέπτομαι - Замечать, замечать, рассматривать) может означать следующее:

В философии, скептицизм означает одну из следующих позиций:

  • (Принципиальное) ограниченность знания,
  • получение информации о действительности через сомнения и постоянные проверки или эксперименты,
  • недостаток уверенности в существовании позитивных мотивов для человеческих поступков ( цинизм).

В классической философии, скептицизм означает учение "(Οι Σκεπτικοί), философиськои школы, представители которой утверждали, что они не" заявляют ничего, но только выражают свое мнение ". В этом смысле, философский скептицизм - философская позиция избежание того, чтобы постулировать окончательную истину. Примененный к себе, скептицизм поставил бы под сомнение, есть ли скептицизм приемлемой позицией вообще.


Развитие скептицизма

В развитии философии после Аристотеля произошли довольно глубокие изменения, связанные с кризисом демократического общества, распространением диктаторских режимов во всем эллинском мире. Круг интересов образованной части греческого общества сужается, под влиянием трагедии теории мирового государства Аристотеля происходит замыкание на вопросах частной жизни лица, правил частной морали. Ослабляется общий интерес к теоретическому знанию, падает доверие к познавательной силе человеческого разума. Вместо универсальных задач мировоззрения, которые охватывали все области знания, вопросы науки и философии, возникает стремление свести научные проблемы в практических правил личного поведения человека, которые должны обеспечить счастье (счастье понимается как способность к "невозмутимого" жизни, как простое отсутствие страданий).

С III век до н.е. в И век н.е. скептицизм как философское учение, что подвергает сомнению саму возможность достоверного познания объективного мира, был именно таким учением. Самый формы скептицизм достиг в учениях древнегреческих философов Пиррона, Энесидема, Агриппы, Секста Эмпирика. Они пришли к выводу, что тщетные попытки найти окончательно установленную истину свидетельствуют о невозможности решить эту задачу вообще. Так, мышление осуществляется по соответствующим формам, но выбор лучшей, совершенной формы мышления требует использования той или иной формы. Итак, для отбора формы нужно использовать форму. А где же критерий выбора логической формы, которая становится критерием выбора другой формы мышления? Такой формы, известной нам как универсальным, мы не имеем. Аналогичной к проблеме несовершенства мышления для установления истины ситуация и с чувственным познанием. Человек не имеет такого чувственного органа, который проверяет другие органы чувств.

Используя логические средства осуществления доказательств, скептики пришли к выводу, что любая истина приходится лишь иной истиной. А это приводит к цепи доказательств, или в случайном порядке аксиом, или к бесконечному ряду вопросов. Поэтому вывод, что установление причины невозможно доказать, вполне подходящий. На основании этих соображений, аргументов (скептики называли их "Тропами") обосновывалась равнозначность противоположных утверждений, именно поэтому был провозглашен главный принцип скептицизму - воздерживаться от суждений.

Однако в жизни постоянно необходимо действовать, принимать определенные решения. Это заставляло признавать, что при отсутствии критериев истины следует руководствоваться критериями практической поведения. Эти критерии должны опираться на "умную вероятность". Античный скептицизм постоянно призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (например, есть, когда чувствуешь голод), соблюдать законы и обычаи страны, где живешь, заниматься определенной деятельностью, если она приносит тебе пользу. Скептицизм констатирует подчинение, "растворение" индивида как телесного существа в общественно-историческом миропорядка той мере, в которой человек остается природным существом и потому должен есть, спать, умирать. Вместе с тем есть внутренний мир личности, в котором человек (пусть и ограниченно) обнаруживает свою неподвластность внешним обстоятельствам. Отсюда и позиция возможности "отгородиться" от мира внешней необходимости и "бегства" от него во внутренний, духовный мир - "Атараксия".

Поздний скептицизм оставляет позицию уравновешенной недоверия чувствам и мышлению, предпочитает чувственном познанию, ибо опирается на практический опыт. Древнегреческие скептики разрабатывали понятие об условиях, которые повышают вероятность полезных знаний, которые являются следствием наблюдения и эксперимента. В целом скептицизм был направлен против догматической трактовки формальных законов мышления, развивал представление об относительности человеческого познания.


Литература

  1. (Англ.) Sextus Empiricus, Outlines of Pyrrhonism, Translated by RG Bury, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1933., p. 19, ISBN 0-674-99301-2
  2. (Англ.) Richard Wilson, Don't Get Fooled Again - The skeptic's guide to life, Icon Books, London, 2008. ISBN 978-1-84831-014-8

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам