Надо Знать

добавить знаний



Сковорода Григорий Саввич


Григорий Сковорода.jpg

План:


Введение

Григорий Саввич Сковорода (* 22 ноября ( 3 декабря) 1722, Чернухи, Лубенский полк - ? 29 октября ( 9 ноября) 1794, Ивановка, Харьковщина) - украинский просветитель - гуманист, философ, поэт, педагог.

Образование получил в Киево-Могилянской академии. Преследуемый светскими и духовными властями, с 1770-х годов вел жизнь странствующего философа. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Содержание человеческого существования - подвиг самопознания.


1. Жизнь философа

Григорий Сковорода родился в сотенном городке Чернухи Лубенского полка, что сейчас на Полтавской, в небогатой казацкой семье. После получения начального образования в сельской школе, с 1734 года (Григорий 12) учился в Киево-Могилянской академии. Его обучение в Академии, с перерывами, продолжалось до 1753 -го. Ее библиотека стала для него источником знаний. В учении был первый, и все лучшие похвалы принадлежали ему. На протяжении обучения в Академии изучил латинский, греческий, церковнославянский, польский, немецкий и другие языки, ознакомился с произведениями многих философов и писателей, от античных к нему современных. В 1741 году Григория призвали в Петербург для пения в придворной капелле, откуда он вернулся в 1744 -м. Впоследствии, в 1745 - 1750 годах, Сковорода едет в Европу: сначала в Венгрии в составе царской миссии под руководством Ф. Вишневского, далее - к Словакии ( Братислава) и Австрии ( Вена). Пребывание Сковороды в Италии, Германии и Польши не подтверждено документами [1]. После путешествия он вернулся в Украину, работал профессором в Переяславе, в Харькове, частно переводил Плутарха, писал свои произведения. Именно в это время мыслитель встречает одного из самых преданных учеников, Михаила Ковалинского, который после смерти учителя написал его биографию, подробный, обстоятельный, на которую ссылались и ссылаются все исследователи творчества великого мудреца. Именно в письмах к нему Григорий Саввич высказывал важные идеи, которые впоследствии становились основой философских трактатов. О стиле его жизни с харьковского периода его первый биограф пишет: "Вставал очень рано, ел раз в день, без мяса и рыбы, был всегда веселый, сильный, подвижный, всем доволен, всем добрый, всем готов послужить. Уважал и любил добрых людей без различия их состояния, навещал больных, развлекал печальным, делился последним с тем, кто ничего не имел ". (" Житие Сковороды ").

Под конец 70-х годов XVIII в., После различных конфликтов с властями, Григорий Сковорода избрал совершенно новый и неизвестный до того стиль жизни, а именно - путешествие. И это путешествие продолжалось до самой смерти, почти тридцать лет. Была она полна приключений, окутана преданиями и легендами. В ней никогда не расставался философ из Библией, свирелью или флейтой и своими писаниями. Слава о нем шла повсюду, и каждый, то господин, крестьянин хотел увидеть и услышать. Поэтому аудитория его была весьма многочисленна и разнородна, и все понимали его - представителя великой правды.

Слава о Сковороде шел так далеко, что о нем узнала и царица Екатерина II, и пожелала его видеть. Из-за своего поручителя Потемкина она послала Сковороде приглашение переселиться из Украины в Петербург. Посланник царицы застал Сковороду на краю дороги, где он отдыхал и играл на флейте, а недалеко него паслась овца хозяину, у которого философ задержался.

Посланник передал ему приглашение царицы, но Сковорода, просто и спокойно глядя в глаза посланнику, заявил: "Скажите царице, что я не покину Украину - мне дудка и овца дороже царского венца".

Приятель и життеписець Сковороды Ковалинский тоже свидетельствовал:

" Когда писал Сковорода для своего края, то и употреблял порой украинского языка и правописания, применяемого в украинскую выговорить. Он любил всегда свою врожденную язык. Очень любил свой родной край, свою любимую Украину и когда отлучался за ее пределы, обязательно стремился поскорее туда вернуться и хотел там умереть. Он выражает это во многих местах своих произведений. "Всяк должен узнать свой народ и в народе себя". "

2. Смерть

Памятник Г. Сковороде в Харькове

Умер 9 ноября 1794 года в селе Пан-Ивановка (сейчас Сковородиновка) Золочевского района Харьковской области.

О смерти Сковороды записал Срезневский следующее:

... Был прекрасный день. К помещика съехалось много соседей погулять и повеселиться. Имели также на цели послушать Сковороды ... За обедом был Сковорода необычайно веселый и разговорчивый, даже шутил, рассказывал о своем прошлом, о своих путешествиях, опыты. Очарованные его красноречием встали все от обеда, Сковорода исчез .. Он пошел в сад. Долго ходил по перекрестных тропам, срывал овощи и раздавал их мальчикам, которые работали в саду. К вечеру пошел сам хозяин искать Сковороду и застал его под ветвистой липой. Уже заходило солнце: последние его лучи пробивались сквозь гущу листвы. С рыскали в руке копал Сковорода яму - узкую, длинную яму. - "Что это, друг Григорий, чем ты занят?" - Спросил хозяин, подойдя к старику. "Пора, мой друг, закончить путешествие!" - Ответил Сковорода - "и так все волосы и слетела с бедной головы от истязания, пора беспокоиться!" "И, брат, ерунда! Довольно шутить, пошли!" - "Иду! Но я буду просить тебя впереди, мой благодетель, пусть здесь будет моя последняя могила". И пошли в дом. Сковорода недолго в ней остался. Он пошел в свою комнату, сменил белье, помолился Богу и пидложившы под голову свои писаные труда и серую свитку, лег, сложив крестообразно руки. Долго ждали его с ужином. Сковорода не появился. На другой день утром к чаю тоже, к обеду так же. Это удивило хозяина. Он осмелился войти к Сковороде, чтобы разбудить его, однако Сковорода лежал уже холодный закостенелый.

Это было 9-ого ноября 1794 года. На кресте над его могилой, по просьбе самого Сковороды, написано: "Мир ловил меня, но не поймал ...".

Его могила находится сейчас в селе Сковородиновка (ран. Пан-Ивановка, бывшая усадьба Андрея Ковалевского). К нему можно попасть, съехав с дороги Харьков-Сумы возле поселка Максимовка (60 км от Харькова). Далее нужно ехать 18 км до села Сковородиновка.


3. Творческое наследие

3.1. Отношение к религии

Произведения Сковороды при жизни печатались сотнями экземпляров, потому тогдашняя цензура нашла их "противными Святому Писание и оскорбительными для монашества ". Воспитанный в духе философически-религиозного учения, Сковорода восставал против мертвой церковной схоластики и духового угнетения московского православия, опираясь в своей философии Библию. Сковорода учил, что царство человека находится внутри нее и

" Чтобы узнать Бога, надо познать самого себя. Пока человек не знает Бога в самом себе, нечего искать Его в мире. "
" Верить в Бога значит - верить в Его существование, а значит - отдаться Ему и жить по Его закону. "
" Святость жизни заключается в делании добра людям ". "

Официальная московская религия делила человечество на более благословенных Богом и менее благословенных, но даже находящихся как под проклятием, есть крепостных. А Сковорода учил, что "всякий труд благословен Богом", а распределение мест у Бога называл непростительным грехом. Московское православие и вообще все московское духовенство было нетерпимым ко всему чужому как еретического, "неправославного". Сковорода учил, что больше и фактически единственная задача философии - искать правду и стремиться к ней. Но в условиях человеческой жизни эта цель недостижима, и счастье человека заключается именно в том, что она должна искать правды. К этой цели можно идти разными путями, и поэтому нетерпимость к тем, кто иначе думает, не находит оправдания. Так же и религиозная нетерпимость не находит оправдания, ибо вечная правда проявляется в этом мире в разных формах. Будучи в отношении самого себя совершенно бескомпромиссным и постигнув вследствие этого полную гармонию между своей наукой и жизнью, Сковорода был чрезвычайно мягкий и обозримом по отношению к другим.


3.2. Тема свободы

Сковорода отстаивал права человеческой личности в каждом человеке, а в переводе на конкретную политическую язык того времени это означало сильную демократическую тенденцию, которая была сопряжена с сочувствием крепостных крестьянских масс, с острой неприязнью к московским угнетателей. В одном своем стихотворении, носивший многозначительный заголовок лат. "De libertate" ("О свободе") он писал тогдашнему жаргоном, вынесенным из Академии:

Что то за вольность? Добро в ней какой?
Ины говорят, будто золотой.
Ах, не златое: еслы сравнить злато
Против вольности, есть еще оно блату ...
Будь славен вовек, о муже избранного,
Вольности отче, герою Богдане!

Упоминание о Богдана и самый заголовок стихотворения не оставляют сомнения, о какой именно "вольность" думал тут Сковорода. На личной морали, как писал С. Ефремов, он очевидно не останавливался, а связывал ее с общественным и национальным строем - "сопрагаючы, - как сам выражался, - сродную себе частную должность (долг) с общею (общей)". Такие мысли не нравились московской цензуре.


3.3. Тема дружбы

Как на источник радости, а отсюда - душевного здоровья, Сковорода указывает на дружбу. Однако выбирать друзей надо очень осторожно, обходя подхалимов и криводушних. Потому нередко неискренние друзья привлекают молодого человека к чрезмерности, соблазняя заверениями, что для чистого все чисто; в таких случаях надо решительно побороть застенчивость и твердо отказать, а в дальнейшем и вообще отказаться от общения с такими людьми, - предостерегает наставник. Если "мы охотно поддерживаем отношения с людьми, которые до сих пор здоровы, но разум которых поврежден и насыщенный ядовитым учением", мы рискуем попасть в их положение.


3.4. Отношение к жизни

В одном из поздних посланий Сковорода рассказывает о встрече с монахом, которого

" ужасно мучает демон печали, и обычно называют бесом меланхолии. (...) Давая советы этому человеку, я сам чуть не пропал. (...) Очень важное значение имеет, с кем ежедневно общаешься и кого слушаешь. Пока мы слушаем, мы их дух в себя впитываем ". "

Эта история выглядит особенно поучительной, поскольку учитель, признавая, что сам подвергся печали, показывает, как поборол это состояние: во сне он обратился за помощью к Всевышнему:

" "Если Бог везде, если он присутствует и в этом черепке (при этом я поднял черепок с земли), то для чего ты ищешь утешения в других местах, а не в самом себе? Ведь ты лучшим из всех творений". "

Примечательно то, что, в отличие от многих мудрецов, Григорий Сковорода не противопоставляет душу и тело, осознавая, что человек - это сочетание одного и другого, а затем она должна относиться одинаково бережно к обеим частям своей натуры. Во многие наставления Сковорода сравнивает душу и тело и их функции: "обязательно и именно ежедневно подбрасывай в душу, как в желудок, слово или выражение", "... то, что увидишь и услышишь, превращай в потребительской и спасительный сок, как животное , которая должна быть принесена в жертву Богу "об общении с разными людьми он говорит:" еда хорошая, но что с того, если она не нравится твоему желудку "и другие.

Cам Сковорода проявляет завидную осведомленность медицинскими теориями античных врачей: он отмечает, Гален, рассуждая о здоровье, советовал мальчикам и юношам принимать холодную, а старым - теплую пищу, и толкует эту мысль так: с горячей пищи развивается излишняя влажность, а отсюда - катар, насморк, навоз, влажность, сгущенная жаром. Плутарх так же считал причиной всех болезней избыток влаги в теле:

" "Болезнь, всякая зараза и воспаление не могут привиться, когда тело холодное, лишенное слизи и легкое, как пробка (...), то сделай его тоньше, сокращая избыточную пищу и избегая огня, рожденного вином, откуда все пороки души, а из последних, в свою очередь, - все болезни тела " "

.

Сковорода конкретизирует связь между духовными и телесными недугами: человек, злоупотребляет мясом и алкоголем, долго останавливается на тревожном размышлении - "отсюда преждевременное старение, когда что-то хуже". В 26-м письме к Михаилу Ковалинского, умело пользуясь латинским клинической терминологии, он перечисляет болезни и состояния, которые, по его наблюдениям, наиболее распространены среди людей: чесотка (scabies) лихорадка (febris) водянка (hydrops) эпилепсия (epilepsia) кашель (tussis), истощения (lassitudo) и т.д..

Лишь в 1798 году вышел его "Нарциз, или познай самого себя", да и то без его фамилии. В 1806 г. журнал "Сионский Вестник" напечатал еще некоторые его произведения. Затем в Москве в 1837 - 1839 гг вышли отдельно некоторые его произведения, и только в 1861 году напечатано первое, но совсем неполную сборник его произведений. Лучшая и большая сборка, но тоже не полная, вышла в 1896 г. в Харькове под редакцией профессора Д. Багалея. Здесь напечатаны 16 произведений, причем из них 9 раз! Кроме того напечатаны здесь биографию Сковороды и некоторые его стихи. Еще одно издание произведений Григория Сковороды вышло в 1912 году в Петербурге под редакцией В. Бонч-Бруевича. Здесь напечатаны (?) Произведений нашего философа и очень красивая его биография пера М. Ковалинского, что был учеником Сковороды. Но полного издания произведений нашего философа сих пор нет, потому что разные его рукописи находятся по разным архивам и библиотеках.


4. Влияние Сковороды на современников

Григорий Сковорода имел огромное влияние на своих современников и на дальнейшее украинское гражданство, и не только своей этической наукой, а главным образом своей жизнью, в котором слово никогда не расходилось с делом: его учение было в полном согласии с его жизнью. Чтобы оценить это влияние, как писал С. Ефремов,

... Достаточно будет сказать, что современники видели в нем "странствующие академию" и его самого считали достойным в университет; достаточно сказать, что когда надо было тогда найти в Украине идейное, честную и чистую человека, искали ее между "сковородинцем", т.е. учащимися этого чудного мужа и сторонниками его науки. И даже первый на территории Украины университет Харьковский не зря появился на Слободской Украины, где больше жил и учил Сковорода ... Жертвы на новый университет, после призыва и "драматических жестов" Каразина (г. 1802). посыпались главным образом от учеников Сковороды, знакомых и друзей его, и тех жертв сразу набралось на большую, на то время, сумму - 400 .000 руб. Воздействия от Сковороды бесспорно испытал и отец нового украинского писательства Котляревский, и отец украинской повести Квитка ...

- (Ист. укр. Литературы, и, ст. 255).

Считая того, что произведений Сковороды не печаталось, они распространялись через переписывание. "Сковороде не надо было искать читателей, - они его искали у него находились такие горячие сторонники и пропагандиста, что даже газеты сообщали, закликаючии к себе желающих читать произведения украинского философа ... Эти произведения заходили и под сельскую крышу: Вспомним Шевченкову память с детских лет:

Сделаю
Маленькую книжечку. Крестами
И узорами с цветами
Кругом листочки обведет
И списываю Сковороду,
Или ?Три царие со дары" ...

Как видим, Сковорода стоит здесь рядом очень популярных произведений напивнароднои музы, и, действительно, много псалмов его и теперь поют слепцы и лирники, не зная и не ведая ничего об авторе ... "(там же).


5. Произведения

Сад божественных песней

5.1. Песни и фабулы

  • De libertate
  • Fabula
  • Fabula de Tantalo
  • Фабула
  • Разговор о мудрости
  • Все лицо морщит, печалей всегда ты
  • Похвала астрономии
  • О delicati blanda etc
  • In natalem Jesu
  • Est quaedam maerenti flere voluptas
  • Quid est virtus?
  • Epigramma
  • Similitudines ex Virg (ilio) 2 Aeneid (a) e
  • In natalem Basilii Tomarae
  • In natalem Bilogrodensis episcopi
  • De sacra caena, seu aeternitate
  • De umbratica voluptate

5.2. Басни Харьковския

  • Басня 1. Собаки
  • Басня 2. Ворона и Чиж
  • Басня 3. Жаворонки
  • Басня 4. Председатель и Туловище
  • Басня 5. Чиж и Щегол
  • Басня 6. Колеса часовиы
  • Басня 7. Орел и Сорока
  • Басня 8. Председатель и Туловище
  • Басня 9. Муравей и Свинья
  • Басня 10. Двѣ курицы
  • Басня 11. Вѣтер и Философ
  • Басня 12. Оселка и Нож
  • Басня 13. Орел и Черепаха
  • Басня 14. Сова и Дрозд
  • Басня 15. Змея и Буффон
  • Басня 16. Жабы
  • Басня 17. Два цѣнныы камушки: Алмаз и Смарагд
  • Басня 18. Собака и Кобыла
  • Басня 19. Нетопыр и два птенца - Горлицын и Голубинин
  • Басня 20. Велблюд и Олень
  • Басня 21. Кукушка и Косик
  • Басня 22. Навоз и Алмаз
  • Басня 23. Собака и Волк
  • Басня 24. Крот и Линкс
  • Басня 25. Лев и обезьяны
  • Басня 26. Щука и Рак
  • Басня 27. Пчела и Шершень
  • Басня 28. Ланке и Кабан
  • Басня 29. Старуха и горшечник
  • Басня 30. Соловей, Жаворонок и Дрозд

5.3. Трактаты. Диалоги

  • Убуждшеся видѣша славу его ( 1765 - 1766) (Проснувшись, увидели славу Его)
  • Да лобжет мя от лобзаний уст Своих! ( 1765 - 1766) (Пусть целует меня поцелуями уст своих!)
  • Начальная дверь ко христианскому добронравию ( 1766) (Вступительные двери к христианской добронравности)
  • Наркисс. Разглагол о том: узнай себя ( 1767) ( Нарцисс. Разговор о том: познай себя)
  • Симфония, нареченная книга Асхань о Познание самого себя ( 1767) (Симфония, названная книга Асхань, о познании самого себя)
  • Бесѣда, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко
  • Бесѣда 1-я, нареченная Observatorium (СИОН)
  • Бесѣда 2-я, нареченная Observatorium Specula (еврейски - Сион)
  • Диалог, или Разглагол в Древнем мирѣ ( 1772) (Диалог, или разговор о древнем мире)
  • Разговор пяти путников о истинном щастиы в жизни [Разговор дружески о душевной мирѣ] (Разговор пяти путников о истинном счастье в жизни) ( 1773 - 1774) pdf, 500 kb
  • Кольцо (Кильце. Дружеский разговор о душевном мире) ( 1773 - 1774)
  • Разговор, называемые алфавит, или букварь мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира) ( 1774)
  • Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сирѣчь Икона Алкивиадская (Израилский змей)
  • Книжечка о чтения священных [аго] писания, наречение Жена Лотова
  • Брань архистратига Михаила со сатаной о сем: легко быть благим
  • Прямая бѣсу со Варсавою
  • Благодарный Еродий (Благодарный Еродий)
  • Убогий жаворонок (бедный Жаворонок)
  • Диалог. Имя ему - Потоп змиин

5.4. Издание произведений

  • Сковорода Г. С. Библиотека духовная, содержая в себя дружеские беседы с познанием самого себя. Изд. М. антоновских. 3 части. СПб., 1798. 225 стр. Работа представляет собой смесь двух или нескольких произведений Сковороды, которые были заметно видоизмененные; до 193 с. подано трактат Наркис.
  • Сковорода Г. С. Начальная дверь по христианскому добронравию. - Сионских вестник, 1806, ч. Ill, август, с. 156-179. Текст произведения; коротенький жизнеописание Сковороды.
  • Гесс де Кальве Густав, Вернет И. Сковорода украинской философ. - Рус. вестник, 1817, апрель, ч. VI (смесь), с. 108-151. Добавлено два письма Сковороды к Е. Е. Урюпина; воспоминания о жизни и деятельности писателя.
  • Хиджеу А. Три песни Сковороды. - Телескоп, 1831, ч. VI, с. 578-582. Опубликовано: 1) Ой ты, птичко желтобока, 2) Ой поля, поля зеленые, 3) Всякому городу нрав и права.
  • Снегирев И. М. О старинном переводе Тита Ливия. - Ученому, зап. Моск. унив., 1833, ч. I (смесь), с. 695. Известие о том, что на закладке в томе перевода Тита Ливия (1716 г.) якобы рукой Г. Сковороды написано "году 1688 [?] Месяца мая, в 29 день, купил Сковорода, дал восемь Алтын". И. С. г. с. к.
  • [Срезневский И. И.]. Отрывки из записок о старце Григория Сковороды. - УТР. звезда (Харьков), 1834, кн. 1, с. 67-92. Здесь есть два варианта песни Всякому городу нрав и права и литографированный портрет Сковороды.
  • А. [Хиджеу А. Ф.]. Григорий Варсаву Сковорода. Историко-критический очерк. Отрывок первый: общее основное понятие о Сковороды из его собственного сознания. С приложением Сковородинского Идиотикона. - Телескоп, ч. XXVI, 1835, № 5, с. 3-42, № 6, с. 151 - 178.
  • Краевский А. Обозрение русских газет и журналов за первую пол. 1835 года,-ЖМНП, ч. IX, 1836, март, с. 669-678. Срезневский И. И. Майор, майор! - Моск. набл., 1836, ч. VI, с. 205-238, 435-468 и 721-736. В повести на с. 211, 443, 447 - подано отрывки из произведений Сковороды; автор рассказывает о том, как Сковорода хотел жениться на дочери майора (факт, видимо, вымышленный).
  • Сковорода Г. С. Убогий жаворонок. Притча Г. В. Сковороды. М, 1837. 32 стр. Предисловие о жизни Сковороды за подписью М. Макарова и И. Решетникова и письмо Сковороды к Дискому с 1787 p., Текст произведения.
  • Сковорода Г. С. дружески разговор о душевной мире. Г. В. Сковороды. М, 1837. 94 стр.. Текст произведения.
  • Сковорода Г. С. Беседа двое. Г. В. Сковороды. М, 1837. 50 стр.. Текст произведения.
  • Сковорода Г. С. Басни харьковские. Г. В. Сковороды. М., письмо Сковороды из села Бабаев 1774 и тексты ЗО басен.
  • Сковорода Г. С. Брань архистратига Михаила с сатаной о сем: легко быть благим. Г. В. Сковороды. М, 1839. 45 + VII с. Текст произведения.
  • Аскоченского В. Русский композитор Веделев. - Инвалид, 1854, № 94, 28 апреля. В статье - песня Сковороды Ах, счастье, счастье, бедной, злое.
  • Аскоченского В. Григорий Саввич Сковорода. - Киев. губ. ведом, 1855, № 42-44, октябрь (часть неофиц.). Отрывок из 2 частей книги В. Аскоченского Киев с Древнейшим его училищем Академией. Аскоченского В. Киев с Древнейшим его училищем Академией Ч. 2 ... На с. 129-140 - биография Г. Сковороды и характеристика его деятельности, на с. 519 - текст автоепитафии Сковороды.
  • Сковорода Г. С. Сочинения в стихах и прозе Григория Савича Сковороды. С его портретом и почерком его руки. СПб, 1861. 6 + 312 + 10 с. На с. 5-6 - краткая биография, на с. 1-54 - Сад божественных песней, на с. 55-291 - проза (Разговор о том: знай себе; Убогий жаворонок (притча) Борьба и пря о том: претрудно быть злым, легко быть благим; БесЪда двое; Прямая черту со Варса вой; Начальная дверь ко христианскому добронравию; самопознание) , на с. 291-310 - Переписка с харьковски друзьями и Случаи из жизни Г. С. Сковороды.
  • Сочинения Григория Саввича Сковороды, Собранные и редактированные проф. Д. И. Багалеем. Юбилейное издание (1794-1894 год) С портретом его, видом могилы и снимки почерка. (7-й том Сб. Харьк. Ист.-филолог. Общ.). Харьков, 1894. СХХХИ + 132 + 352 стр.. На с. I-СХХХИ - вступительная статья Д. Багалея: издание произведений Сковороды и исследований о нем; библиографический обзор произведений Сковороды, список его произведений; сомнительные произведения; автографы; списки: содержание всех оригинальных произведений Сковороды, на с. 1-40 - текст произведения Житие Григория Сковороды, Составленные второй его М. И. Ковалинский, на с. 41 -132 - текста писем Сковороды, на с. 1-306 - тексты произведений Сковороды: 1) Наркис, 2) Диалог или розглагол ? Древнем миръ, 3) БесьЬда, нареченная двое, 4) Разговор дружески о душевной миръ, 5) Разговор, называемые алфавит или букварь мира, 6) Басни харьковские, 7) Две вступительные проповеди в курс лекций "О христианском добронравиы"; 8) Начальная дверь ко христианскому добронравию, 9) Брань архистратига Михаила со сатаною; 10) Благодарный Еродий; 11) Убогий жаворонок; 12) Отрывок из соч. Израильский змий; 13) Стихотворения (Сад божественных пъсней и разные стихотворения) 14) Ода Сидрония об уединении, на с. 309-352 - Приложения: 1) Правила нравоучительный, 2) Правда веры, 3) Указатель латинский писем Сковороды к Ковалинский, Составленные проф. И. В. Нетушил.
  • Франко И.-ЗНТШ, т. V, 1895, с. 79-83 (библ.).
  • Петров Н. К биографии украинского философа Григория Саввича Сковороды. - Киев, стар, т. LXXXI, 1903, апрель (докум, изв. И зам.), С. 10-18. На с. 15 - текст "прошения" Сковороды о зачислении преподавателем Харьковского коллегиума.
  • Перетц В. Н. Очерк старинное малорусской поэзии. - Изн. отд. рус. яз. и слов. АН, т. VIII, кн. 1, 1903, с. 89-119. В с. 113-116 - псальма Сковороды Ах, ушли мои лъта (с вариантами по Богогласник и народным вариантом).
  • Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Том. I. С биография Г. С. Сковороды М. И. Ковалинский, с заметки и примечаниями Владимира Бонч-Бруевича. Портрет и факсимиле автора. СПб, 1912. XV + 544 с. (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчеству. Вып. 5-й. Под редакцией Владимира Бонч-Бруевича). На с. III-VI-содержание, на с. VI-XV - заметка от редакции (характеристика Сковороды; осмотр его рукописей; план издания его произведений; ошибки), на с. 1-42 - Жизнь Григория Сковороды. Письменная 1794 года в Древнем вкусе (М. И. Ковалинский) на с. 43-49 - примечания В. Бонч-Бруевича по поводу рукописи М. Ко-валинського, на с. 51-530 - тексты произведений Сковороды: 1) Убуж-деся видъша славу его (проповедь) 2) Да лобжет мя от лобзаний уст Своих (проповедь), 3) Начальная дверь ко християнскому добро-нравию, 4) Наркисс, 5) Симфония нареченная книга Асхань о позна-ниы самого себя; 6) Беседа нареченная двое, 7) Разговор дружески о душевной миръ, 8) Кольцо. Дружески разговор о душевной миръ, 9) Диалог или розглагол в Древнем Мирьям; 10) Разговор, называемые алфавит или букварь мира; 11) Израилский змей или книга нареченная: день; 12) Книжечка о чтения священнаго писания, наречение Жена Лотова (с письмом Г . Сковороды к М. Ковалинского-го) 13) Брань архистратига Михаила со сатаною, о сем: легко быть благим (с письмом Г. Сковороды к М. Ковалинского) 14) Прямая бъху со Варсавою; 15) Благодарный Еродий (с письмом Г. Сковороды к С. Н. Дятлова) 16) Убогий жаворонок (притча) 17) Диалог. Имя ему: Потоп Змиин; к произведениям Г. Сковороды добавлены примечания В. Бонч-Бруевича с характеристикой рукописей автора, на с. 532-543 - указатель имен, условных выражений, книг, статей, встречающиеся в книге.
  • Багалей Д. И. История слободской Украины. Проф. Д. И. Багалея. Из 71 рисунком и 2 картами. X., Изд-во "Союз", 1918. 308 с. (Культурно-историческая библиотека под ред. проф. Д. И. Багалея). На с. 254-274 - биография Г. Сковороды; философские взгляды, значение Сковороды; тексты его стихов Весна люба, ах пришла, Ой ты, птичко жовтобоко, Всякому городу нрав и права (с вариантом в записи И. Срезневского), что за вольность? Добро в ней какое?
  • Возник М. С. Старое украинское писательство ... На с. 402-407 - биография Сковороды; характеристика литературного наследия, на с. 417-428 - отрывки из произведений: Начальная дверь, Разговор о душевной мир-Ь, Разговор, называемые алфавит или букварь мира, стихи Всякому городу нрав и права и Ой ты, птичко жолтобоко.
  • Бузынный А. Новые письма Г. С. Сковороды. - Июнь, путь, 1924, № 3, с. 255-257. Тексты писем Сковороды к И. Ермолова (без даты) и Я. I. Довганського от 25 февраля 1773
  • Срезневский Измаил. Майор, майор! Рассказы из жизни Г. Сковороды. Редакция и вступительные статьи А. Ковалевского. [Б. м. и б. д., печать, в Киеве], изд-во "Рух". 120 стр.. На с. 5-10 - Памяти академика И. Срезневского (характеристика, биография), на с. 11-53 - 3 поводу рассказа (литературная история его и анализ), на с. 55-120-текст рассказа (в переводе на украинский язык).
  • Попов П. Н. Неопубликованный письмо Сковороды. - Литер, критика, 1939, кн. 11, ноябрь, с. 103-104. Текст письма Ивана Григорьевича от 20 ноября 1778
  • Сковорода Григорий. Харьковские басни. За редакцией академика П. Тычины. Предисловие проф. С. Чавдаров. К., Укр. гос. изд-во, 1946. 32 стр. На с. С-6 - в предисловии С. Чавдаров - обзор басен Г. Сковороды, на с. 7-32 - письмо Г. Сковороды к П. К. Панкова (1774 г.) и тексты Харьковских басен в переводе на современный украинский язык.
  • Попов П. Н. новонайденный тексты Г. С. Сковороды. - Сов. литературоведение, кн. 13, 1950, с. 50-69. Опубликовано вариант разговора дружески о душевной мире (по списку кон. XVIII ст.) И тексты четырех писем Сковороды к И. Ермолова (без даты), Я. И-Довганського от 25 февраля 1773 p., Я- М. Донец-Захаржевского от 13 марта 1790 г., до какого-то Ивана Григорьевича от 20 ноября 1778
  • Белецкий А. И. Хрестоматия давней украинской литературы ... На с. 457-480 - Г. С. Сковорода: биографические сведения, тексты стихотворений, басен; отрывки из произведений: Алфавит или букварь мира, Брань архистратига Михаила со сатаною, Израилский змей, Наркисс.
  • Попов П. М. Из переписки Г. С. Сковороды. - Сов. литературоведение, кн. 18, 1955, с. 57-70. Опубликовано письма. Сковороды к И. Базилевича от 18 апреля 1765 г., к Г. И. Ковалинского от 23 сентября 1788 г. Алексею с 1788 p.
  • Скука Г. А. Песни и романсы украинских поэтов в двух томах. Т. И ... На с. 229-232 - тексты песен Г. Сковороды: 1) Всякому городу нрав и права, 2) Ах, поля, поля зеленые, 3) Ой ты, птичко жолтобоко, на с. 326-327 - биография Сковороды; примечания.
  • Неизвестный письмо Сковороды. Подал M. И. Мольнар. Комментарии П. М. Попова. - Сов. литературоведение, 1958, № 2, с. 113-116. Текст письма Г. С. Сковороды от ЗО мая 1785 Иакову Правицкий (письма найдены в Праге) комментарии.
  • Махновец Л. Е. Древний украинский юмор и сатира ... В с. 326-327 - текст сатирического стихотворения Песнь 10-я Григория Сковороды, на с. С-во вступительной статьи - анализ стихотворения.
  • Григорий Сковорода. Полный академический сборник произведений. Харьков-Эдмонтон-Торонто. Издательство КИУС. 2011. 1400 с.

6. Переводы

  • Ода (Jesuitae Sidronii Hosii)
  • [Цицерон. В старости]
  • Книжечка Плутархова о спокойствии души

7. Философ в искусстве

7.1. Сковорода в живописи

  • Васильковский С. "Народ слушает песни Сковороды"
  • Ижакевич И. Сковорода в пути; Шевченко-пастух поет Сковороду; Посланник Екатерины приглашает сковороду в Петербург.
  • Касьян В. Гравюра Г. Сковороды до 150-й годовщине его смерти.
  • Литвиненко В. Серия эстампов "Из жизни Сковороды".
  • Павлович Ю. Акварельная сюита на различные мотивы из жизни Сковороды.
  • Трохименок К. Григорий Ссковорода среди народа.
  • Яблонская Т. Портрет Г. Сковороды.

7.2. Сковорода в скульптуре


7.3. Сковорода в киноискусстве

  • Кавалеридзе И. П. Художественная кинокартина "Григорий Сковорода"
  • Ролан Сергиенко Документальная кинолента "Открой себя. Григорий Сковорода", 1972 г.

7.4. В музыке

Многие стихи Григория Сковороды положены на музыку. В частности, украинский композитор Леонид Грабовский создал цикл "Temnere Mortem" ( 1991).

Стихотворение "Всякому городу нрав и права? выполняет Тарас Компаниченко.

8. Памяти

Мир "поймал" Григория Сковороду посмертно: изображение философа на банкноте номиналом 500 гривен.
Памятная монета номиналом 1 000 000 рублей. Реверс.
  • 1919 г. - В Украине было отмечено 125-летие со дня смерти Сковороды.
  • 1922 г. - 200-летие со дня рождения.
  • 1939 г. -145-летию со дня смерти.
  • 1942 г. - 220-летию со дня рождения.
  • 1944 г. - 150-летие со дня смерти.

Именем Сковороды названо село Сковородиновка, Золочевского района на Харьковщине; улицы в Киеве, Харькове, Полтаве, Одессе и других городах; Харьковский педагогический институт и Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды носят имя Сковороды. Именем философа названы также Институт философии НАН Украины. Кроме того, в 2005 г. на базе Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды был создан Центр Сковородинознавства, возглавляемый д.филол.н. проф. Николаем Корпанюк, который каждые два проводит Сковородиновские чтения.

15 сентября 2006 Национальный банк Украины выпустил банкноту номиналом 500 гривен, на аверсе которой изображена Григория Сковороду.

Памятные места и музеи Г. Сковороды

  • Литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды в Переяславе-Хмельницком
  • Чернухинский литературно-мемориальный музей Сковороды

Примечания

  1. Сковорода Григорий Саввич / Б. краце / / Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .

Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Сковорода Григорий Саввич
  • Григорий Сковорода. Полное собрание сочинений в двух томах - litopys.org.ua / skovoroda / skov.htm
  • Литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды в Переяславе-Хмельницком. - М.: Искусство, 1981. - 64с. (Укр., рус., Англ., Нем. Языках).
  • Ниженець А. Г. С. Сковорода. Заповедные места на Харьковщине. - Изд-во Харьков, университета, 1962. - 42 с.
  • Ниженець А. Г. С. Сковорода. Заповедные места на Харьковщине. - X.: Флаг, 1969. - 61 с. (Рус. и англ. Языках).
  • Попов П. Н. Григорий Сковорода. - М., 1969.
  • Нежинец А. М. На рубеже двух миров. - X., 1970.
  • Философия Григория Сковороды. - М., 1972.
  • Мишанич О. В. Григорий Сковорода и устное народное творчество. - М., 1976.
  • Полищук Ф. М. Григорий Сковорода. - М., 1978.
  • Мемориальный музей Г. С. Сковороды: Переяслав-Хмельницкий государственный историко-культурный заповедник. - М.: Реклама, 1980. - 20с.
  • Ниженець А., Стогний И. Григорий Сковорода: Памятные места на Украине. - К.: Наук, мысль, 1984. - 94 с.
  • Горбач Н. Неизвестный Григорий Сковорода. - Л.: Логос, 2002. - 151 с.
  • Григорий Сковорода в воспоминаниях современников и народных легендах. - М.: Оригинал, 2002. - 96 с.
  • Наш перворозум. Григорий Сковорода на портрете и в жизни: Фотокнига. - К.: Вспышка, 2004. - 180 с.
  • Чижевский Д. Философские произведения: В 4 т. - Т. 1: Очерки по истории философии на Украине. Философия Григория Сковороды. - К.: Смолоскип, 2005 - 402 с.
  • Вешенка Е. Онтологический образ человека в творчестве Григория Сковороды. - М.: ООО "КСМ", 2006. - 256 с.
  • Верба Г. М. Ключ к христианской философии Григория Сковороды ("Сковорода и Библия". Путеводитель). - М.: Астон, 2007. - 655 c.,
  • Исаев В. Д., Левченко В. Эстетика и этика Григория Сковороды: Прошлое и настоящее. - К.; Луганск: Светлица, 2007. - 152 c.
  • Чернега Т. М. Рациональное и мистическое в философии Григория Сковороды. - О.: Астропринт, 2007. - 400 с.
  • Попович Григорий Сковорода: философия свободы. - 2-е изд. - К.: Мастерская Билецких, 2008. - 256 с.
  • Шевчук В. А. Опознан и непознанный Сфинкс: Григорий Сковорода современными глазами. - К.: Пульсары, 2008. - 525 с.
  • Григорий Сковорода. 1722-1794: Библиограф. указатель. - М., 2002. - 136 с.
  • Гнатюк Л.П. Языковой феномен Григория Сковороды в контексте староукраинской книжной традиции. - М.: ИПЦ "Киевский университет", 2010. - 446 c.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам