Надо Знать

добавить знаний



Следствие



План:


Введение


1. Современный вид досудебного следствия в Украине

Досудебное следствие - это форма предварительного расследования, которая заключается в выполнении органом досудебного следствия (следователем) в порядке, установленном УПК Украины, следственных действий, направленных на сбор, исследование, оценку, проверку и использование доказательств по уголовному делу, изобличения лиц, совершивших преступление , принятие всех предусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как тех, которые разоблачают, так и, оправдывающие обвинения, а также обстоятельств, смягчающие и отягчающие ответственность.

Органы досудебного следствия играют важную роль в противодействии преступности. Они являются частью государственного аппарата, наделенные функциями государственно-властного характера, имеют властную компетенцию, специфические формы и методы деятельности и при этом действуют по поручению государства. Но на сегодняшний день состояние органов досудебного следствия не соответствует современным потребностям украинского общества, имеющиеся отдельные факты вмешательства в их деятельность из других государственных институтов. Исходя из классического для европейского континента централизованной системы построения правоохранительных органов, единственным высшим органом в системе отечественных органов досудебного следствия должен стать Следственный комитет. Его создание обеспечит проведение единой уголовной политики на всей территории страны; исключит вмешательство в процессуальную деятельность не уполномоченных на то законом лиц и органов, способствовать укреплению законности в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов досудебного следствия. Однако на данном этапе этот процесс вряд ли состоится, поскольку руководство государства и правоохранительные органы не заинтересованы в создании такого мощного и независимого органа как Следственный комитет.

Независимо от ведомственной подчиненности, следственные органы в механизме государства занимают отдельное место и имеют самостоятельное значение. Систему органов досудебного следствия составляют:

1) следственные прокуратуры;

2) следственные органов внутренних дел;

3) следственные налоговой милиции;

4) следователи органов безопасности.

Права и обязанности следователей различных ведомств при осуществлении в конкретном уголовном деле одинаковы. Принадлежность следователя к тому или иному ведомству не влияет на его процессуальное положение. УПК Украины наделяет всех следователей одинаковым объемом процессуальных полномочий.

Следователь обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу. Когда дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного органом дознания, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копию постановления о принятии дела к своему производству следователь в течение суток направляет прокурору.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия суда (судьи) или прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователь не имеет права проводить оперативно-розыскную деятельность. Это непосредственно вытекает из норм УПК Украины, а также ЗУ ?Об оперативно-розыскной деятельности". На следователя не могут быть положены обязанности по выполнению различных административных и других функций, не связанных с осуществлением досудебного следствия.

Формы окончания предварительного следствия:

1) составление обвинительного заключения;

2) прекращении дела;

3) направление дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.


2. Основные положения досудебного следствия

Основными положениями досудебного следствия:

1) Своевременное начало досудебного следствия (ст. 113 УПК Украины);

2) Соблюдение правил о подследственности уголовных дел (ст. 112 УПК Украины);

3) Объединение и выделение уголовных дел (ст. 26 УПК Украины);

4) Соблюдение сроков досудебного следствия (ст. 120 УПК Украины);

5) Взаимодействие следователя с органом дознания;

6) Направление следователем отдельных поручений (ст. 118 УПК Украины);

7) Применение группового метода досудебного следствия (ст. 119 УПК Украины);

8) Недопустимость разглашения данных предварительного следствия (ст. 121 УПК Украины);

9) Рассмотрение и решение ходатайств (ст.129 УПК Украины)




3. История досудебного следствия

Под влиянием либеральных идей и теории разделения властей и ввиду того, что прокуратура не является беспристрастным органом, со второй половины 19 в. в процесов стадию предварительного следствия западно-европейских государств введены следственных судей, задачей которых является вести следственные действия при строгом сохранении объективности и законности. Они являются органами независимого суда. Такая система существовала на украинских землях под Австрией до 1918 года, а позднее под Польшей, Чехословакией и Румынией. Зачатки ее были также в Российской Империи.

В СССР и СССР под влиянием принципиального отрицания теории разделения властей процесс делится на две части: предварительное следствие под руководством прокурора, в котором суд не имеет никаких компетенций, и судебное разбирательство, которое начинается тогда, когда следственные органы, собрав соответствующий материал против обвиняемого, передают дело судебные к окончательного решения.

В первых десятилетиях после революции предварительное следствие в СССР и УССР имело господствующее значение во всем процессе. Прокуратура считалась центральным органом, тогда как суды были местными органами. Заключение предварительного следствия был решающий для суда. Со временем, особенно после 20 съезда КПСС ( 1956), система судов укрепилась и в большой степени освободилась от доминирующего влияния прокуратуры. Поэтому во время судебного разбирательства суд основательно проверяет результаты предварительного следствия. Поскольку суды обязаны совместно с следственными органами вести борьбу с преступностью, эта проверка бывает достаточно поверхностная, поэтому процессы происходят за сравнительно короткое время. Положение обвиняемого на предварительном следствии ослаблено тем, что закон допускал защитника лишь по окончании предварительного следствия

В СССР и УССР существовали три следственные органы: а) следователи Министерства внутренних дел б) следователи прокуратуры в) следователи органов государственной безопасности. Следственные органы в основном строго нормированы уголовно-процессуальными кодексами. Напиклад ст. 104 УПК РСФСР и соответствующая статья УПК РСФСР, который был действующим до 1960 года, имела примечание: "Порядок утверждения арестов, предпринятым органами КГБ, определяется отдельными правилами". Распространена интерпретация этой заметки было то следствие, что следственные органы в политических делах делам только очень условно придерживались постановлений КПК. УПК 1960 года уже не имел этой заметки, хотя это не меняет факта, что в политических процессах суды далее решают дела не по критерию законности или справедливости, а исключительно по политической целесообразности, которая определяется в предварительном следствии органами государственной безопасности, практически проверке судов не подлежало.



Примечания

Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.1960 - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 1002-05


Право Это незавершенная статья права.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам