Надо Знать

добавить знаний



Слобожане


Константин Трутовський.jpg

План:


Введение

Константин Трутовський.jpg


Слобожане (Слобожане) название населения которое проживало на территории Слободской Украины. Слободская Украина имела западе граница с Гетманщиной, на юге с Запорожьем и Крымским каганатом, на севере с Московской землей, на востоке граница проходила по реке Дон.

Сам Харьков 1655 состоял только из казаков. В 1680 -х в Слобожанщине было около 100 000 населения.

Перепись 1732 насчитывает военного люда 106 000, а всех вместе 400 000.

По переписи 1897 на территории старой Слобожанщины: в Харьковской губернии насчитывалось 2492316 населения, из них 2009411 украинский, в Воронежской губернии - 854 053 украинская, в Курской губернии - 523 277, всего около 4 мил. В 17 в. на территории Слобожанщины было одно казачество с небольшим количеством духовенства и старейшины.


1. Дом

Сергей Васильковский
Sergiy Vasylkivskiy-Zaporozh.jpg
Sergiy Vasylkivskiy-Banduryst z clopchykom.jpg

Церковь

Церкви были построены в привлекательном украинском стиле, в основном на три этажа, иногда на пять.

Здания на Слобожанщине были небольшие, мещанские дома мало чем отличались от барских и вообще даже дома самой старшины были невелики. В домах Слобожанщины, Полтавщны, Запорожье, Подолье балки в комнатах были вырезные с надписью религиозного содержания, под надписью были кресты с именем строителя и дате. Такие надписи связаны были не только с освящением дома, а также влияние на всю жизнь жителей, привязуючы их к родному краю. Дома были преимущественно деревянные. Слобожанщина входит в регион бревенчатых хат. Сначала их клинувалы, затем обмазывали глиной и сверху белили мелом или красили синькой или охрой. В основном дома были белые, а только завалинка обмазанных охрой. Грубы клались из кирпича и кафель; в богатых изразцы были зеленые, а у других - побеленные мелом. Белили дом по субботам и перед большими праздниками, летом даже с окном. Крыши были равны без выступов и без поверхностного гребня соломы. Труба в древности был Хворостян, обмазанные глиной. Дома были окружены забором, в котором иногда напротив окна прорезали дырку, чтобы было видно на улицу. Дома были двухкамерные, посередине были сени.


2. Быт

Относительно быта среднего и низшего сословий слобожан, он был чисто украинским и вообще схож с старшинским. Видрижнявся он только от него своим убожеством. Украинских казачья или крестьянская, или мещанская дом одрижнялася от барского дома только своим размером; материал же здании был один - дерево, гонт, камыш, солома, и у зажиточных казаков можно было увидеть даже изразцовые печи, которые обычно были в господских домах и которые мы видели в Шидловского. В домах казаков, мещан и посполитых были те же образы, лавки, ковры, кока, полотенца, сундуки с одеждой и украинский убранством - только все отее было куда беднее и дешевле.


3. Одежда

В 1841 году Квитка - Основьяненко пишет, что одежда стала меняться. В древности казаки носили широкие штаны, каптанок подпоясанный поясом. Поверх черкеску с вылетами или откидными рукавами, высокую смушковую шапку с верхом из цветного сукна. На поясе на ретязькови чем и саблю, частью кривой. Когда казаков слобожанских перевернули на гусар тогда и одежду поменяли. Простые люди носили свиты подпоясанные кушаком. Женщины носили дерги и плахты с запаской. Дерга - полотнище черного или коричневого цвета, которым обгортались тесно вокруг рубашки. Плахта - это платьев полотнище в ячейки, от чего их называли червчаткы, если ячейки были красного цвета, синяткой - синего цвета и напольные были с красными и синими клитинками.На Полтавщине встречались желтые плахты, а на Черниговской - зеленые. Плахту перевязувалы поясом, спереди носили передник или запаску яркого цвета. Сверху надевали кафтан, корсетку, а зимой кожух. В старину носили жупан, иногда с воротником, вышитым красными нитками. Мужчины носили кафтаны, кобеняки, плащи, свиты, кожухи, зипуны, седые или черные бараньи шапки. Женщины ходили всегда в чепце. Дивчитa в косу вплетали скиндячкы или стрички.Жиночи очипки были парчовые или шелковые и различной форми.В Ахтырке были круглые, в Лебединщини продолговатые кораблики. Женщины носило красные или зеленые сапоги или желтые сафьяна. Во фабричным влиянием одежда переменился. Одежда мало отличался от Украинской др.. местностей, только на Киевщине больше употребляли черный цвет, а на Слобожанщине - билий.Заможни военные обыватели проживали в городах и крупных слободах. На праздники одевали кафтаны из тонкого германского сукна, осажденные золотом или серебряные позументом; женские кафтаны были только длиннее парней. Женщины носили еще шелковые кирсеткы без рукавов и юбки, обложенные позументом. Чобiткы, туфли были кожаных или сафьяновые - красные или желтые с железными подковки вместо каблуками. На шее женщины носило ожерелье или бусы, жемчуг, и которая была богаче, и носила и более низок бус; туда нанизывали также по одному или по несколько медальонов или, как называли их, талеров, а состоятельные нанизывали между кораллами червонцы, свернув их в трубочку , и когда надо было денег, их снимали. На головах женщины носили шапочки-кораблики с черной бархатной каймой; верхняя часть ее была парчевий или толстого тяжелого штофа; под шапочку пидкладалося и все волосы.


4. Блюдо

Блюдо в Слободян была простой: борщ, каша крутая или молочная, галушки простые или варениикы с сыром или вишнями, бабкa, голубцы, гречневая пампушки, гарбузовa кашa, студень из свиных ног, затирка, зубцы, кулеш, квашa, лимишкa, локшинa, макухa , цутрю, пундики, Таратута, тетерев, В праздники пироги с фасолью, кныши, лепешки, летом огурцы, арбузы, дыни с хлебом. мяса ели мало, в основном на Рождество и Великдень.Ридко у кого не было караваев и кнышей; ржаной хлеб почти у всех был просеянный на сите, а не на решете; варили кушанье дважды в день - утром и вечером; варили борщ из свеклы и капусты, с пшонною затиркой, с квасом, с салом. На ужин подавали обычно гречневая или пшеничные вареники с творогом, гречневые галушки с салом, пшонну густую кашу с салом или маслом и кипятком; летом готовили студень; всякий имел свой огород и бахча.


5. Обычаи и черты характера слобожан

Гр. Мин. Цветок говорит, что Слобожанин любит чистоту, что он приветливый, учтивый в обхождению, почитает за грех обманиты кого-либо, честно выполняет обещания и условия. Скорее его обманут, чем он кого обманет. Слобожанин, как только есть возможностей, первое научить сына ремеслу, учит его грамоте, а потом уже выбирает ему занятие по его охоте. Украинский любит музыку и к ней способен и на голос, без нот обучается играть на скрипке. Три таких музыканта составляют из себя тройственную музыку, которая играет на свадьбах. Очень красиво поют по церковных хорах. Украинский всегда славились хорошими голосами, из них набиралы певчих царского двора. Есть и самоучки художники, которые рисуют образы для церквей, резчики иконостасив.Лайкы, особенно на старых, не любят

Праздников в слобожан было много, и некоторые из них праздновались несколько дней, например Троица. Было немало и мисцьових праздников, например, Паликопа (Пантелеймона). И мужчины, и женщины ходили на улицах музыкой - скрипками и кимвалами. Заходили и в трактир, пили там водку маленькой рюмкой и танцевали или украинский, или польский танок.На храм появлялась сила народа из соседних деревень.

Слобожане очень любили музыку и танки: кроме скрипки, без которой нельзя было пройти свадьба, были и другие струменти, например: бас, флейта, цимбалы (гусли), кобза или бандура и лира, на двух послидних выигрывали кобзари и лирники. Гр. Сав. Сковорода играл на флейте, скрипке, бандуре и гуслях. Пастухи играли на флейтах. Танцевали метель, горлицу и казачка. Водку любили и употребляли его с малых лет, но более для беседы чем для пьянства: пять человек могли в компании просидеть и выпить какую-то пивосьмушку водки, пили понемногу, но более говорили между собой, а если и выпивали более надо, то редко ругались и дрались. Гостей собирали по праздниках и на крестины, обедали, а под вечер розиходилися. Но брак громко и витрачувалы на них множество денег. У крестьян было больше всяких обрядов, чем у горожан.


6. Свадьба

Интересные известия о свадьбе в слобожан и гетманцев дает Калиновский. Начиналось дело с того, что ссылались свахи к родителям молодой, они брали с собой, яко посланцы, хлеб и посохи. При согласии молодой, она давала старостам полотенца, котрии у богатых были вышиты шелком или золотом. Старосты возвращались к семье молодого, перевязав себя полотенцами. С того дня молодой мог навищаты просватанную девушку. В субботу перед венчанием (оно обычно бывало в воскресенье утром) молодая делала пир и ужин подружкам с песнями и танцами. После венца молодые шли к родителям жениха на трапезу. Отец и мать жениха сидели на кожухе, вывернутой вверх шерстью, и держали в руках хлеб, которым благославлялы молодого, одпускаючы его на коне к молодой. Там отец и мать молодой выходили навстречу в вивороченому кожухе на кочерге или на вилах с горшком с водой или овсом. На коня садился родственник молодого и как убегал от бояр, его догоняли тоже на лошадях и приводили во двор, где он принимал как выкуп за невесту. Выкуп принимал тоже малолетний брат молодой за свою сестру. Садились за стол, молодой в сером или белом кафтаны, обуть в красные ботинки с подковки, в плахте, запаске, в вышитой рубашке с лентами в волосах, в ожерелье; молодой - в кафтане и черкеске, в суконных штанах, в высокой красной шапке. Раздавались подарки, потом выходили на улицу танцевать до обеда под музыку. Играла конечно тройная музыка - скрипка, бас и флейта. На столе стоял каравай, перед образами - сабля с зажженными свечами. Подавали много всякой блюда: лапшу со свининой и курицей, борщ, жареное, капусту. Дружко раздавал каравай. После обеда снова танцевали, а потом ужинали. Потом ехали во двор молодого, где зажигали куль соломы, и через этот костер все переезжали. Молодая разувала молодого, а он слегка бил ее холявою по спине.

В понедельник ходили с свадебный поезд по всем дружка и боярах и танцевали, давали молодым подарки на новое хозяйство. Приносили курицу к теще. Так праздновали и пировали целую неделю. Свадьба обходилось родителям молодой в 17 руб., А молодого-16 руб., Всего в 33 руб. В том числе на водку выходило 12 руб. Многое из этих свадебных обычаев отдает очень большой древностью - временами домонгольской русской и дохристианской эпохи, напоминает нам свадебные обычаи у предков украинский - северян, полян. О сем напоминают и такие старые клички, как князь и бояре, и то, что молодой ехал верхом, и то, что родственник и брат молодого брали за нее выкуп; напоминает об этом сабля и обычай проезжать через очищающий все плохо огонь; особенно интересен и старый обычай разувания молодого мужа, делала в X в. Рогнеда, роззуваючы на ​​свадьбе Владимира. Родители сидели на вывернутой шубе том, что все Мохнатое было символом богатства; символично значиння на свадьбе была и курица.


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам