Надо Знать

добавить знаний



Словита



село Словита
Страна Украина Украина
Область Львовская область Львовская область
Район / горсовет Золочевский район (Львовская область)
Совет Словитского сельский совет
Код КОАТУУ 4621886901
Основные данные
Основанное 1472
Населения 928
Площадь 2.807 км ?
Плотность населения 330.600 чел / км ?
Почтовый индекс 80735
Телефонный код +380 03265
Географические данные
Географические координаты 049.758 0024 .597 49 ? 45ь28 "с. ш. 24 ? 35ь48 "вост. д. / 49.757778 ? с. ш. 24.596667 ? в. д. (G) Координаты : 49 ? 45ь28 "с. ш. 24 ? 35ь48 "вост. д. / 49.757778 ? с. ш. 24.596667 ? в. д. (G) 49.757778 , 24.596667
Средняя высота
над уровнем моря
450 м
Местные власти
Адрес совета 03265, тел. 55-518 С.Словита
Сельский голова Дижак Леся
Карта
Словита (Украина)
Словита
Словита
Словита (Львовская область)
Словита
Словита


Словита - село в Золочевском районе Львовской области.

Первое упоминание относится к 1442 года. В течение 16-18 вв. село находилось в королевской собственности. Сначала оно принадлежало к Львовского гродового, а затем в Глинянского негродового старосте. В 1773 г. Словита принадлежала к имениям Урсулы Потоцкой. Вблизи села существовал женский монастырь Воздвижения Честного Креста.

Село Словита - центр Словитского сельского совета в которую входят села Якторов, МАЗов и хутор малинный. Расположен у шоссе Львов - Тернополь в 45 км к востоку от Львова и в 25 км к западу от Золочева. Село Словита расположен на склонах северной части Подольской высоты, носит название Гологоры. Если смотреть с низменности грядово Побужье, то северная часть Подолья имеет вид горного хребта с крутыми склонами возвышающиеся над низменностью на 150-200 м. местами - Словитского лес (место Марии-Терезы) 450 метров над уровнем моря. Гологоры является водораздельным хребтом между двумя бассейнами Балтийского и Черного морей. К северу от села находится низменность грядово Побужье, которая имеет вид холмистой равнины. В пределах села берет начало река Перегноивка, впадающей в реку Полтву.

Низменность грядово Побужье покрыта полями и сенокосами, а Северная часть Подольской высоты, на которой и расположено село покрыта смешанными лесами. Чрезвычайно удивительно-красивую картину наблюдают жители села созерцая безграничные просторы низменности на которой до самого горизонта, как маяки, сверкают купола церквей вокруг которых, как детки у матери, собираются хижины сел таких как Кривичи, Перегноев, Балучин и другие.

Красивые смешанные леса с преобладанием бук, граб, сосна, ель, береза ​​издавна дарят жителям разнообразные грибы, землянику, ежевику, малину, лекарственные травы целебный воздух, и в то же время создают уникальные климатические условия именно для словитчан.

Из полезных ископаемых есть большие залежи белого и желтого песка, глины, песчаного и другого камня. Преобладают серые пидзолени почвы, являются карбонатные и луговые черноземы, незначительная часть торфяно-болотняних почв. Нельзя не упомянуть и многочисленные Словитского источники наполненные уникальной, кристально чистой водой.

Что касается самого срока Словита трудно сделать однозначные выводы. Все познано человеком получает свое название и только и существует в сознании. "Получить имя, - отмечал И.Мардов, - значит укорениться в ментальности, на ментальном уровне слова и тем самым найти несметнисть". Ярким примером такой "несметности" является ойкононимия как система названий населенных пунктов. Ойконимы - уникальные языковые памятники, структурно почти не меняясь, несут из глубины веков информацию о причинах закладки поселений на определенной территории, занятия, племенной, родовой или этнической принадлежности первых жителей, сохраняют для нас особенности языка и богатство народного существительного тех давних предков , которые дали название соответствующим населенным объектам.


Происхождение села Словита

Словита - Славута, славяне, слава, славить, славный (нет), слободка, словом приветствовать, слово-вита- лат. vita - Жизнь и еще много подобных по содержанию и форме созвучных слов (имен, существительных, глаголов. Прилагательных) мы можем подобрать. Каждое из них имеет определенное значение. Очень интересным является трактовка подобной собственной населенного пункта в словаре ойконимив украинской исследовательницы Веры Котович - "Словятин, первоначально Славутина, 1578 г. в написании Slaventin, 1649 г - Slavetуn, 1785-1788 гг - Slaventуn, 1908 - Славутина, 1947 - Словятин. Посесив на-инъ от личного названия Славута. Первоначальное значение "Славутинъ (дворъ или др..)". личных имен Славута, сравним с личным названием Славут - производное суффиксальное образования с суффиксом-ута от исходного Славъ, сравним польское Slaw . Личная название Славъ - видантропонимне от композитное образования, которое возникло путем усечения имен-композитов с препозитивного то и постпозитивного компонентом Слав [и, о] - славъ типа Славиборъ, Славимиръ, Славоборъ, Славолюбъ Мирослав, Ярослав и др..

Отсутствие в древне письменных памятниках фиксации большинства исследуемых ойконимив не означает, что они в период Киевской Руси еще не существовали. Считаем, что в силу определенных объективных или субъективных причин многие документы не дошли до нашего времени, а те, что дошли, содержат очень скупые сведения о древнеукраинский ойконимийну систему.

Интересны названия улиц, окрестностей, участков леса села. Так улица "Таможня" указывает на то, что здесь собирали пошлину за проезд на базар, который когда-то был в селе, "Гайдук" - очевидно когда-то принадлежало барским гайдукам. "Обозисько" - поле у ​​села, название осталось с 1648 года, когда там стояло обозом войско во главе с Богданом Хмельницким. К 1941 году в монастыре ордена Василиянок с. Словита сохранялась расписка Богдана Хмельницкого, изданная им монастырю, о том, что он взял овес для лошадей, стоимость которого в ближайшее время обязуется оплатить. К сожалению, этот документ был утрачен в годы войны. "Контровереус" - название участка леса вблизи села в переводе с латинского "спорный вопрос". Как ни странно но факт спорного вопроса действительно подтверждается документально а именно 13 января 1640 король Польши Владислав IV сообщает арендатора королевского села Липовцы Николая Яницкий о назначении ревизоров с целью усмотрению спора между ним и кухмистром коронным старостой арендатором с. Словита Андреем мнихом. "Присад", "Озирина", "порубите", "Залески", "Плиш", "Комаровка", "Деберейнера", "закутом", "Гора", "Новая улица" "Поток", "Густинець", "Риписка "," Лесничество "," Общественное "," Мельников "," Гута "," Холм "," Каменная "," Оплеты "," Розсохи "и целый ряд других интересных названий, которые подают нам особый мир человеческого мышления, в том числе жителей села, их языка и речи, свидетельствуют о заселении и развитие села, являемся свидетелями глубокого исторического прошлого села и его жителей.


История

Словита была заселена жителями в древности. Об этом свидетельствуют археологические находки бронзовой эпохи. Во Львовском государственном историческом музее хранится топор начале бронзового века обнаружена на территории Словита жителем села Петром Лемишко. Словита является древним славянским поселением. Под горой, которая называется халявные, (сегодня Святая гора) и в других местах села, жители находили глиняные горшки с пеплом, свидетельствующие о давних обычаях погребения умерших.

Существует версия, что раньше село называлось Слободка, а в процессе расширения площади и численности населения стало записываться как "Словита". После захвата Галицкой земли Польшей в 1349 году, село и его жители с окружающими землями и лесами стали собственностью польских феодалов.

Первое письменное упоминание о селе Словита содержится в документах королевской канцелярии ("Summaria" - 1870 г.) где есть запись о предоставлении в 1485 году привилегий на с. Словита владелицы Катарине Косцелецький. Это значит, что в 1485 году село уже существовало, а вот найти поздние упоминания пока не удалось.

Горя подвергались словитчаны от монголо - татарских нападений. Древняя литература рассказывает, что на территории села есть большая могила времен татарского нашествия. В ХVI веке татарами был разрушен женский монастырь, который был отстроен лишь в 1616 году. Первое упоминание о Словитского женский монастырь чина Василия Великого относится к 1581-1589 гг Сохранились такие документы как:
- Грамота епископа Афанасия Шептицкого (1721 г.) о назначении Серафимы Зинковского игуменьей Словитского монастыря;
- Приказ Галицкого митрополита Антония Камчатская о назначении Афанасия Краковской игуменьей монастыря (1810 г.); 1821 г. - заместителем прокуратора монастыря назначен М. Барвинский в 1822 г. - Антоний Левицкий; состоянию на 1907 год игуменьей была Анна Теодорович.

В Центральном государственном историческом архиве Украины, г. Львов прекрасно сохранились материалы об отбывании барщины крестьянами - подданными монастыря (распоряжение, сведения, табели) инвентарная опись монастырского мельницы, материалы об отмене барщины на территории юго-западных украинских земель и ликвидации подданства крестьян с. Словита и уплату земельной ренты (сведения, списки, распоряжения); списки земель, зданий, инвентарные описи имущества Словитского монастыря; план построения сарая и кладовые дворе монастыря, список членов братства при монастырской церкви, сведения о персональном составе монахинь и монастырских слуг , переписка монастыря по различным вопросам, материалы о деятельности при монастырской школы закрытого типа и ряд других интересных документов.

Чрезвычайно интересным оказался инвентарную опись имущества Василианского монастыря в Словита, где указано о наличии в монастыре книг в Федоровского печати а именно:
1. "Новый завет" 1511 с медными застежками издан в Почаеве.
2. "Триодион Ин Кварто" 1527 киевское издание в кожаном переплете.
3. "Триодион Ин Кварто" 1540
4. "Анфологион" 1542 изданный во Львове.
5. "Служебник" 1546 изданный во Львове.
6. "Епистолярион или Апостол" 1566 изданный во Львове.

Отдельные здания из комплекса монастыря, в частности при монастырская церковь Воздвижения Честного Креста сохранилась до 1960 года, а главный корпус и по сегодняшний день.

В настоящее время Словита славилась хорошими мастерами по строительству водяных мельниц. Об этом свидетельствуют документы, в которых говорится, что 20 июля 1966 Ян Мнишех генеральный львовский-Глинянский староста передает две мельницы в с. Словита женском монастырю. Один из таких мельниц построенный в XVI в. сохранялся до 1965 года.

Очень часто, "по милости" польского короля село переходило от одного господина к другому. Так 23 февраля 1693 король Ян III своим указом подписанным в Гродно передает Словита Францишко Бжуховицькому а уже 6 апреля 1694 в г. Жовква Ян III дает разрешение Станиславу Трояновская передать право пожизненного пользования с. Словита Русского воеводства, Глинянского староства Теофилии Машицький вдове по Николаю.

Жители Словита неоднократно поднимались на борьбу со своими угнетателями. В 1880 году было сожжено все здания Троянивского. Но это не принесло облегчения крестьянам. Впоследствии, их же руками все было восстановлено. Отмена крепостного права не оправдала надежд жителей. Все лучшие земли были собственностью господ Вайсмана, Трачевського и других. Им предстояло 500 га. земли, церкви - 101 Га. и монастырю 40 Га. В общем, по состоянию на 1870 год в селе насчитывалось 1774 жителя им предстояло: под крестьянские угодья 1904 м ? земли, леса - 214 м 2, в то время. как господину принадлежало 780 м 2 земли, 2139 м 2 леса.

За десять лет количество жителей села уменьшилась на 434 человека и по состоянию на 1880 год составляла 1440 человек, многие односельчан отправились за океан искать лучшей судьбы. Большинство семей не имели своего жилья и проживали на съемных квартирах. С этого пользовался помещик. Он строил большие дома с маленькими комнатами и принимал туда тех, которые соглашались работать у него на выгодных для него условиях. В 1907 году крестьяне организовано не вышли на жатву барского урожая. Господин собрал своих кузнецов, гайдуков и отправился в поле. Но со двора их не выпустила организована община крестьян. Вечером многие крестьяне были арестованы, некоторые из них не вернулись домой. Большие прибыли помещика поля и заездных двора, который он удерживал при "битом" пути, позволили построить ему в 1896-1898 гг паровая мельница и винокуренный завод. В это же время в селе появилось три корчмы, через которые значительная часть заработанных крестьянами денег, снова возвращалась к господину.

Чрезвычайно интересными источниками для исследования истории села является Алфавитный указатель владельцев земельных участков с. Словита Краевой земельно-налоговой комиссии Львова по состоянию на 1845, Журнал учета земельных участков с указанием их владельцев с. Словита, и поземельные кадастры (Йосифинська и Францисканская метрики).

Первые поземельные кадастры Галичины, известные в исторической литературе под названием Йосифинськои (1785-1788 гг) и Францисканской (1819-1820 гг) метрик, является неисчерпаемым источником для изучения истории развития производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, общественно-экономических отношений и культуры на западноукраинских землях в период разложения фольварочно-барщинной системы и зарождения капитализма. Данные метрики, кроме подробных данных о ресурсах имений и общин, подробно анализируют состояние и использование сельскохозяйственных угодий, содержащие данные, собранные по единому принципу, в одно время и охватывают все без исключения продуктивные земли исследуемой территории.

Вот по данным вышеуказанных документов перечень семей, которые тогда (1788-1845 гг) проживали в с. Словита: Андрушко, Беднаж, Белых, Борчакив, Босых, Борух, Войткив, Васильев, Волошиных, Ганачивських, Гнатов, Галушки, Дидухов, Хоптивських, Юзькивих, Цисив, Цесцив, Яцуры, Цимбалка, Данков, деленки, Дячишин, Гнаткивская, верхние, Яцуры, Ивасечко, Кусих, Колодия, Корчиив, Ковальчик, Казаков, Козачишина, Криль, Кривовьезих, Кураж, Лемишко, Липская, Лабазишин, лабаз, Лукавеньких, Лущаковських, Малых, Маевичив, Мазурских, Микитин, Мельников, Мигоцьких, Моисей, мудрецов, Мальков, Музыки, жирной, Нагуляк, Олейников, Панчук, Папроцкого, Пасечников, Павлов, Панькив, Павлуша, плющ, Подковы, присадочные, Польским, Романишин, Серны, достоинством, Сохацкого, Станькисив, структуры, Сулипы, Ткачей, Хахулы, Шаблистих, Шалапських, Шевчуков, Швец ости, Олейников, Закутинського, Захарчук, Захаркив, Зеньовських, Жолнеров, Жиданив.

Большой землевласницею в селе на это время была Стшелецкого Иоганна, а также значатся земли графа Потоцкого (огорода у дома 2431 сажнив2, сада 2908 с.2, огорода 2040 с.2).

Не менее интересны названия местностей села (где размещались продуктивные участки земли) по этим же документами: "В Лазку и за Лазком", "Ивы", "Кизя", "Большой и Малый Холм", "садочных Холм", "Истерия" , "На плоских (длинных)", "Словитского гора", "на камень", "На пидланню", "За рвом", "Луки Розсохи", "Гайдук", "Рыжая", "Между лоз", "Кодлубиська" , "Долина", "Вителкы", "Вистрове", "Букивець", "Рудки", "Круглые лозы", "Чертова Мишне", "Мазов", "Мойське", "Среднее", "Садки", "Поплавы" , "Якторивський поток", "Могилка", "Сутичина" (перевод с польского)

После окончания украинских-польской войны власти Польши в Западной Украине с точки зрения международного права оставалась спорной вплоть до 1923 года. почувствовав способность к созданию собственного государства, галицкие украинские не признавали над собой власти Польши. Это выражалось в саботаже и террористических актах против польских чиновников и помещиков. В свою очередь, польская администрация действовала в Галичине так, будто это был польский край, полностью игнорируя культурные и экономические потребности украинских.

Учитывая международное общественное мнение, польское правительство декларировало уважение прав украинских, уверял западные государства в том, что предоставит автономию Восточной Галиции, позволит использование украинского языка в административных учреждениях наряду с польской, откроет для украинских государственный университет. Учитывая это, конференция послов государств Антанты в Версале 4 марта 1923 принял решение о приобщении Восточной Галиции в Польшу при условии создания для украинской автономии. Но это условие поляки выполнять не собирались.

В 1924 году был принят закон, который запрещал использование украинского языка в государственных учреждениях. В этом же году провели школьную реформу, в результате которой большинство украинских школ стали утраквистичнимы, есть двуязычными с преобладанием польского языка. Безоглядная дискриминация украинских проявлялась во всех сферах - от бытового уровня до государственных учреждений.

Большим бедствием для украинских стала польская колонизация. В 20-х годах для укрепления своего присутствия в Галичине и на Волыни правительство приглашал польских переселенцев, в основном ветеранов войны, настроенных в край шовинистически к украинским. В условиях. когда Галичина считалась одним из самых перенаселенных сельскохозяйственных регионов Европы, польским колонистам, или Мазура - как их называло местное население, предоставлялись лучшие земли и значительные денежные субсидии для обустройства хозяйства. К 1938 году в села Галичины и Волыни прибыло 200 тыс. поляков. переселенцы, которые не хотели обрабатывать землю, получали хорошо оплачиваемые должности жандармов, толчков, мелких чиновников.

Польская колонизация затронула и Словита. По данным Шематизм состоянию на 1924 год (владелец Словита Клементина Трачевська и наследники Казимира Трачевського) в Словита проживало 1423 человека из них 383 поляков 107 евреев, а по состоянию на 1932 год (владелец Словита Степан Трачевський) проживало 1498 человек из них 465 поляков и 150 евреев .

По состоянию на 1930 год (по данным Ksiega adresowa Polski) в Словита значится: бондарь - Хойса (Мойса) плотник-Бурбан Я., Мазур М.; колодник - Борух М.; кузнец - Цимбалиста, Цьвек, Гавришкевич; портной - Баум Р ., Дух А., Мацияш А; каменщик - Радомский Т., Жмурко Х., "различные товары" - Клейн М., Клейн С., Маславское С., Роч А.; столяр - Волошин, сапожник - Игната М., Гнатив С.; табачные изделия - Игната М., Подкова П.; производитель алкоголя - Галушка А, Васер В; каменоломня - Васер В.; кооператив - ?OK?; мельницы - Кляшторный, Василиянок, Паславского Р., Трачевський П.

До 1939 года в Словита была начальная школа, 4 учителя, которые учили на польском языке. В настоящее время в селе проживало две трети неграмотных жителей. Николай Борух за панской Польши продал не один кусок земли, для того, что бы изучить своего сына Ивана на учителя.

Но несмотря притеснение украинской культуры в 1908 году в с. Словита по инициативе священника Ивана Бачинского, жителей села Алексея Нагуляк, Гринько Лемишко и братства основан центр общества "Просвита". По состоянию на 1909 г. состав общества был следующим:

Голова Иван Бачинский город голова Максим Сохацкий писарь Юрко Козачишина кассе Максим Сохацкий библиотекарь и хозяин Михаил Струк.

Всего членов ячейки 60, из них мужчин 30, женщин 15, парней 10, девочек 5, грамотных 38, книг в библиотеке 100.

По состоянию на 1925 год: председатель Иван Бачинский (священник), город голова - Алексей Нагуляк, писарь - Андрей Козачишина, казначей - Гринько Лемишка, библиотекарь - Семко Гнатив, член отдела - Иван Палажий (дьяк), хозяин - Павел Цьвек (кузнец), 1-й заместитель Василий Нагуляк, 2-й заместитель Павел Криль, 3-й заместитель Иван Мойса.

Всего членов ячейки 77, из них мужчин 24, женщин 2, ребят 36, девушек 15, в библиотеке насчитывалось 107 книг. При организации действовал любительский кружок в котором участвовало 25 человек, художественным руководителем был Юрий Бачинский. В их репертуаре были такие спектакли как: "Дай сердцу волю", "Ой не ходи Грицю", "Обручение после смерти", "На сенокосе", "Несчастная любовь" и другие.

По состоянию на 1932 год уже насчитывалось 158 членов общества. Постоянной читальные центр не имел, как правило размещался в домах односельчан Мельника Михала, Ивана Волошина и других.

История левого движения в Галичине малоисследованной теме по нескольким причинам. В коммунистические времена, когда история была партийной наукой, следует надеяться серьезных исследований истории Украины, в том числе исследований украинских левого движения. Отвращение, которую вызвал у галичан коммунизм и социализм в интерпретации московских большевиков после 1939 года, распространилась на весь левое движение. В целом, большинство населения отождествляла украинских левых всех оттенков с московскими прислужниками, поскольку официальная большевистская пропаганда именно так их и представляла. Это ошибочное мнение царила еще и потому, что после 1920-х годов в советской Украине, а после 1939 года в Западной Украине, украинские коммунисты были основания истреблены московскими большевиками, которые не допускали существование никаких украинских политических партий, в том числе и левого толка. Украинские коммунисты и социалисты, которые не отреклись от своего народа и не перешли на позиции московского большевизма, были уничтожены физически. Немногочисленных украинских национал-коммунистов, которые появлялись в рядах КПСС, уничтожали морально, и они не представляли политической силы. Учитывая это, в Украину коммунистов второй половины ХХ - начала XXI ст .. нельзя считать украинскими. Это антиукраинская партия, которая в Украине отстаивает интересы России и всячески борется интересы украинского народа.

После большевистского переворота в октябре 1917 года левое движение в Галиции подвергся сильному влиянию со стороны России. Носителями коммунистической идеологии стало немало украинских патриотов, которые побывали в русском плену и участвовали в революционных процессах. Они стремились воплотить в жизнь на украинской земле идеи социального равенства, отобрать у польских помещиков землю и раздать ее украинским крестьянам. вместе с ти они оставались патриотами своего народа и стремились к созданию независимого украинского государства, в котором будет царить демократия, социальная и национальная равенство.

С приходом советской власти в 1939 году члены крестьянского комитета Гнатив Дмиро, Романишин Антон, Криль Павел разделили между сельской беднотой 700 га. помещичьей земли, барское зерно, скот, инвентарь. В селе открылась семилетняя школа и школьная столовая. В помещении дома господина Трачевського открыто сельский магазин.

После заключения пакта Молотова-Риббентропа в августе 1939 года было понятно, что война неизбежна, а значит, ненавистному польском оккупационному режиму приходит конец хотя люди знали, что большевистский режим гораздо страшнее. Но прежде чем он пришел пришлось жить при не менее зверски, бесчеловечного режиме.

С июня 1941 года по 25 июля 1944 село было оккупировано немецко-фашистскими оккупантами. Словита не была местом боев, линия фронта проходила мимо Перемышляны. Десятки жителей Словита были насильственно вывезены на принудительные, каторжные работы в Германию. Жестокого преследования подвергались со стороны фашистов Гнатив Дмитрий, за то, что был в 1940-1941 годах секретарем сельсовета, Гнатив Семен, за то, что работал Финагент и ряд других односельчан. Даже в жестокие времена жители села оставались отзывчивыми людьми. известны факты когда во время неравного боя у села Севорогы, у Перемышлян, один советский партизан был тяжело ранен гитлеровцами и перенесен своими товарищами в Словитского лес. Отсюда жители села Макар Степан и Борух Степан перевезли раненого и его товарищей через с. Новоселки в направлении с. Ожидов Олеского района. Трипник Николай Петрович перевел группу партизан через опасный участок шоссе между селами Новоселки и Митулин, жители села рискуя собственной жизнью спасали жизни других людей выполняя свой христианский долг.

На территории села в 1941 году фашистами расстреляно свыше 100 человек советских военнопленных и гражданского населения привезенного из других местностей. 452 жители села принимали участие в боевых действиях на различных фронтах, 48 из них погибли, 58 человек отмечены орденами и медалями. В 1956 году, по решению собрания крестьян, правление колхоза установило обелиск славы погибшим на войне односельчанам.

В 1950 году в Словита был основан колхоз "Путь Ильича" а в 1959 году произошло "укрупнение" с колхозом "ХVИ съезда ВКП (б)" и колхоз получил название "им. 17 сентября". Размер земельных угодий составлял 2273 Га. в том числе 1468 га пахотной земли. В колхозе выращивали преимущественно такие культуры как сахарная свекла, кукуруза, картофель, пшеница, горох, гречиха и другие.

На 100 Га. угодий в колхозе было 41 глава крупного рогатого скота, в том числе 15 коров и 34 свиньи. В колхозе было 10 тракторов, 5 комбайнов, в том числе 2 зерновые, 2 силосные и 1 кукурузоуборочный.

В 1952 году было построены 2 цегольни, в 1957 г. - пилорама. Электрифицировано и радиофицирован село с 1960 года. Неделимый фонд колхоза составил 460 тыс. руб.

По состоянию на 1963 год в деревне насчитывалось: 16 учителей, 6 врачей, 50 различных специалистов, 1 клуб (основан в 1950 г.), 3 библиотеки (сельская - 6500 книг, школьная, при больнице), 1 больница (основана в 1962 г. ), 1 медпункт (основан в 1945 г.), 1 детские ясли (50 детей, с 1953 г.), 70 чел. со средним образованием, 450 чел. с незаконченным средним образованием, 20 чел. с высшим образованием. В Словитского школе (директор Корчовський) обучалось 250 детей. Нельзя не упомянуть об одном из учителей Словитского школы Николая Янишевского, который мало добра сделал, как для села, так и для односельчан. Человек доброй души и неисчерпаемого вдохновения, именно он организовал в селе исторический музей, который, к сожалению, сегодня заброшен и практически утрачен.

Партийная организация в Словита создана в 1952 году, комсомольская в 1955 г. В те годы были созданы профсоюзные организации работников образования и медицинских работников. Кроме этого в селе действовали общественные организации такие как "Женская совет", которую возглавляла Яремчишина Ольга, "Народная дружина", которую возглавлял Ксенчук Семен, и "Общественный суд", который возглавлял Гнатив Дмитрий.

В это же время в селе создан молодежную волейбольную и футбольную команды. Активными организаторами физкультурной работы среди молодежи были Кривцун Петр, Волошин Николай и другие. При клубе работало 6 кружков художественной самодеятельности активными участниками которых были Игната Борис, Миськив Мария, Матвеев Петр.

Глубоко в быт словитчан вошло кино. Кинопересувна станция в селе работала с 1945 года, а с 1952 г. в клубе установлены стационарные киноаппараты, умело, десятилетиями обслуживал киномеханик Радомский Анатолий.

На 1 января 1963 года в Словита насчитывалось 474 дворов и 1600 человек жителей, из них 1202 колхозников, 55 рабочих и 73 чел. интеллигенции.

С 1955 по 1958 год жителями села построен за собственные средства около 60-ти жилых домов, приобретено 6 телевизоров, более 300 велосипедов, 5 мотоциклов.

В селе было две церкви одна при монастыре, о которой упоминалось выше, другая Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, строящаяся в 1906 году (каменная из камня), которая прекрасно сохранилась и по сей день. Кроме того, в 1903 году в селе была построена под патронатом помещиков Завидовських и Вийсманив римо-католический костел, который во времена советской власти был превращен в склад химических веществ, а сегодня реконструированный под церковь Святых Апостолов Петра и Павла.

п ? в ? р
Flag of Zolochiv raion (Lviv oblast). Png Населенные пункты Золочевского района
Города : Глиняны ? Золочев
Пгт : Поморяне
Села : Бибщаны ? Белый Камень ? Бор ? Богутин ? Бонишин ? Бортков ? Бужок ? Великая Ольшаница ? Большой Полюхов ? Верхобуж ? Вижняни ? Вороняки ? Гавареччина ? Гологиркы ? Гологоры ? Гончаровка ? Городили ? Грабово ? Гутище ? Деревяшки ? Елиховичи ? Женив ? Жуков ? Жуличи ? Загора ? Залесье ? Зарваница ? Залоговое ? Зашкив ? Кукушки ? Золочевка ? Каменистое ? Дубинок ? Князь ? Кобилеччина ? Казаки ? Колтов ? Копани ? Коропец ? Коропчик ? Косича ? Красносельцы ? Кривичи ? Кропивна ? Кругов ? Кульба ? Куровичи ? Лесные ? Луг ? Лука ? Мазей ? Майдан-Гологорский ? Малая Ольшанка ? Махновке ? Митулин ? Монастырок ? Надельное ? Нестюкы ? Новоселище ? Новоселки ? Обертас ? Опаки ? Осовиця ? Папирня ? Перегноев ? Печения ? Подгайчики ? Подгорье ? Подгородное ? Подлипцы ? Подлесье ? Песок ? Плугов ? Рядом ? Погорельцы ? Поляны ? Почапы ? Ремезовцы ? Развле ? Розворяны ? Роздорижне ? Руда ? Руда-Колтивська ? Сасив ? Скварява ? Скнилов ? Словита ? Сновичи ? Солова ? Стадный ? Стенка ? Струтин ? Торгов ? Тростянец ? Трудовач ? Туркотин ? Ушня ? Хильчицы ? Хмелева ? Хомець ? Красное ? Черемошня ? Чижей ? Шопки ? Шпиколоси ? Якторов ? Ясеновцы



Украина Это незавершенная статья по географии Украина.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам