Гамлет держит череп придворного шута Йорика. Эта сцена широко ассоциируется с репликой героя "Быть или не быть? Вот в чем вопрос! Быть или не быть? Вот в чем проклятие жизни"

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению цели существования, назначение человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющий огромное значение для духовно-нравственного становления личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопрос:

  • "В чем жизненные ценности ? "
  • "Что является целью жизни?" (Или наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
  • "Зачем (Для чего) мне жить?".

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения того, в чем достойный человека смысл жизни.

Представление о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может потерять него свою ценность и смысл.

Вопрос о смысле жизни люди ставили и ставят до сих пор, выдвигая конкурирующие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Получены ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определенной долей достоверности на конкретные вопросы типа "Как же ...?", "При каких условиях ...?", "Что будет, если ...?". Ненаучно поставленные вопросы, типа "В чем (что) цель (смысл) жизни?", "Зачем мне жить?" остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии.). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос "Какова цель жизни человека вообще?" может быть изучено (и изучается), поскольку психология оперирует понятиями "Цель", "Человек" и "Жизнь".


1. Философское видение проблемы

Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни в исполнении Поля Гогена можно увидеть на его картине "Откуда мы пришли Кто мы? Куда мы идем?", законченной в 1898.

Понятие смысла жизни существует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предполагаемую ими деятельности.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Подвергая теоретическому анализу массового сознания представления о смысле жизни, многие философы исходили из признания какой-то неизменной "человеческой природы", конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и виделся смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы - такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие - имели четкие представления о том, какая жизнь "лучше" (а, следовательно, и наиболее осознано) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.


1.1. Древние Греция и Рим

Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель, например, считал, что целью всех человеческих поступков счастья (eudaimonia), которое заключается в осуществлении сущности человека. Для человека, суть которой - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физическим. Научная деятельность и занятия искусством - это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей ума [1].

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия ( гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал - жизнь в "укромном месте", в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдаленное созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, - блаженные существа, не вмешиваются в дела земного мира [1].

Киники ( Антисфен, Диоген Синопский) - представители одной из сократических школ греческой философии - считали конечной целью стремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего непостоянного и неподвластного этому миру, и стремиться к внутреннему спокойствию. В то же время, независимость человека, к которой киники призывали, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений [1].

Согласно учению стоиков, целью человеческих стремлений должно быть нравственность, невозможна без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающих факторов [1].


1.2. Иррационализм

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людей, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. По Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором дурак гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудрый человек осознает неизбежность беды, а потому утоляет свои страсти и ограничивает их желания. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причем все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей вращается только пресыщением и скукой [2].


1.3. Экзистенциализм

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века - Альбера Камю ("Миф о Сизифе"), Жан-Поль Сартра ("Тошнота"), Мартина Хайдеггера ("Разговор на дороге"), Карла Ясперса ("Смысл и назначение истории").

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Серен Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

По мнению философа Мартина Хайдеггера, люди были "вброшены" в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние "вкинутости" в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, "существование приходит к сущности", "человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы ее замысел" - значит, нет никакой определенной человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир, люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборов - "жизнь до того, как мы его проживем, - ничто, но это от вас зависит придать ему смысл" [3].

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: "Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, поскольку ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем ... Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно ... Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем " [4].


1.4. Современный гуманизм

Доктрина гуманизма сформулирована в "Манифесте гуманизма" (Humanist Manifesto) и в "Гражданской декларации гуманизма" (A Secular Humanist Declaration).

1.5. Нигилистская взгляды

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от содержания, целей, постижения истины или существенной ценности. Срок "Нигилизм" происходит от лат. "Nihil" , Что означает "Ничего". Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, сосредоточиваясь вместо этого на "загробной жизни". Он также видел нигилизм как естественный результат идеи "смерти Бога" и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек - это канат, натянутая между обезьяной и сверхчеловеком", - что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловека, человека будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором "... нет никакого бытия как такового ...", и утверждал, что нигилизм покоился на превращение бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и правды, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нем можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое рациональная или объективное основание. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных потребностей человека; в признании того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни - получить от него удовольствие .


1.6. Позитивистские взгляды

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженное через язык, вопрос не имеет смысла. Потому что "смысл X" это элементарный выражение (term), что "в" жизни означает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено о X. и т. д.. Поэтому когда "жизнь" используется как "X" в выражении "смысл X", утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Иными словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чье-то персональное жизнь имеет смысл (важно для самого человека или других) в форме событий, происходящих в течение всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т.д. Но говорить, что, собственно, сама жизнь имеет смысл, значит неправильно применять язык, потому что любое замечание о важности или значения уместно лишь "в" жизни (для тех кто его живет), делает утверждение ошибочным. Речь может обеспечить осмысленный ответ только если она ссылается на области ?внутри? области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за пределы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильное вопрос является неправильной или неадекватным ответом.

Другие философы, кроме Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что есть осмысленным в жизни, изучая присущую ему сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение "Смысл жизни" для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.


1.7. Прагматический подход

Философы-прагматики считают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьем-либо опыта содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: "Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить его". Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практике верификации, то есть необходимо уметь делать прогнозы и проверять их - и, наконец, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.


1.8. Мнение трансгуманизма

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идет дальше гуманизма, подчеркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения ( смертность, инвалидность и др.). Сначала это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемую "постчеловека", наследника человека разумного (Homo sapiens).


2. Социальная психология

Франкл Виктор, К. Г. Юнг, А. Адлер

3. Религиозные подходы и теории

Большинство религий охватывают и выражают определенные понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры - это убеждение в том, что жизнь служит "высшей, божественной цели".

Иероним Босх, "Вознесение праведников"

Часто предполагается, что религия - это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности "удовлетворяются", обеспечивая содержание, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.

Большинство людей, кто верит в персонифицированного бога, могли бы согласиться, что, именно бог есть то, "в котором мы живем, движемся, существуем" (цитата из древнегреческого поэта Эпименид. Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя афинянам - см. Деян. 17 , 28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать "высшую силу", которая придаст нашей жизнью смысл и обеспечит цели через "божественные наставления". Решение поверить в такую ​​власть называется "Шаг веры" ( англ. leap of faith ) И, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.


4. Цитаты

C. Л. Франк, "Смысл жизни":

"Вопрос" о смысле жизни "волнует и раздражает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни , о богатстве, изобилии земных успехи, или в любые надособисти страсти и "дела" - в политику, борьбу партий и т. п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и тупой , заплыв жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, мимолетного исчезновения, погружения в безвозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значимости ее интересов - этот факт является для любого человека грозное и неотступное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет праздной умственной игры, это вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен - и, собственно говоря, еще гораздо страшнее, чем при тяжелой нужде вопрос о куске хлеба ради голода. Поистине, это вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воду, которая утолила бы нашу жажду ".


Эрдли Сергей, "Философский бриллиант":

"В ЖИЗНИ в буквальном смысле - СМЫСЛА НЕТ! Но если рассматривать ЖИЗНЬ как ГРУ, то смысл сразу появляется, - потому что в игре присутствуют: интерес, азарт, предвкушение выигрыша и будущих всевозможных событий".

Дуглас Адамс, "Автостопом по галактике":

"Св. Антвельм был при жизни великим, всеми любимых королем. Однажды ему на ум пришло одно большое предположение - а он предположил, что все на свете хотят, по сути, одного - счастливо жить, радоваться солнцу и веселиться в приятной компании. Всю свою казну он завещал на проведение ежегодного праздника во славу своего Предположения - праздника с обильным угощением, танцами и веселыми играми вроде "казаков-разбойников". Его Предположение настолько пришлось по душе народу, что только за это его причислили к лику святых. Более того , те, кого причислили к лику святых еще раньше за то, что их забили до смерти камнями, или за то, что они всю жизнь провисели вниз головой в бочке с дерьмом, были лишены этого почетного звания - слишком жалкими они выглядели на фоне св . Антвельма ".

Примечания

  1. а б в г Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс: 1989
  2. История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002 - slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy/article/if/if-0672.htm? text = Шопенгауэр
  3. Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы - cpsy.ru/cit1183.htm
  4. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Цит. по Вальверде К. философии. - М., 2000. С.342 - society.polbu.ru/valverde_antropology/ch54_all.html

6. Библиография

  • Анатомия кризисов. / А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. - М.: Наука, 1999. - C. 84, 104.
  • Смысл жизни / / Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008
  • Гивишвили Г. В. / О "сверхсильной" атропном принципе. / / Вопросы философии. 2002. -Вып.2. - С. 43, 52.
  • Делокаров К.Х. / Новые аспекты вечной проблемы. / / Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. - С.3-7.
  • Джиоев О. И. О некоторых типичных постановках проблемы смысла жизни в истории философии / / Вопросы философии. 1981. № 6.
  • Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск, 1988.-125 с.
  • Ильенков Э. В. Космология духа - caute.2084.ru/ilyenkov/texts/phc/cosmologia.html
  • Имянитов Н. С. / Объективные смыслы жизни и существования. / / Вопросы философии. 2006. - № 7 - С. 84-94. [1] - zhurnal.lib.ru / editors / i / imjanitow_n_s / smyslyzhizni.shtml
  • Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.
  • Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: Terra Fantastica, 2002. - С. 36-73.
  • Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. - С. 249-250.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М., 1986.
  • Райков В. Л. Общая теория сознания (иерархия сознания и задачи человеческого существования). М.: Синергия, 2000. - С. 142.
  • Смысл жизни в русской философии, конец XIX - начало XX вв. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. - С. 12, 218
  • Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. - С. 29-30, 189-193, 195-196.
  • Стечкин О. Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этики. Тула, 1971.
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1918 - www.vehi.net / etrubeckoi / smysl_zhizni / index.html
  • Франк С.Л. Смысл жизни. Берлин, 1925 - www.vehi.net / frank / smysl_zhi.html
  • Шердаков В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема / / Философские науки. 1985. № 2.
  • Шрейдер Ю. А. / Сенс. / / Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 576-577.
  • Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Нелепость. М.: Класс, 1999
  • Frankl VE Man's search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962. Франкл В. / Поиск смысла жизни и логотерапии. / / Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.118-126.

См.. также

Answer to Life.png
  • Мотивация
  • Научная картина мира
  • Все о жизни (книга)
  • Смысл жизни по Монти Пайтон (фильм)
  • Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого - 42, конечно.
  • Федоров Николай Федорович