Надо Знать

добавить знаний



Собственность



План:


Введение

Собственность - владение вещами; вещи, движимые и недвижимые, что кому-то принадлежат. Различают собственность частную, коммунальную и государственную в зависимости от того, вещи (имущество) принадлежат частному лицу, обществу (общине) или государству.


1. Теория Шпенглера

1.1. Взгляд Шпенглера

Немецкий философ Шпенглер считал, что собственность начинается с растительностью: растение занимает грунт, в который запускает корни, он ее собственность, которую она защищает со всей силой, со всем отчаянием своего естества против чужого семени ... Когда слышишь в лесу, кругом себя, - писал он, - это молчаливое, неумолимую борьбу за грунт, что происходит днем ​​и ночью, непрерывно, невольно ощущаешь всю глубину этого импульса, почти отождествляется с самой жизнью. Для Шленглера борьба за грунт, за землю - первая форма борьбы за собственность, первое осознание собственности. Он охотно сравнивает крестьянской жизни, что прирастает к грунту, с жизнью растительности.


1.2. Критика

Теория Шпенглера, при всей своей привлекательности, ошибочна в той точке, где хочет вывести собственность с обладание определенной почвы, то есть со времен земледелия, а между тем мы знаем, что и во времена ловлю и скотоводства люди уже имели развитое чувство собственности. Но она имеет ту верную черту, отмечает характерную примету собственности - ее близость, ее, так сказать, органическую связь с тем, кто ее имеет. Что теснее какая вещь связана с лицом, тем теснее она ему принадлежит. Поэтому и социалистические теории, которые отрицают право частной собственности ("собственность - кража" , - сказал Прудон), признают все же право собственности на все те вещи, которые служат людям, вроде как продолжение, или заступления, их натуральных средств в борьбе за существование Такую собственность встречаем даже у зверей. Известно рассказы Дарвина о обезьяну слабее зубами, которая употребляла камень для разбивания орехов и очень его стерегли, пряча в солому и не позволяя другим обезьянам его трогать. Такие хищники, как львы, или медведи, следят своего ловчего района и не пускают на него других конкурентов. Очень популярен в социологии пример царьградской собак (истребленных при правительстве Кемаля), которые поделили были все Царьград на районы сберегая их от конкурентов.

Так, уже в зверином царстве есть с одной стороны начала личной собственности на орудия (и вообще на все вещи имеющие непосредственное органическую связь с жизнью человека - у людей выступает в этом случае на первое место одежда, различные украшения, ловчие таи рыболовные приборы, жилье) и начала коллективной собственности на прикладное территорию.


2. Римское право

Римское право за основу и источник собственности возлагало заимки, которая происходит при отчетливой, или молчаливом согласии людей вокруг и затем служит источником всех других источников владения - подарка, одидичення. Сначала собственность на грунт и территорию была коллективная, родовая. В скупинному, ловчими или скотоводческом, жизни, никто не мог претендовать на выделение ему части племенной территории для его исключительного применения. Далеко быстрее развивается частная собственность на скот выпасается на общей территории, чем на саму территорию, ибо, как писал Грушевский Михаил Сергеевич, при поиске лучших охотничьих мест и при редком населению она не набрала еще то значение, которое приобретает при развитии оседлости и земледелия.


3. Земледелие как основа происхождения права собственности на землю

3.1. Религиозное происхождение собственности на землю

Земледелие также осуществляет первый раз весь род, но, с осознанием ценности почвы, начинаются скоро вилами с коллективной собственности племени. Первые вилами делают представители уже развившейся племенной власти, опираясь на свою власть и на религиозные запреты, которые распространяют значение "святости" есть неприкосновенности на те вещи - а в том числе на грунт - служившие для религиозных церемоний. Надели греческих вождей, - как заметил М. Грушевский, - носят то же имя "теменос", что и площадь языческой синагоги. Та же метода приспосабливается позже в дальнейшем процессе развития частной собственности, сознательно или бессознательно ставится под охрану магических действий и символов, которые стерегут исключительного права их владельцев от посторонних претензий. В большинстве религий сохранилась память о религиозном происхождении собственности: в Библии Господь говорит Аврааму "Я - Вечный, Который вывел тебя из Ура халдейского, чтобы тебе эту землю в наследие "(И. Моисея, XV, 7). А потом Моисею:" введу вас в землю, о которой клялся отдать ее Аврааму и Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. "(II Моисея, VI, 8).

Таким образом Бог, как утверждает французский исследователь Фюстель де Кулянж, выступает как первоначальный владелец всей земли, делегирует человеку собственность на часть территории, или почвы. Такого взгляда держались и у нас крестьяне во времена революции 1917-18 гг, добиваясь отмены собственности на помещичью землю.

"Земля - Божья, говорили они, - принадлежит тем, кто ее обрабатывает ".

Нечто подобное мы видим и у древних греков и римлян, - только здесь право собственности происходит не от одного Бога, а от отдельных семейных культов и от культа покойников. Покойники были своеобразными тоже богами, принадлежавшие семье, в которую когда-то входили, и которая - единственная имела право призвать их себе на помощь. Эти покойники, похороненные в земле, будто осваивают ту часть почвы, где они похоронены, и члены семьи, - как и у нас позже в Украину - приходили к ним в определенные дни "помянуть" их, отдать им дань вином, качания яиц могильном холмике, и тому подобное. По древним законам, могилы были незыблемы, никто не имел права отнять землю, где покоятся умершие: это была натуральная собственность семьи, в которой когда-то они принадлежали.


3.2. Частная собственность на землю обрабатываемой поколениями владельцев

Очень легко идея собственности с самого могильного холмика распространялась на больший или меньший кусок земли, который окружал эту могилу, и где находили место вечного упокоения все последующие члены семьи. В давние времена мы не находим общих кладбищ, но родственные могилы на семейных полях. Эти поля оточувано чертой, которая должна отделять владения одного семейного культа от другого. В определенные дни старший в роде обходил свое поле, ведя с собой животных, предназначенные в жертву, и распевая религиозные гимны и тем с одной стороны чествовал своих богов - покойников, а с другой - отмечал пределы своей собственности. Границы же те были святы и незыблемы: "Кто коснется нарушит границу, будет осужден богами, его дом исчезнет, ​​его род вигасне, его земля не даст плода; град, ржавчина, жара уничтожат его ниву, члены его тела покроются волдырями и сгниют ... "

И у нас сохранялся до недавнего времени суеверный страх перед ПРЕДЕЛАМИ, где, мол, всегда водится нечистая сила, которую опасно трогать. Это - несомненный след древнего религиозного происхождения земельной собственности.

В начале исторической жизни нашего народа существовала уже не только личная собственность на вещи, преступления против которой наказывают постановления "Русской Правды", но и личная собственность на землю есть в наших источниках вести о продаже, дарении и конфиската имений. Однако, как в старой Украинской Киевской государстве, так и в поздней Московии, земля могла принадлежать только высшим сословиям, а ниже, к которым принадлежало крестьянство, земли в наследственной собственности не имели а только, на счет высших сословий, обрабатывали.


3.3. Происхождение права на землю в Украине и Московии

Хмельницкая причиной образования казацкого права на земельную собственность, что его не знала общинная Москва. В правовое и государственных понятиях Москвы, как указал Липинский Вячеслав, централизованный и крепкий государственный аппарат, сформированный за татарскими образцами, очень хорошо подошел к примитивного коммунизма московской сельской общины "вся земля принадлежала царю и только ему". Царь мог давать или "жалеть" землю в пользование своим подданным и так же, он мог ее что-волны отобрать. Земли давались только ?за службу царю", а если такой службы не было, царь мог землю отобрать. Какая здесь разница по сравнению с казацкими понятиями, земля "кровью предков их полита"; принадлежит всему казацкому роду, и никто не должен ее из того рода отобрать, хотя бы с того и остались, что "вдова с детьми", которые не могли никакой "службы" нести. Но эти понятия казацкие были еще только в обычаях, которые казаки, при необходимости саблей упорно защищали, но нередко от сабли сильного и погибали. В организованы государстве, которое хотел иметь Хмельницкий, под эти "обычаи" было уже подвести "право", на страже которого должно стать государство. И поэтому Хмельницкий заводит отдельное гражданское право и гражданское судопроизводство, построенное на основании древнего римского права, которое строго защищает личную собственность. И вот это время, как на Московии продолжало господствовать старое обычное общинное право, в Украине что разом больше внедряется право индивидуальное. Эта коренная рижниця должна отразиться и на самом психическом укладе двух народов и создала в Московии подходящий грунт для коммунизма, а в Украине - упорную борьбу против коммуны.

Коммунисты сделали своим: лозунгом Прудона, что "собственность - это кража", добавили к ней еще и второе: "Грабь награбленное" и уничтожили дотла не только все древние основания собственности в Украине, но и целые классы древних владельцев, от помещиков и промышленников начиная и на богатых и напивзаможних крестьянах (кулаки и пидкуркули) кончая. Эта операция стоила Украине многих миллионов людей и богатства страны, но самой собственности не уничтожила. Каждому ведь известно, что в СССР существует большой класс богатых людей, занимающих дворцы, виллы у моря, люксовые автомобили и всякий другой комфорт, включая хорошо оплачиваемыми "своими" врачами и собственной политикой охраной. Об этом см.. Бесклассовое общество.


3.4. Отношение христианства к собственности

Христианство не отрицает собственности, хотя и не считает ее "святой" и "нерушимой". Христианство поручает только не привязываться к собственности, помня, что "нельзя служить одновременно Богу и маммоне" (Матф. 6, 24). Закхей, не отказываясь от собственности и дома, в котором принимал Спасителя, обещал отдать нищим половину своего имущества и отдать вчетверо тем, кого обидел. И Христос сказал: "Сейчас пришло спасение дому сему" (Лк. XIV, 8-9) Св. Павел признает собственность, что приходит от труда рук: "Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пас скот, не пьет молока от нее? "(И. Коринт. IX, 7).

Но собственность обязывает социально: она обязывает воздерживаться от того, что ведет к ее росту со вредом для других. Она говорит помогать нуждающимся, и то не по принуждению, а "с доброй совестью" (И. Петра, III, 16), испытывая от того удовольствие, потому что "приятнее давать, чем принимать" (Дияния XX. (35 )). Наконец, этого требует не только моральный долг, но и практический расчет: "Давайте, то и вам дано ... Какою мерою мерите, измеряется вам" (Луки, VI, 38).


3.5. Собственность в Украинской Национальной государстве

Проект конституции Украинской Национальной государства с 1919 г. также стоял на принципе общественной функции собственности: "Частная собственность стоит под охраной закона. Собственность обязывает. Пользование собственностью должна служить на благо общественности ".

Но если собственность признается не только за право но и обязанностью, то когда обязанность не выполняется, право отменяется. Времена неограниченной "святой" собственности миновали безвозвратно, но пройдут безвозвратно и теории коммунистов о полной отмене частной собственности. "Гуртовое - чертово", говорили наши крестьяне, и опыт с колхозами выразил полную правду народной мудрости.


См.. также

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам