Надо Знать![]() |
Введение
Содружество Независимых Государств (СНГ) ( азерб. Mstəqil Dvlətlər Birliyi , бел. Садружнасць Незалежных Дзяржаў , груз. დამოუკიდებელ სახელმწიფოთა თანამეგობრობა , каз. Тәуелсиз Мемлекеттер Достастығы , кирг. Күнкорсуз Мамлекеттер Шериктештигы , рум. Comunitatea Statelor Independente, рус. Содружество независимых Государств , тадж. Иттиҳоды давлатҳоы муштаракулманофеъ , узб. Mustaqil Davlatlar Hamdo'stligi ) - Межгосударственное объединение большинства постсоветских стран. 1. ИсторияСодружество Независимых Государств создана 8 декабря 1991 года в усадьбе Вискули ( Беловежская пуща, Беларусь) как хозяйственный, политический и экономический союз Беларуси, России и Украина. 21 декабря на условиях Алма-Атинской соглашения присоединились еще восемь бывших республик СССР ( Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). 23 октября 1993 года к СНГ присоединилась Грузия. 26 августа 2005 года из состава СНГ вышел Туркменистан. Украина является соучредителем СНГ, но Устав организации Украина до сих пор не ратифицирован, поэтому формально Украина остается лишь наблюдателем и не является членом СНГ. 14 августа 2008 парламент Грузии принял решение покинуть СНГ, и, согласно Уставу СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом Содружества [1]. 1.1. Предпосылки образования1 декабря 1991 состоялся общенациональный референдум на территории бывшей УССР о провозглашении независимости Украины. В референдуме приняли участие 31891742 лица - 84,18% населения Украины. Из них 28804071 человек (90,32%) подтвердили Акт о независимости. Это событие М. Горбачев воспринял как трагическую, которая привела страну в состояние опасности. В противовес ему Ельцин опубликовал заявление о признании независимости Украины. Результат Всеукраинского референдума ставил крест на перспективах сохранения СССР в какой - либо форме. По словам одного из участников Кравчук: "Если мы выйдем к народу и объявим, что Союза нет, а на его место ничего не предложим - взрыв неизбежен. Нужный вариант переходный" [2] 8 декабря 1991 в Беловежской Пуще в Беларуси лидеры Российской Федерации, Украины и Беларуси приняли решение о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В преамбуле "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", указывалось: Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина, как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее называемые Высоких Договаривающихся Сторон, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование ". 25 декабря 1991 М. Горбачев сложил свои полномочия Президента СССР. ЗО декабря на встрече глав СНГ в Минске принимается решение об окончательной отмене государственных структур СССР. В начальный период существования Содружества Независимых Государств она рассматривалась главным образом как механизм цивилизованного развода бывших союзных республик и распределения имущества СССР. Создание СНГ было призвано обеспечить безболезненный переход от единого союзного государства к системе суверенных национальных государств на месте бывшего СССР. В отличие от Союза ССР Содружество не является государством и не наднациональных полномочий. 1.2. Образование организацииСНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путем подписание 8 декабря 1991 года в Вискулях ( Беловежская пуща, Беларусь) "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (известно в СМИ как Беловежское соглашение). Организационные основы СНГ были определены Беловежское соглашение об образовании СНГ и Протокола к ней, Алмаатинською декларации, а также Уставом СНГ от 22 января 1993 г. В соглашении о создании СНГ отмечалось, что на территории государств, которые подписали, не допускается применение норм права третьих государств, в том числе и Союза ССР, а деятельность его органов власти прекращается. Три страны провозгласили неприкосновенность границ в рамках Содружества, гарантировали их открытость и свободу передвижения граждан. Стороны решили сохранить объединенное командование общим военно-стратегическим пространством. Соглашение провозглашалась открытой для присоединения всех государств бывшего СССР [3]. В документе, который состоял из преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. Плодотворно искали название нового образования. Предлагался и Союз Суверенных Республик, и Союз Суверенных Государств, Содружества Демократических Государств, есть СДД, но потом было решено, что государства еще не должным демократическими. Поэтому объединение получило название Содружества Независимых Государств (СНГ) [3]. 2. Цели организацииСНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями [4]. Основные цели организации:
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
3. Состав СНГ3.1. Члены СНГ
3.2. Государства-наблюдатели
3.3. Бывшие члены СНГ
4. Органы СНГВысшим органом СНГ является Совет глав государств, за ней Совет глав правительств, а дальше - координирующие институты. В конце 1996 года их действовало 80, а в 67 из них Украина участвовала. 4.1. Совет глав государств СНГГлавным органом СНГ является Совет глав государств-участников, обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-участников, касающиеся общих интересов, а также рассматривает любые вопросы, в которых заинтересованы отдельные государства-члены Содружества, учитывая интересы остальных участников [3]. Совет глав государств-участников на своих заседаниях принимает также решение о: - Внесение поправок в Устав СНГ; - Создание новых или ликвидации существующих органов Содружества; - Оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества; - Заслушивание докладов о деятельности органов СНГ; - Назначение глав органов, относящихся к ее компетенции; - Делегирование полномочий другим органам СНГ; - Утверждение положений об органах СНГ, входящих в его компетенцию.
4.1.1. Встречи глав государств СНГ
4.2. Совет глав правительствСовет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Она решает такие вопросы [3] : - Реализации поручений Совета глав государств, данных Совете глав правительств; - Реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также фактического функционирования зоны свободной торговли; - Принятие совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики с их финансированием; - Развития систем транспорта, связи, энергетики; - Сотрудничества в вопросах тарификации, кредитно-финансовой и налоговой политики; - Разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства; - Создание органов Содружества в рамках его компетенции; - Назначение (утверждение) руководящих органов Содружества, входящих в ее компетенцию; - Финансового обеспечения органов Содружества. 4.3. Міжпарламентська Асамблея СНДМіжпарламентська асамблея держав - учасників Співдружності Незалежних Держав (МПА СНД) була заснована 27 березня 1992 року в місті Алма-Ата (Республіка Казахстан). Угодою, підписаною главами парламентів Республіки Вірменія, Республіки Білорусь, Республіки Казахстан, Республіки Таджикистан, Республіки Узбекистан, Киргизької Республіки та Російської Федерації, Міжпарламентська асамблея була заснована як консультативний орган для підготовки проектів законодавчих документів, що становлять взаємний інтерес. У 1993-1995 роках членами Міжпарламентської асамблеї стали парламенти Республіки Азербайджан, Грузії, Республіки Молдова. У 1999 році до Алма-Атинській угоди приєдналася Україна. У травні 1995 року глави держав СНД підписали Конвенцію про Міжпарламентської асамблеї держав - учасниць Співдружності Незалежних Держав, яка вступила в силу 16 січня 1996 року. Відповідно до цієї Конвенції Міжпарламентська асамблея отримала офіційний статус міждержавного органу і зайняла провідне місце в системі органів Співдружності Незалежних Держав. У своїй діяльності Міжпарламентська асамблея найбільше значення надає питанням, пов'язаним з гармонізацією і зближенням законодавств держав Співдружності. Ця робота отримує своє втілення в прийнятих Міжпарламентською асамблеєю модельних законодавчих актах і рекомендаціях, при створенні яких враховується досвід парламентів країн Співдружності і міжнародних парламентських організацій. За роки діяльності Міжпарламентської асамблеї було прийнято понад 200 документів, що забезпечують реальне зближення національних законодавств, в їх числі Цивільний, Кримінальний, Кримінально-процесуальний, Кримінально-виконавчий модельні кодекси. Рішення Міжпарламентської асамблеї та її органів виробляються на основі консенсусу, що дозволяє приймати взаємоприйнятні документи. Основним напрямком модельного законотворчості в економічній сфері є формування правових основ загального економічного простору Співдружності Незалежних Держав, і зокрема, правове забезпечення створення зони вільної торгівлі держав - учасниць СНД. Голова Асамблеї - Валентина Матвієнко, Генеральний секретар - керівник Секретаріату Ради МПА СНД - Олексій Сергєєв, місце перебування - Санкт-Петербург. 5. Військова співпрацяНа вересневому (2004 року) саміті СНД в Астані (Казахстан) прийнято рішення реформувати структури СНД - зокрема, створити Рада безпеки СНД по боротьбі з тероризмом. В даний час в рамках СНД існують дві паралельні колективні військові структури. Одна з них - Рада міністрів оборони СНД, створена в 1992 році для вироблення єдиної військової політики. При ній існують постійний секретаріат і Штаб з координації військового співробітництва СНД (ШКВС). Друга - Організація договору про колективну безпеку (ОДКБ). В рамках ОДКБ створені колективні сили швидкого розгортання в складі кількох батальйонів мобільних військ, вертолітної ескадрильї, армійської авіації. В 2002 - 2004 роках співпраця у військовій області розвивалося в основному в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводяться спільні навчання. Одна з оборонних структур - це Об'єднана система ППО СНД. В 2005 році в рамках СНД затверджені фінансування на ППО в розмірі 2,3 млрд руб. Головнокомандувач Об'єднаними Збройними Силами СНД
Начальник Генерального штабу Об'єднаних Збройних Сил СНД - перший заступник Головнокомандувача Об'єднаними Збройними Силами СНД
Начальники Штабу по координації військового співробітництва держав-учасниць СНД
Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ
6. Экономическое сотрудничество6.1. Зона свободной торговли СНГ
Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским министерством экономического развития, предусматривает "сведение к минимуму исключения из номенклатуры, к которым применяются импортные пошлины", экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а затем поэтапно отменены. Договор заменил более ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества [8]. 6.1.1. Участники Зоны свободной торговли
6.2. Межгосударственный банк
Межгосударственный банк - международная финансовая организация, образованная в 1993 году десятью странами СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной. Основное направление работы Межгосударственного банка - решение вопросов, возникающих при сотрудничестве стран Содружества Независимых Государств в области финансов. Функции Межгосударственного банка менялись в соответствии с ситуацией в экономической и финансовой сферах Содружества Независимых Государств. После распада рублевой зоны и подписания Соглашения о создании Платежного союза Банк стал специализированным институтом этого союза. В октябре 1996 года шестью государствами (Армения, Беларусь, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан) был подписан Протокол, согласно которому Банк допущен на внутренние валютные рынки этих государств с правом проводить банковские операции и сделки. Банк осуществляет основные операции на территории государств, входящих в Содружество Независимых Государств, развивает инвестиционно-кредитную деятельность в рамках СНГ. 7. Двусторонние отношения Украины со странами СНГ8. Критика
9. Перспективы СНГВопрос дальнейшего членства Украины в СНГ является весьма актуальным среди украинских политиков. Еще в 2005 году министр иностранных дел Украины Б. Тарасюк отметил, что участие Украины в СНГ имеет символическое значение, а само существование организации и ее дальнейшее развитие весьма проблематично. Подобную точку зрения также высказывали представители грузинского, молдавского и азербайджанского правительств. В июле 2007 Президент Украины В. Ющенко на пресс-конференции расценил перспективы СНГ в целом, как пессимистические [10]. 10. Интересные факты
См.. такжеИсточники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |