Софисты - древнегреческие мудрецы 5-4 веков до н. е., которые были странствующими экспертами по различным предметам, включая ораторское искусство, грамматику, этику, литературу, математику, и элементарную физику. Они не формировали какую-то определенную школу, но имели определенные общие интересы. В философии они атаковали толкование реальности элейцы и пытались объяснить феноменальный мир. Их образовательная программа базировалась на веровании, что добродетель можно научить. Через их противника Платона, они приобрели дурную славу - философских мошенников, заинтересованных в деньгах и престиже чем в правде. В римский период срок софист означал просто учителя риторики.

Слово "софизм" означает рассуждения, построенные таким образом, содержащих умышленно допущенную ошибку и, конечно, приводят к ошибочным выводам. Часто диспуты софистов превращались в безрезультатные споры, откуда й одиозное значение софист - человек (оратор), которая готова с помощью каких-либо приемов защищать определенные тезисы, не учитывая объективную истинность или ложность этих тезисов.


1. История

Изначально "софист" имело значение мастер, художник, мудрец, однако со второй половины 5 века до н.е. термин получил специального содержания, что связано собственно с деятельностью софистов. Софисты - это первые в мировой истории платные учителя мудрости, древнегреческие педагоги. Самыми известными среди них были Протагор, Горгий, Антифонт, Продик, Гиппий, Ликофрон. Софисты также были первыми в истории современной цивилизации представителями интеллигенции. Софизм породил новый тип социальных отношений между учителем и учеником - равноправное взаимовыгодное общение. Учили самостоятельно мыслить и убеждать других людей, что неразрывно связано с утверждением демократии в древнегреческих полисах.


1.1. Софистика и натурфилософия

В древнегреческой натурфилософии человек никак качественно не выделялась из природы, не могло удовлетворить софистов, которые положили именно человека, а не атом, в качестве начала всех вещей. Кроме того, натурфилософия не выработала никакого подходящего мировоззрения, обеспечивающий свободу индивида от коллектива, а наоборот, полностью подчиняла его интересы интересам государства. Однако софисты были наследниками древней философии, многие из них были учениками натурфилософов. Так Протагор был учеником Демокрита, что сам выбрал себе его в ученики, видя, как тот стройным геометрическим способом связывал дрова, когда был их носильщиком.

Софисты в отличие от натурфилософов, поставили проблему бытия не как проблему вещества, а как проблему сознания. Они впервые выдвинули идею о "бытие для себя", в то время как ранее речь шла о "бытие в себе". Якщо натурфилософия была основана на непосредственном восприятии круговорота вещества в мире, то у софистов объективный, интуитивно настоящее космос отошел в сторону, уступив место субъекту и его уволенному мышлению.


2. Особенности мировоззрения софистов

Софисты были субъективист, скептиками, рационалистами, сенсуалиста, индивидуалистами. Основой их мировоззрения было выражение Протагора "Человек есть мера всех вещей". Их субъективизм проявлялся в том, что истина не мыслилась ими как нечто едино для всех. Софисты считали, если все думают по-разному, то и истина у каждого своя, и представления о прекрасном и безобразном у каждого свое, и вообще все понятия как философии, так и нравственности относительные.

Факт относительности всего - главная основа всего мировоззрения софизма. Если все относительно и зависит от субъективного вкуса, понимаемая как единственный критерий истинности, то получается, что абсолютно все истинно. Однако именно субъективизм, привнесенный в теорию познания, способствовал тому, что впервые в истории философии могло быть поставлен вопрос, как соотносятся с окружающим миром наши мысли о нем. Философия, стояла на ступени космологической объективности, в принципе не способна была задаться таким вопросом, потому что мышление считалось тождественным с бытием. Это приводило к неразвитости форм доказательности и логических определений.

В области гносеологии софисты не выработали определенной теории, этому мешало их слишком большое внимание к психологических процессов, интерес к пестроте человеческой жизни. Они стремились перевести объективные ценности на язык ощущений, приводило их к сенсуализма. Для софистов, что не подпадает под ощущения, было призраком.

Софистам был также присущ скепсис относительно возможностей человека познать бытия. Так Горгий (483-375, ученик Эмпедокла), приехав в Афины в 427 до н.е., поразил всех красноречием, потому что мог высказаться без подготовки на любую тему. В своих речах он развивал скептицизм, основные положения которого сводил к следующим трем пунктам:

  • вовсе нет никакого бытия;
  • если оно и есть, это непознаваемо;
  • если оно и узнаваемо, все же истину о бытии передать невозможно.

2.1. Отношение к религии и морали

Протагор говорил следующее: "О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Потому что многое мешает мне: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни". Известно, что он был изгнан афинянами за безверие, а его книги отбирались и сжигались. Вместе с тем нельзя назвать софистов атеистами. Они преодолевали абстрактную мудрость натурфилософии скептически, деструктивно, не видели в бытии никаких объективных опор для человеческих культурных ценностей, для нравственности, а просто превратили его в объект произвольной, субъективно-игровой активности сознания.

Добро есть то, считали софисты, что полезно людям. Душа есть чувства и больше ничего. Но, несмотря на это свое сенсуализм, софисты отдавали приоритет внутренней нравственности перед законом, предусмотрев в этом философию Сократа. Так Ликофрон считал, что государство должно заботиться не только о законе, но и о нравственности граждан, потому что неподкрепленный внутреннему убеждению закон превращается в простой договор, гарантию личных прав, сделать же граждан добрыми и справедливыми он не может. Гиппий считал, что клевета - хуже всего, даже воровство, потому что с помощью него теряется самое дорогое - отношение близких.


3. Критика

Платон считал, что деятельности софистов началась всеобщая высокомерие и беззаконие. Все стали бесстрашные, безбоязнисть в свою очередь породила бесстыдство. Софистов он называл наемными охотниками за богатыми юношами, торговцами наук, борцами, занимающихся словесными соревнованиями и препирательствами (Платон. Софист. 231 D). Так, Протагор однажды требовал платы со своего ученика Эватла, а когда тот заметил, что еще не выиграл дела в суде, Протагор ответил: "Если мы подадим в суд, и дело выиграю я, то ты заплатишь, потому что выиграл я, если выигрываешь ты , то заплатишь, потому что выиграл ты ".

Аристотель также считал, что софистика есть мудрость кажущаяся, а не настоящая, и софистов теми, кто умеет наживать деньги от вымышленной, но не подлинной мудрости. По-другому к своей деятельности относились сами софисты. Протагор говорил своему ученику: "Пробыв день со мной, ты вернешься домой, став лучшим". Протагор считал, что он очищал юношей от мыслей, препятствующих усвоению наук, касающихся души.

Дело в том, что софистами называли себя много тех, кто действительно были знатоками мудрости, так и те, кто занимался лишь словесными препирательствами. Поэтому невозможно дать однозначную оценку их деятельности. Хотя с софистов начался упадок философии как свободной духовно-познавательной творчества, потому что они первыми обнаружили прецедент преподавания философии за деньги.


4. Положительные черты

Сложно перечислить то, что первыми открыли софисты, хотя всего это связано не с космосом, математикой и геометрией, а языком, логикой и жизнью человека в обществе. Протагор первым высказал мысль: "О всяком деле есть два мнения, противоположных друг другу". Из них он создавал диалог. Из этого высказывания видно, что именно софисты дали толчок развитию диалектики, толчок искусству не только спорить, но и доказывать, путем споры познавать истину.

Протагор также ввел словесные соревнования - диспуты. Введение диалогической речи заставляло развиваться мнение, что движется между противоречиями и ищет из них выход. Софисты привлекали в рассуждения, что сейчас называют "софизмами", и не уделяли должного внимания рассуждению по сути, развивая только словесное красноречие. Однако этот этап диалогов необходимо было пройти, чтобы воспитать язык и духовную устойчивость.

Протагор также первым разделил речь на четыре типа: просьбу, вопрос, ответ, приказ. Эти виды он назвал "корнями речи" (в отличие от натурфилософичного формулировка - "корнями речей"). Вообще необходимо отметить, что софисты впервые уделили должное внимание языке. Их можно назвать первыми языковедами и филологами. Софисты впервые начали употреблять составленные языковые конструкции и изысканные поэтические обороты. Они значительно обогатили лексику не только за счет созданием новых слов, но и возвращением из забвения старых.


5. Софизмы

Софизмы - это рассуждения, основанные на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных аргументов. Сначала софисты учили приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов и все внимание сосредоточили на разработке логических приемов, основанных на внешнем сходстве явлений, на том что событие извлекается из взаимосвязи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и так далее. Считается, что широкое использование софизмов характерно младшим софистам (Фразимах, Крытой, алкидных, Ликофрон, Нолемон, Гипподам).

Различают следующие виды софизмов:

  • софизм "учетвериння срока" - силлогического умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма : в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий. Например, "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Итак, вор желает добра".
  • софизм непозволительного процесса - силлогического умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении. например, все птицы имеют крылья - некоторые яйцекладущие имеют крылья.
  • софизм собирательного среднего термина - силлогического умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок. Например, немногие люди умеют играть на скрипке - все дипломаты-люди - все дипломаты умеют играть на скрипке.

Литература

См.. также


Аристотель Это незавершенная статья по философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.