Социальная философия

Соци?льна филос?фия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что является общество и какое место занимает в нем человек.

Социальная философия в этом смысле сближается с теоретической социологией. Отличие состоит прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании тогда как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона ("Государство") и Аристотеля ("Политика").


1. Предмет социальной философии

Социальная философия рассматривает социальные институты как некую совокупность учреждений, что соответствует социальной структуре общества; совокупность социальных условий и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения и деятельности, систему поведения согласно этим нормам. В экономической сфере общественной деятельности есть такие институты, как разделение труда, собственность, заработная плата и др..; В политической - государство, армия, партия и т.д..; В духовной - мораль, право, искусство, наука, религия и т.д.. Социальная философия рассматривает и такие институты, как семья, воспитание, культура. Функции этих институтов довольно своеобразны: они поощряют деятельность лиц, входящих в них, и принимают как свои "их доминантные нормы. Институты регулируют поведение и деятельность, которые противоречат этим нормам, контролируют и упорядочивают их по своим принципам.

Разветвленная система институциональности присуща только человечеству. Институциональнисть деятельности - характерная черта социальности человеческой жизни. Изучение его с этой стороны - чрезвычайно сложная и актуальная задача. Рассмотрение деятельности со стороны институциональности человеческого общения позволяет говорить об обществе как системе разнообразных и разветвленных отношений между людьми - систему общественных отношений. Они возникают между людьми в процессе их деятельности и общения, составляют общественную форму деятельного общения, закрепляются (и охраняются) определенными социальными институтами, предстают как своеобразные магистрали (нормативные системы), согласно которым осуществляются деятельность и отношения людей между собой. Общество - это система общественных отношений людей в различных подразделениях жизнедеятельности.


2. Основные концепции

Среди самых влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм ( Маркс, Энгельс) и неомарксизм ( Георг Лукач), либеральную теорию ( фон Мизес, Хайек), теорию массового общества ( Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Элвин Тоффлер), теорию общества "позднего модерна" (Энтони Гидденс) и теорию имперского глобализма (Гардт и Негри).


3. Социально-философский анализ

Социально-философский анализ исходит из широкого принципа: рассматривает совокупность общественных отношений безотносительно к разделению их на первичные и вторичные, как такие, что в определенных исторических условиях могут играть как проводную, так и второстепенную роль. Со своими ролевыми функциями общественные отношения могут меняться местами. Например, политика может предшествовать экономике; морально-культурное обнищание нации может свести на нет грандиозные экономико-социальные замыслы. Искусство управления обществом требует теоретического защиты в определении общественных приоритетов, а не догматического ссылки на то, что экономические основы имеют оговорить другие социальные процессы. Все общественные отношения органически связаны между собой и проникают друг в друга.

Более-менее однозначное определение их возможно лишь в абстракции, на уровне теоретического анализа. Реальная жизнь общества характеризуется причудливым сплетением общественных взаимосвязей и отношений. Разобраться в этом сплетении всегда надзвичйно трудно. Общество - это единственная целостная система. Именно поэтому социальная философия осторожно относится к интерпретации ее в контексте дилеммы первичности - вторичности общественных отношений, подчеркивает 'их органическую взаимосвязь, целостность познания которых расценивает как более эвристический принцип, чем дилеммы. Указанная целостность системы общественных отношений характеризуется категорией "образ жизни", замыкающий теоретическую модель общества, синтезирует различные жизненные процессы, подводит их к единой и неоспоримой основы - человека как самоцели общественно-исторического развития. Образ жизни - это синтетическая характеристика совокупности типичных видов жизнедеятельности людей (индивидов и социальных общностей) в единстве с условиями жизни общества. Образ жизни охватывает все сферы общества: труд и быт, общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) людей и их духовные ценности. Он реализуется через деятельность, производство, в котором выделяются такие ведущие элементы: непосредственное производство, распределение, обмен, потребление. Конечно, материальные и духовные блага создаются в сфере непосредственного производства. Чтобы было что потреблять (обменивать, распределять), надо что-то производить. Вследствие этого делается вывод о приоритетности безпосерднього производства в системе образа жизни людей. Все это не вызывает сомнений. Они появляются позже, после анализа реального жизненного процесса на основе абсолютизации определяющей роли производства в общественной жизни и фактическом пренебрежении такими элементами, как распределение, обмен, потребление, социальная сфера, культура и т.д..

Приоритетность производства за счет других составляющих частей общественной целостности не обеспечит качественного образа жизни. Он определяется не только непосредственным производством, но и всей системы общественных отношений. Образ жизни отражает также уровень развития духовной культуры общества, имеющиеся типы мировоззрения, нравственные нормы, ценностные ориентации, реализуемых в поступках и действиях людей, в их отношении к труду, другим людям, различных социальных групп и общества в целом.

Социальная философия подчеркивает приоритетность каждого элемента образа жизни, на целостности общества как социальной системы, функционирующей благодаря производству и предстает как живой организм со всеми особенностями экономических, социально-политических, идеологических, культурных, бытовых, семейных и других социальных отношений, непосредственно характеризующие жизнедеятельность людей. В центре общества - человек. Без нее он не существует. Какие бы материальные ценности не накопили люди - здания, орудия труда и т.д. - все это умирает после того, как его покинули люди. Человек - субъект и главное действующее лицо общества. Этот вывод остается неоспоримым независимо от теоретических построений и идеологических доминант общественного развития.


Литература

  1. (Рус.) Вольф Г. П. О философии. - М, 1996.
  2. (Рус.) Тоффлер Э.. Третья волна. - М., 2002.
  3. (Рус.) Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе / / Гуманитарные науки. - 1997. - № 3