Социально-бытовые песни - это большой массив эпических народно-песенных произведений о экономические и политические условия жизни различных социальных групп населения, об их историческую роль в становлении и развитии Украинский общества, в формировании национальных норм этики и морали.

Социально-бытовые песни разноплановые и по тематике, и по сюжетам, и по мотивам, и по колоритностью образов. Для них характерно сочетание реалистической конкретности с метафорически символической образностью, они богаты традиционные для народного эпоса метафоры, постоянные эпитеты, сравнения.

Это песни о горькой судьбе простых людей в условиях тоталитарных режимов, социальное неравенство, общественные, семейные, бытовые конфликты, естественное извечное стремление народа к свободе, поиски путей к лучшей жизни и т.д..

В социально-бытовых песнях украинского народа обобщены отразился мир человеческих судеб во всем его многообразии. Как писал Николай Гоголь, для Украины народные песни - это все: "и поэзия, и история, и родительские могилы".


Разновидности

По тематическим и жанровым признакам социально-бытовую фольклористику разделяют на такие циклы песен: казацкие, гайдамаков, рекрутские, солдатские (Солдатские), бурлацкие, батрацкие (строкарськи), чумацкие, крепостные, батрацкие, семейные, сиротские и др.. Каждый из этих циклов имеет свои особенности, но все они объединены социальными мотивами и лучше характеризуют определенную историческую эпоху.

История возникновения

Возникновение и развитие казацких песен связаны с историей казачества ( ХV - XVIII века). их тематика разнообразна: подготовка и отъезд казака к походу, прощание с родными, схватка с врагами, смерть на поле боя, нелегкая судьба в неволе, тоска по родине и семьей ("Ой в лузе, да еще и на берегу"). В образах главных героев песен воплощены свободолюбие украинского народа, непримиримость к социальному и национального гнета. Именно этими мотивами они родственны с историческими песнями и думами.

И стилистически, и тематически к ним близки гайдамацкие песни, в которых воспеты борьбу народных масс против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета польской шляхты в XVIII веке. На территории Буковины и Закарпатье были популярны гайдуцкие песни, запечатлевшие борьбу славянских народов против турецких захватчиков в XV-XIX веках.

Хотя некоторые походы и победы в упомянутых циклах песен были романтизированные, все-таки в них преобладали минорные мотивы, потому что людям трудно смириться с тем, что сильные, молодые ребята вынуждены были отрываться от привычной, любимой земледельческого труда, многим из них пришлось наложить головами на чужбине, оставив на родной земле вдов и сирот. Когда отстаивались интересы своего народа, то защиту родного края воспринимался как почетную обязанность, когда после введения рекрутской повинности из села начали насильно забирать в армию крепких трудоспособных земледельцев, чтобы их руками осуществлять чьи-то авантюрные экспансионистские планы, а их отсутствие ложилась тяжелым бременем на женские плечи, то соответственно менялись и настроения народа, в песенном творчестве появлялись новые мотивы. Возникали рекрутские и солдатские песни. В разных сюжетных вариантах выражалось сочувствие юношам, которые "только сеяли и пахали, цепом молотили", а теперь их заставляют через муштру привыкать к оружию ("Вылетали орлы из-за крутой горы").

Особенно трагические судьбы выходцев из села изображены в бурлацких песнях. Бурлаки - это бездомные, одинокие люди, в XVI-XIX веках нанимались грузчиками, чернорабочими в рыболовецких артелях на Днепре, Дунае, Днестре, Черном море. Они - народ трудолюбивый, дружный, но несчастному: без жены, семьи скитаются на чужбине, вынуждены умирать в одиночестве ("Да забелели снега", "Горе мне на чужбине").

По тоскливыми образами, поэтическими тропами близки к бурлацких песни батрацкие, строкарськи, батрацкие. Древнейшие и них возникли в среде обнищавших казаков, занятых на отхожих промыслах ( сахарных, мануфактурах, шахтах). Интенсивное развитие капитализма ускорило процесс пролетаризации крестьянства, усилил его эксплуатацию. Тяжелый труд работников, их бесправие, злоупотребление работодателей - основные темы народных песен. Историческое значение Заробитчанские поэзии еще и в том, что своими сюжетами она начала в Украину рабочую песню.

Не легче жилось и строкарям, молодым людям, убогие родители которых по задаток отдавали богатым в указанное срок (отсюда и название "строкари"). Отрабатывать задаток приходилось изнурительным трудом, снося постоянные издевательства хозяина ("Ой матушка-зорко", "Ой пойду я лугом").

В крепостных песнях яркими сатирическими образами приговорена барщина, дармовая принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве помещика. В разнообразных сюжетных вариантах песен крестьяне не только с грустью, отчаянием, но и неугасимым гневом, возмущением осуждают недостойное поведение помещиков и их эконом, которые наслаждаются, гуляют, шалят, визискуючы крестьян ("А в воскресенье пораненьку").

Сложные экономические и социальные условия пагубно влияли на семейную жизнь. В песенных сюжетах находим постоянные конфликты между супругами, ссоры, драки, развод, бедствия сирот ("Ой зацвела рожа у окна", "Да нет хуже никому").

По сравнению с другими семейный цикл все же не такой мрачный. Здесь встречаются искусно выписаны лирические сцены, привлекательные образы девушек и парней, остроумный юмор. Даже тяжелый труд опоэтизированная. И хотя она иногда лишает права на личную жизнь ("Посадила огурчики"), однако трудолюбивые люди всегда в почете. Их любят, и они отвечают взаимностью. И тяжелая работа не может потушить пылких чувств ("Ой в поле нивка").


См.. также


музыка Это незавершенная статья о музыку.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.