Социально-психологическая служба Министерства обороны Украины

Социально-психологическая служба Министерства обороны Украины

Военное строительство в Украине после восстановления ее независимости как государства включало создание Социально-психологической службы Министерства обороны Украины.

Следует отдельно выделить три отрезки времени, которые стали вехами переходного периода и которые характеринимы для образования Социально-психологической службы Министерства обороны Украины.


1. Этапы формирования

1.1. Первый период - с 24 августа по 1 декабря 1991

Активная законотворчество Верховной Рады в сфере оборонных вопросов, начало национального варианта военного строительства объясняется, по мнению И.Тищенка, несколькими причинами, имеющие историческое, психологическое, социальное и собственно политическую подоплеку [18].

Антиармейских кампания, инициированная в конце 1980-х гг многочисленными средствами массовой информации, в Украине по сравнению с Прибалтикой, Грузией, Азербайджаном, имела менее острый характер проявления. Соединения и части военных округов, дислоцировались на территории Украины, во-первых, не привлекались к силовому решению внутренних конфликтов в местах их постоянной дислокации, а, во-вторых, рассматривались национально-демократическими силами Украины как первооснова, из которой не только целесообразно, но и необходимо формировать собственные вооруженные силы.

Практическое отсутствие нормативно-правовой базы функционирования вооруженных сил привела к тому, что в начале их создания Украина вынуждена параллельно с мерами практически военного характера не только формировать нормативную базу, а, в прямом смысле слова, действиями политического и практического характера утверждать свое исконное право на независимость. Для обработки законодательные акты по вопросам строительства ВС Украины была создана инициативная рабочая группа. Разработанные ею основные вопросы военного строительства, которые были обнародованы в газетах, получили большой резонанс в государстве, повлияли на обработку законодательные акты [20, с.253]. Уже 11 октября 1991 г. Верховная Рада приняла Концепцию обороны и строительства Украины, которая отражала взгляды руководства государства на военное дело. Предполагалось пребывания на территории Украины войск (сил) двух уровней: ВС собственно Украины и соединений (частей) коллективной стратегической обороны.

ВС Украины предусматривали три вида вооруженных сил: сухопутные войска (войска наземной обороны) военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны (войска воздушной обороны) военно-морские силы. В войска наземной обороны также включались пограничные войска, республиканская гвардия и войска гражданской обороны.

Исходя из финансово-экономических возможностей и того, что ВС Украины полностью финансируются из государственного бюджета, предполагалось иметь численность всех войск 0,8 - 0,9% от численности населения, что составляло бы 400 - 420 тыс. человек [3].

Уникальность условий и способов военного строительства в Украине, стремление украинского государства иметь собственные современные воинские формирования диктовали необходимость создания принципиально новой внепартийной структуры, которая бы осуществляла социально-психологическое обеспечение их жизнедеятельности и развития, дисциплины и порядка, воспитания и обучения, гуманистический и культурно-воспитательный влияние на каждого военнослужащего на всех этапах его службы, реализацию национально-культурных интересов, удовлетворение и развитие духовных потребностей военнослужащих, служащих и работников всех военных формирований.

Такой структурой должна была стать социально-психологическая (в смысле - социальная и психологическая) служба ВС Украины. Впервые идея СПС была провозглашена в феврале 1988 г. на конференции дискуссионных клубов в Тернополе одним из лидеров Народного Руха В. муть [14]. Основные принципы проекта Концепции СПС ВС Украины были напечатаны в газете "Народная армия" 11 октября 1991 Суть ее состояла в том, чтобы ликвидировать монополию какой-либо партии по морально-психологического воздействия на военнослужащих и войска в целом, департизуваты этот процесс и проводить гуманитарное воспитание военнослужащих [12].

Но значительная часть офицерского корпуса, в том числе и представители органов по работе с личным составом, не верила в необратимость исторического процесса обретения Украиной независимости. Письмо министра обороны СССР № 4/669 от 6 октября 1991 г. [8] обострил противостояние в войсках между сторонниками независимости и ее противниками. О сложности обстановки в войсках свидетельствует принятие Президиумом Верховной Рады Украины специального постановления по данному вопросу [2].


1.2. Второй период - с 1 декабря 1991 г. до 3 января 1992

1 декабря 1991 был проведен Всеукраинский референдум. На нем 92% тех, кто принимал участие в голосовании, поддержали Акт от 24 августа 1991 г. Первым Президентом Украины большинством голосов был избран Л. М. Кравчука.

Последствия Всеукраинского референдума, принятый Верховной Радой декабрьский пакет законов по вопросам военного строительства взорвали основу надежд на сохранение или воспроизведение бывшего Союза. Уже перед 1992 г. стали понятно: процесс создания ВС Украины набирал необратимый характер. Государственность Украины набирала всех необходимых элементов.


1.3. Третий период - с 3 января по 22 апреля 1992

В настоящее время в ВС Украины официально были созданы структуры социально-психологической службы.

Чрезвычайно сложная общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в государстве и вокруг него отрицательно влияли на моральное состояние и настроения личного состава. Характерной особенностью этого исторического отрезка времени стало приведение войск в военной присяги на верность Украине.

ОРОС в определенной мере выполнили возложенные на них обязанности, осуществив комплекс мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, состояния воинской дисциплины. Однако их практическая организаторская работа не была последовательной, деятельность не была эффективной, отставала от насущных проблем времени. Вопросы организации управления моральным состоянием военнослужащих приобретало в таких условиях самостоятельной направленности, занимая ведущее место среди других видов деятельности.

За первые две недели января 1992 г. на верность Украине присягнули более 240 тысяч военнослужащих. Лучше проводилась эта работа в соединениях и частях 6 танковой армии, 24 мотострелковой дивизии, Васильковском авиационно-техническом училище, 17 воздушной армии [9]. Но некоторые руководители жили старыми, отжившими представлениями, заняли позиции сторонних наблюдателей и негативно влияли на поддержание боевой готовности подчиненных войск [11].

Смена приоритетов, разрушение привычных норм и стереотипов общественной жизни обусловили возникновение принципиально нового социально-политического климата в стране. Это объективно требовало существенных изменений в системе организации воспитательной работы с личным составом, приведения ее в соответствие к новым принципам функционирования вооруженных сил.

30 января 1992 была создана комиссия по доработке концепции и общей структуры СПС ВС Украины [10]. Юридической экспертизой Концепция СПС была признана соответствующей законам Украины. По предложению Комиссии Верховной Рады Украины по вопросам обороны и национальной безопасности она должна была лечь в основу Концепции социально-психологической работы всех военных формирований Украины. Надо отметить, что идея создания новой структуры была воспринята неоднозначно как в армейском кругу, так и среди общественности [15].

5 марта 1992, после утверждения министром обороны Украины, Концепция СПС ВС Украины стала основой для создания структур, занимавшихся ее практической реализацией непосредственно в войсках. 22 апреля 1992 директивой МО Украины введена общая структура социально-психологической службы Министерства обороны Украины как органа управления. Эта дата, по мнению автора, и начала историю практической деятельности органов воспитательной работы в ВС Украины.


Литература

  1. О военные формирования на Украине. Постановление Верховной Рады Украины от 24.08. 1991 г. / / ВВР. - 1991. - № 38. - Ст. 506.
  2. О письме Министра обороны СССР к военнослужащим Вооруженных Сил СССР. Постановление Президиума Верховного Совета Украины / / ВВР. - 1991. - № 53. - Ст. 804.
  3. О Концепции обороны и строительства Вооруженных Сил Украины. Постановление Верховной Рады Украины от 11.10.1991 г. № 1659-VII / / ВВР. - 1991. - № 51. - Ст. 729.
  4. О прекращения деятельности организационных структур политических партий в ВС СССР. Приказ МО СССР № 413 от 27. 08. 1991 г. отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины (ГДАМОУ) Инв. 463-с. - С. 175.
  5. Об Упразднение военно-политических органов в ВС СССР. Приказ МО СССР № 418 от 1. 09. 1991 г. ГДАМОУ Инв. 463-с. - С. 193.
  6. Об утверджениы Положения о комиссии МО СССР по Упразднение военно-политических органов и создание органов боевой подготовки и структур по работе с личным составом в ВС СССР. Приказ МО СССР № 439 от 14 09. 1991 г. ГДАМОУ Инв. 404-с. - С. 213.
  7. О новых структурах по работе с личным составом в звене рота - батальон - полк - бригада. Приказ МО СССР № 484 от 22. 10. 1991 г. ГДАМОУ Инв. 463-с. - С. 226.
  8. Письмо Министра обороны СССР к военнослужащим Вооруженных Сил СССР (прил. к № 4/669 от 6 октября 1991 г.) ГДАМОУ Инв. 436-с. - С. 202.
  9. В ходе принятия присяги на верность народу Украины. Приказ МО Украины № 1 от 15.01 1992 г. ГДАМОУ Оп. 19071, спр. 3. - С. 1-3.
  10. О создании комиссии по доработке концепции и общей структуры СПС ВС Украины. Приказ МО Украины № 5 от 30.01. 1992 ГДАМОУ Оп. 19071, спр. 3. - С. 44-46.
  11. В руководстве Львовский военно-политического училища. Приказ МО Украины № 32 от 7.03 1992 г. ГДАМОУ Оп. 19071, спр. 3. - С. 192.
  12. Концепция социально-психологической службы ВС Украины (Проект) / / Народная армия. - 1991. - 11 октября.
  13. Мулява В. С. Человек в индивиде. Социально-психологическая служба не партполиторган / / Народная армия. - 1992. - 25 ноября.
  14. Мулява В. С. Украинское войско, диаспора и дивизионники. Доклад на праздновании 50-летия первого УД УНА, Торонто, 30 травня1993 г. / / Известия комбатанта. -1993. - № 3. С. 15-22.
  15. Папикян А. Л. История создания и развития органов воспитательной работы Вооруженных Сил Украины на этапе восстановления независимости / / Сб. наук. работ. - М.: ВГИ НАОУ. -2003. - № 1 (32). - С.56-63.
  16. Смолянюк В. Ф. Военная мощь Украины: Теоретико-методологические основы формирования и развития (политологический анализ опыта 1990-х годов): Монография. - Киев; Ирпень: ВТФ "Перун", 2000. - 448 с.
  17. Темко Г. Д. Основы формирования системы воспитания в Украине в период утверждения государственности (мировоззренчески - философский анализ). Монография. - М.: Варта, 1997. - 288 с.
  18. Тищенко И. Срийняття обществом Вооруженных Сил Украины / / Реформирование Вооруженных Сил Украины: приоритеты, предпосылки и перспективы. Научное издание. - К., 2001. - С.1О2-103.
  19. Щербак Ю. Отмеченные беспрецедентным динамизмом. До 5-й годовщины установления дипломатических отношений между Украиной и США / / Политика и время. -1996. - № 11. - С. 3-17.
  20. Якимович Б. С. Вооруженные Силы Украины: Очерк истории. - М.: Просвещение, 1996. - 359 с.
  21. Виктор Безбах. ФОРМИРОВАНИЕ воспитательных структур В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ В 1991-1992 гг / / Восток (журнал), 2003.