Социология религии

Социология религии - отрасль религиоведения и социологии, исследующая взаимодействие религии и общества, влияние религии на социальное поведение индивидов, групп, сообществ. Функционируя на грани теологии и социологии, она рассматривает религию прежде всего как социальный феномен (но обычно отдельно от Бога, не обращая на него внимания, ибо вне общества).

Социология религии - наука, изучающая религиозные явления в лоне общества, и общественные явления в лоне религии. Центральная тема - взаимодействие религии и общества.


История науки

Основы социологии религии были сформированы в конце XIX в. стараниям немецких философов, социологов Макса Вебера ( 1864 - 1920), Георга Зиммеля ( 1858 - 1918), французского философа, социолога Эмиля Дюркгейма ( 1858 - 1917), английского социолога польского происхождения, этнографа, антрополога Бронислава Малиновского ( 1884 - 1942).

По мнению Вебера, социолог, в отличие от теолога и философа, не должен касаться вопроса об источнике религии и определять какую-то метафизическую "сущность" религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религия интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей.

Макс Вебер рассматривал религию как социокультурный институт, который предоставляет верующим определенное толкование мира и обеспечивает их средствами ориентации в нем. Религия также задает систему ценностей и норм, согласно которым одни действия запрещаются, а другие - разрешаются. Тем самым она играет роль социального регулятора деятельности человека.

Особое внимание Вебер уделял также обусловленности конкретной религиозной идеологии социально-экономическими реалиями общества.

Другой подход к исследованию религии демонстрировал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он рассматривал религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся в ответ на отдельные условия существования с целью удовлетворения определенных социальных потребностей (см. социализация). Источником религии следовательно является сам социальный способ существования людей. В религии общество якобы обожает себя, а содержание и назначение религии состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечить влияние коллектива на индивида.

Эмиль Дюркгейм определил религию "как целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особых, запрещающих как систему таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину ..., всех тех, кто признает эти верования и обряды ". Иначе говоря, священное, религиозное и социальное определенной степени абстрактно отождествляются: "священные объекты" толкуются как символы общественного единства, идентификации, религиозные установки являются государственными законами или тесно с ними коррелируют т.п..

Кроме того, Дюркгейм признавал наличие непрерывного процесса освобождения всех сфер общественной жизни от влияния религии. Однако развитие этого процесса не означает конца религиозности. Религия, по его мнению, будет существовать всегда, потому что не может существовать такое общество, которое бы не требовало регулярного оживления и подкрепление коллективных чувств и идей, утверждают его единство и индивидуальность.


Основы

Объект: религиозный феномен и взаимоотношения между религиозным опытом и социальной структурой. НЕ вера или благодать, но их проявления (технически - объективизация) в определенном обществе. Нейтральная дисциплина, не принимает позиции ни "за", ни "против".

Метод: общий метод: проблема - гипотеза - проверка

Методы социологии:

  • опрос и статистический анализ (сложность - интерпретация, расхождение смысла, вкладываемого в слова)
  • наблюдения (стандартизированное или включено, особенно для изучения новых движений)
  • кросс-культурный сравнительный анализ
  • контент-анализ (анализ текстов проповедей или религиозной литературы)
  • анализ письменных источников, исторических документов (самый распространенный)

Главное для нее - социальное измерение религии, ее влияние на социальное поведение. В сфере интересов этой отрасли не религия сама по себе, а то, как происходит процесс формирования, функционирования религиозных объединений, других институтов, отношения внутри них и между ними. Она исходит из того, что принадлежность индивидов к определенной религиозной общины не всегда влияет на их поведение, а религиозные институты нередко определяют действия людей независимо от их верований, а то и даже вопреки им. Вне ее исследования находится все, на чем сосредоточено религиозное поведение верующих - Бог, трансцендентное, сверхъестественное. Не занимается она и сущностными особенностями религии. Сейчас ее взгляд направлен на социальные аспекты развития нетрадиционных религий и неорелигий, экуменистическом тенденции, процессы секуляризации, динамику религиозности населения и др..

Итак, социология религии - изучает формы влияния религии на общество и общества - на религию; эмпирическая наука, основанная на наблюдении и интерпретации религиозных фактов: не нормативная, а индикативная, вероятностная автономная дисциплина (как в объекте, так и в методе) , но в диалоге с другими дисциплинами ( богословия, этика). В методе отталкивается не от содержания откровения или веры, но от "полевого" наблюдения. Объект анализирует, давая социологическую интерпретацию, а не этическую или моральную оценку. Есть полезной особенно для пасторальной теологии, так как позволяет объяснить религиозное поведение и отношения между сообществом верующих и обществом. Находится в диалоге с пасторальной теологии (которая предоставляет контекст и материал социологического исследования, а социология дает научную оценку проблематики и возможные решения) и социальным учением Церкви ( Павел VI в "Octogesima Adveniens" намечает 3 главные задачи для общественного учения Церкви: 1) анализ социальной действительности, 2) оценка в свете принципов веры, 3) практические предложения для решения проблем. В первом пункте социология религии и СВЦ совпадают).

Подходы к социологии религии:

  1. конфессиональный,
  2. атеистический,
  3. феноменологический

Источники

  • Кислюк К.В. Общество: [учебник для студентов вузов] / К. В. Кислюк, О. Н. Кучер. - [5-е изд., Постирал. и доп.]. - К.: На-род. укр. академия, 2007. - С. 425-464.
  • Лубский В.И. Религиоведение: [учебник] / В. И. Лубский, В. И. Теремко, М.В. Лубская. - М.: Академвидав, 2002. - С. 367-381.
  • Черний А.Н. Общество: [пособие] / А. Н. Черний. - М.: Академвидав, 2003. - С. 212-235.
  • Общество: [учебно-методическое пособие] / автор-составитель В. В. Белецкий. - Донецк: Восточный издательский дом, Донецкое отделение НОШ 2012. - 220 с.


Теории среднего уровня в социологии

Социология культуры | Социология религии | Социология науки | Социология труда | Политическая социология | Социальная география | Социология | Социология рекламы | Социология театра


Социология Это незавершенная статья социологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.