Надо Знать![]() |
ВведениеСредневековая литература - это период в истории мировой литературы, который начинается в недрах поздней античности ( 4 - 5 века), а завершается в 15 веке. Первыми признаками средневековой литературы стали появление христианских евангелий ( 1 век), религиозных гимнов Амвросия Медиоланского ( 340 - 397), произведений Августина Блаженного ("Исповедь", 400 год, "О граде Божием", 410 - 428 года), перевод Библии латинском языке, осуществлен Иеронима (до 410 года). Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурными влияниями античного мира и христианством. Своей кульминации средневековое искусство достигло в 12 - 13 веке. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура ( Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход ее в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в 14 веке, в остальных странах Западной Европы - в 15 веке. Этот переход осуществляется через так называемую словесность средневекового города, что в эстетическом плане имеет вполне средневековый характер и переживает свой расцвет в 14 - 15 и 16 веках. 1. Эстетика средневековой литературыВ средние века возникает новая, по сравнению с античностью, система эстетического мышления, обусловлена тремя основными истоками: влияние античности, христианством и народным творчеством "варварских" народов. 1.1. ДемифологизацияПроцесс развития средневековой литературы обозначен демифологизации, что проявлялась по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика уже не имели опоры на мифологический мировоззрение и превратились в поверхностную декабря тропов при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона. Мифологичность ранних национальных литератур ( ирландской, исландской) вырождаются в сказочность - волшебные и авантюрные элементы куртуазной литературы. Параллельно происходит изменение аффективной мотивации поступков героев на сложную морально-психологическую. Значительные поэты высокого средневековья и раннего Возрождение Данте, Чосер, Боккаччо утверждали топике немифологичнои повествования и новой поэтики, в основе которой - установка на достоверность, и даже общеизвестность рассказанного. Миф здесь заменяется молвой (fama). 1.2. Средневековые жанрыЖанровый распределение художественных произведений продолжился за крепкой традиции античности. В европейской литературе четкая жанровая классификация произведений продолжалась до 20 века. На передний план в сутки средневековья постепенно выходит периферийное для античной литературы жанр - повествовательная проза, где сочетались исторический перевод, чудесное событие или удивительный случай, бытовой элемент и моральное увещевание ( "Деяния римлян" и т.п.). Прецедентом служила историческая проза поздней античности ( Тит Ливий, Светоний, Тацит, Плутарх) и многочисленные исторические компендиумы, которые составляли ученые. 1.3. Средневековая поэтикаВ лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, выдающихся лирических поэтов средних веков, мы находим вполне сложившуюся новую поэтику. Произошло полное обновление лексики. Мнение обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к обыденной, как в Гомера, а по смыслу бесконечного, идеального, "романтического". Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпохе стихия низкой действительности оказывается весьма отчетливо ( Тристан и Изольда) - происходит открытие нового приема: реальность находит скрытый смысл. 1.4. ХристианствоВся европейская средневековая литература отмечена влиянием христианства. Средневековый человек под влиянием этого вероучения постепенно открывала для себя свою душу, жизнь которой она пыталась сопоставить с жизнью вне ее. Запросы сознания, внутренние мотивы постепенно становились для человека мерилом в подходе к внешнему. В средние века формируется духовность, поднимается вопрос о смысл жизни. Ни того, ни другого античность не знала. 1.5. Особенности мировоззренияЯдром мировоззрения средневекового человека была вера, поэтому и средневековая культура была теоцентрична (в ее центре был Бог). Мировоззрение античного человека был горизонтальным. Даже боги находились где-то рядом с людьми. В средние века формируется вертикальный мировоззрение, кроме мира земного существует мир небесный и ад. Многие события происходят по этой вертикали, иногда в душе героя, что приводит к появлению психологически. Это мировоззрение кроме иерархичности (все в мире находится в сложных иерархических отношениях, где каждый элемент занимает свое место) имеет также черты символичности. Реальность, данная нам в опыте воспринималась как символ другой, понаддосвиднои, небесной реальности, была подчинена последний. Любой элемент земного мира считался символом соответствующего элемента мира небесного. Причем предметам и явлениям не предоставляется символическое значение, как это будет в искусстве последующих эпох. Они изначально воспринимаются как символы, сущности которых нужно доискаться. 1.6. Энциклопедичность![]() Средневековый писатель за работой ( 15 века) Установка на вероятность, тяготение к универсальности, т.е. энциклопедичность, пронизывают в средние века все - науку, художественную литературу, изобразительное искусство. Это было стремление "охватить мир в целом, понять его как некую завершенную всеединство и в поэтических образах, в линиях и красках, в научных понятиях - выразить это понимание" (П. М. Бицилли). Энциклопедичность носила умозрительный характер, была оторвана от эмпирики. Показательна легенда о дискуссии двух ведущих философов средневековья Фомы Аквинского и Альберта Великого на тему "есть ли у крота глаза". После нескольких споры садовник предложил принести крота, чтобы посмотреть, но оба категорически отказались. 1.7. Внутренняя жизньВнутренняя жизнь понимают уже не только психологическую или физиологическую реакцию ( Сапфо), слепок с внешней (ибо внешний мир считают теперь недостойным, по большому счету - грешным). Внутреннее становится независимым от внешнего, автономным, а следовательно - самоценным. Хотя его глубина была еще недостаточно известна, возможности - не до конца постичь. 2. Классификация средневековой литературыВ истории средневековой литературы четко выделяются следующие группы явлений:
Отдельно рассматривают средневековые литературы народов Востока, хотя они имеют определенные параллели и взаимовлияния с европейской средневековой литературой. Своеобразным "мостиком" между двумя культурами в средние века была Византия. По тематике можно выделить следующие типы:
3. Периодизация средневековой литературыРазделение европейской средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития народов в настоящее время. Выделяются два больших периода:
3.1. Раннее Средневековье![]() Первая страница с "Беовульфа" Литература этого периода достаточно однородна по своему составу и составляет единое целое. По жанру это архаический (мифологический) и героический эпос, представленные поэтическими памятниками кельтов (давньоирландськи сказания), скандинавов ( "Старшая Эдда", саги, поэзия скальдов), а также англосаксов ( "Беовульф"). Хотя хронологически эти памятники в некоторых случаях относятся к значительно более позднему времени, по своему характеру они относятся еще к первому периоду. Сохранению раннего творчества названных народов способствовало то, что удалено от Рима местное христианское духовенство более терпеливо относилось к национальным языческих преданий. Более того, именно монахи, единственные носители грамотности в то время, записывали и сохраняли эту литературу. Архаический эпос обозначает сутки перехода от мифологического к исторического мировосприятия, от мифа к эпоса. Однако ему еще присущи многочисленные сказочно мифические черты. Герой архаических эпических произведений сочетает в себе черты богатыря и колдуна, роднящие его с первопредком. Отдельно существовала литература латинском языке, преимущественно христианского характера ( Августин Блаженный). 3.2. Зрелое СредневековьеВ эту пору литература становится более дифференцированной, что затрудняет ее сравнительно-историческое описание. Поскольку национальные литературы еще не сформированы, границы между ними практически отсутствуют, то распределение литературы этого периода осуществляется по вышеуказанным жанровыми и типологическими признаками. Примерно до 13 века четко виформовуеться три особых литературных потоков, развивающихся параллельно: религиозная литература, народная литература (классический эпос) и феодально-рыцарская литература (куртуазная поэзия и эпос). Эти направления не были изолированы, между ними всегда сохранялся связь и возникали сложные промежуточные образования. Хотя они и имели противоположный характер, их законы, формы и пути развития своеобразны. С 13 века в Европе быстро начинает развиваться еще одно направление: городская литература. 3.2.1. Религиозная литератураЛитература религиозного толка через писания Отцов Церкви прокладывает мостик от античности до средних веков. К жанров христианской литературы этого времени относят экзегетики (толкования и комментарии к Писания), богослужебную литературу, литературу для мирян ( псалтырь, переводы библейских сюжетов, Часовник т.п.), летописи (которые создавались в монастырях как хроника, прежде всего, церковной истории), схоластические трактаты, дидактические произведения, видения. Самым популярным жанром Средневековья были жития святых (агиография) и рассказы об их чудеса. 3.2.2. Классический эпос![]() Страница "Песни о Роланде" Классический героический эпос ( "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде", "Песнь о моем Сиде", "Слово о полку Игореве") отражает народную точку зрения на важные для национальной истории события, происходящие в "эпическую" сутки. По сравнению с архаическим эпосом они более приближены к исторической достоверности, вес сказочно-мифологических элементов в них снижается, на первый план выходит разработка общественно значимых тем ( патриотизм, верность королю, осуждение феодального раздора), а героями становятся идеальные воины. Народная поэзия, тесно связана с классическим эпосом, достигает своего апогея в жанре баллады ( 15 века). 3.2.3. Рыцарская литератураФормирование рыцарской литературы связано с открытием индивидуальности, началом движения от типологически символического пренебрежение отдельной личностью к попыткам раскрыть его внутренний мир. Суровый воин более ранних эпох превращается в изысканный рыцаря, литература о котором переключает внимание с его слитности с народом в сугубо индивидуальных проявлений - любовь (куртуазная поэзия) и личных подвигов (рыцарский роман). Параллельно появляется и понятие индивидуального авторства. Рыцарская поэзия представлена лирикой трубадуров ( Бернарт где Вентадорн), труверов и миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде), а рыцарский роман преимущественно циклом о легендарном короля Артура ( Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах). 3.2.4. Городская литератураГородская литература в противоположность захвату военной победой и куртуазной галантностью рыцарей или аскетизмом святых, превыше всего ценит рассудительность, сообразительность, здравый смысл, ловкость и смех - во всех его проявлениях ("Роман о Лисе", Франсуа Вийон). Городская литература отмечается дидактизмом, поучительностью. В ней отразилась трезвая рассудительность, практицизм, жизненная стойкость горожан. Широко используя средства юмора и сатиры, она учит, высмеивает, разоблачает. Стиль этой литературы соответствует влечения к реалистического изображения действительности. В противоположность куртуазии рыцарской литературы, городскую литературу отмечает "приземленность", здравый смысл, а также грубоватый юмор, шутка, иногда граничит с натурализмом. Язык ее близкая к народной речи, городского говора. Представлена городская литература жанрами эпоса, лирики, драмы. Расцвета она достигла в Франции. 3.3. Пред-РенессансИногда в отдельный период выделяют Пред-Ренессанс, хотя в других случаях его относят к позднему средневековья, как правило, в городской литературы. Это творчество Данте Алигьери ( 1265 - 1321), автора "Новой жизни" и "Божественной комедии". В мировоззрении, политических и нравственных воззрениях, эстетике Данте тесно переплелись средневековые и ренессансные элементы. То же касается английского писателя Джефри Чосера ( 1340 - 1400), автора "Кентерберийских рассказов" и еще одного итальянца - Джованни Боккаччо ( 1313 - 1375), создавший "Декамерон". Последний отечественное литературоведение традиционно относит к Возрождение, но в западном взгляды не столь однозначны. Произведения этих писателей, повторяя все существующие модели рассказ историй, стали жанровым итогом средневековой литературы, одновременно открывая новые, гуманистические горизонты для дальнейшего движения культуры. 3.4. Средневековья на ВостокеВ литературах Востока тоже отличается сутки Средневековья, однако ее временные рамки несколько иные, как правило, ее завершение относят до 18 века. Средними веками историки называют огромный промежуток времени - с момента падения Римской Империи до начала буржуазных революций. В истории литературы и искусства Зап. Европы выделяют собственно эпоху Средневековья - зарождение, развитие и расцвет феодального строя и его культуры - и эпоху Возрождения. 4. Средневековая украинская литературакод для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |