Средневековая образование

Средневековую систему образования заимствовано в античности, но ее обогатили, приспособили к новым условиям. Школьная образование строилась на "Семи свободных искусствах". Преподавание велось латыни, в XIV веке происходит переход на национальные языка. Возрастные особенности детей не учитывались. Читать в школе учились за Библией. Сведения часто были фантастическими.

С развитием городской культуры кафедральные школы превращались в университеты. Университетские выпускники имели право преподавания в любой школе. Университет делился на факультеты. Революцию в преподавании осуществило книгопечатания.

К XII века книги хранились преимущественно в монастырских и кафедральных библиотеках. Первые публичные библиотеки отрылись в ХV веке в больших городах.


1. Школьное образование

Школьная образование строилась на так называемых "Семи свободных искусствах" - тривиум и квадривиум. Тривиум ("три пути") был начальным этапом и состоял из грамматики, риторики и диалектики ( логики). Квадривиум ("четыре пути") получил распространение с XIII века и включал арифметику, геометрию, астрономию, музыку.

Средневековые школы были монастырскими, кафедральным (при городских соборах) и приходскими. С развитием городов открывались светские частные, гильдейские, муниципальные школы. Путешествующих школьников нецерковных школ называли вагантами или Голиарды.

Преподавание велось латыни, лишь в XIV веке происходит переход на национальные языка. Возрастной ценз отсутствовал. Возрастные особенности детей не учитывались, режим был достаточно жестоким, с применением розог. Школьникам запрещали громко разговаривать, петь, играть, за малейшую вину их наказывали.

Школьники сами добывали себе кусок хлеба. Они подделывали, а еще чаще - просили милостыню. Ночью они пели под окнами религиозные песни, чтобы поднять с кровати благотворительного бюргера и заставить его поспешно откупиться от страшной мелодии брошенным через окно куском колбасы или сыра.

Читать в школе учились по Библией, трудами святого Августина, Кодексом Юстиниана. Для проверки ученических знаний и логического мышления устраивали диспуты.

Астрономические, географические сведения часто были фантастическими ( Земля держится на китах), почти отсутствует доказательная база геометрии.


2. Университеты

С развитием городской культуры кафедральные школы превращались в университеты. Первый европейский университет был открыт в итальянском городке Болонье (он стал признанным центром юридической науки) в XII веке. Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, в французском городе Париже - центром богословия. В 1500 году насчитывалось 86 университетов.

Университетские выпускники имели право преподавания в любой школе, с XIII века только они могли занимать высокие государственные или церковные посты.

Университеты имели юридическую, административную и финансовую автономию.

Университет делился на факультеты. На подготовительном "артистическом" изучали "Семь свободных искусств", далее студенты выбирали юридический, медицинский, философский или богословский.

Занятия в университете назывались лекции - их читали профессора, лекции дополнялись диспутами.

В XIV веке появляются коллегии - бывшие студенческие общежития, ставшие самостоятельными центрами занятий. Распространенной эта сеть была в Англии.

Революцию в преподавании осуществило книгопечатания.


3. Библиотеки

К XII века книги хранились преимущественно в монастырских и кафедральных библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что иногда их приковывали цепью.

В ХИИ - XIV веке библиотеки появились при университетах, королевских дворах, в крупных сеньоров и духовных лиц, состоятельных горожан.

Читальные залы в ХV веке работали только в Сорбонне и библиотеках доминиканских монастырей.

Первые публичные библиотеки отрылись в ХV веке в больших городах, комплектовались из подаренных или переданных завещанию книг.


См.. также

  • средневековый университет

Литература

  • (Рус.) Земерова Татьяна Юрьевна Всемирная история. Практический справочник. - М.: ООО Певец Т. К., 2009. ISBN 978-966-2192-74-2
  • (Рус.) Крыжановский Олег Прокопович, Хирна Елена Олеговна История средних веков. Учебник для 7-го класса общеобразовательного учебного заведения. - М.: Орияна Новая, 2007. ISBN 978-966-2128-00-0