Надо Знать

добавить знаний



Сретение Господне



План:


Введение

Сретение Господне - 15 февраля (по григорианскому календарю, 2 февраля - за юлианскому) - христиане восточного обряда отмечают Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.


1. История праздника

Сретение отмечают на 40-й день после рождения Иисуса Христа. Торжественно отмечать его начали с конца V века. Отмечают его в память о том, как Святая Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм Иисуса Христа на 40-й день после его рождения. Закон описан в Ветхом Завете постановлял, что на 40-й день после рождения мальчика, а на 80-й - после рождения девочки, каждая мать должна принести святыни однолетнего агнца на цилопальну жертву, как знак признания над собой высшей Божьей власти и благодарности, и голубя - как жертву очищения от грехов. После этого женщина считалась очищенной. Согласно этому закону, со времени освобождения евреев из египетского плена, также каждое первое младенец мужского пола принадлежал Богу, и надо было приносить в храм на 40-й день после рождения. Пречистая Дева Мария, как Матерь Божия, не была обязана к обряду очищения, потому освятилась Христовым Рождеством. Но она все же в подчинении выполняет предписание закона и приносит в жертву двух горлиц ( Лк. 2:23-24).

Когда Дева Мария вместе с Иосифом принесла Иисуса в храм, их встретил там седой старик Симеон, который ждал встречи с Господом уже много лет. Согласно Евангелию от Луки, Симеон был праведником и от Духа Святого был предсказано, что он сможет умереть лишь тогда, когда увидит Иисуса Христа. То и осуществилось - Симеон мог получить теперь вечный покой. Перед смертью старец Симеон известил, что Младенец, которого ему наконец суждено было увидеть, выйдет "на служение спасения людей".

И Дух в храм. И как родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2:27-32)

Второй лицом, встретила Иисуса в храме была пророчица Анна, о чем также свидетельствует Евангелие от Луки:

Была также Анна пророчица, дочь Фануилова колена колена, она дожила до глубокой старости, прожив с мужем семь лет от девства своего, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, служа Богу день и ночь постами и молитвами. И она поступила, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. ( Лк. 2:35-38)

Совершив все по закону Господню, Мария и Иосиф вернулись в Вифлеем.


2. Бытовые традиции

В народном быту Сретенье (Стричення) издавна воспринимается, как встреча зимы с весной. Говорили, что "в этот день зима весну встречает, заморозить ее хочет, та же злодейка от своего хотения только потеет".

Крестьяне наблюдали в этот день немало земледельческих примет:

  • ясная и тихая погода предвещает хороший урожай и роение пчел;
  • ветер - плохой признак;
  • оттепель - жди поздней весны;
  • как на Сретение петух напьется воды из лужи, то жди еще стужи (как напьется петух воды, то наберется хозяин беды).

В этот день гадали, выставляя тарелку с зерном на ночь во двор (если утром роса - урожай, нет росы - плохой признак).

В церквях в этот день святят воду и свечи. Такие свечи называют "громичнимы", потому что их ставили перед образами во время грозы, чтобы защитить людей и скот от молнии.

Когда приходят из церкви в день Сретения, зажигают "громичну" свечу - "чтобы весеннее половодье не повредила посевы и чтоб мороз дерева не побил". От "громичнои" свечи и сам праздник Сретения называлось когда-то еще и "Громиця".

Освященную в этот день в церкви воду использовали против "сглаза". Ею кропили животных и людей в ответственные моменты жизни.


3. Народные верования

Освящение огня трансформировалось с принятием христианства в освящение свечей, которые называли громничнимы. Освящали их в церкви после освящения воды, там же зажигали и несли домой.

В течение года хранили такие свечи в углу, или вплетали в дидухи. Такие свечи, по поверьям, обладают исключительной силой и оберегают дом бури, ливня или смерча, поле - от буреламу или града, а членов семьи - от "злого глаза" и болезней. Когда приходят из церкви в день Сретения, зажигают "громичну" свечу - "чтобы весеннее половодье не повредила посевы и чтоб мороз дерева не побил". От "громичнои" свечи и сам праздник Сретения называлось когда-то еще и "Громиця".

Зажигали громничну свечу в следующих случаях:

  • когда над домом гуляет страшная непогода
  • когда возникали трудности при родах
  • когда в селе пожар, или катаклизм
  • когда человека схватит "черная болезнь" (эпилепсия)
  • как человек умирал, зажигали свечу, чтобы спокойно перейти ей в мир иной.

Также в этот день освящают воду. Сретенская воду собирали с сосулек и добавляли к обычной воде, по поверьям - такая вода целебная и лечит от многих напастей:

  • лечит раны и внутренние заболевания
  • избавляет от "злого глаза", ведьмы, вурдалака, от "сглаза"
  • ней кропили воинов перед боем и чумаков перед походом
  • пасечники окропляли ею ульи в начале сезона
  • а хозяева окропляли скот во время первого выгона на пастбище
  • окропляли конюшни и загоны от ведьм, чтобы "не высосали из коровы молока"

В народном быту Сретенье (Стричення) издавна воспринимается, как встреча зимы с весной. Говорили, что "в этот день зима весну встречает, заморозить ее хочет, та же злодейка от своего хотения только потеет".


Литература

  • Евангелие от Луки, 2, 22-35
  • Матвеева Н., Голобородько А. Святые и праздники Украины. Календарь церковных праздников и народных традиций. - М., 1995. - С. 51-52

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам