Надо Знать![]() | СтамбулПлан:
ВведениеСтамбул (Константинополь, старославянское Царьград, тур. İstanbul, дав.-гр. Κωνσταντινούπολις , лат. Constantinopolis ) - Крупнейший город Турции и Европы, пятый город мира по населению. Важный морской порт, крупный промышленный и культурный центр Турции (население 16 млн человек (2007)). Расположен на берегу Босфора, имеет большое международное историческое и культурное значение. 1. НазваниеСовременная турецкая название İstanbul ([istanbul] или разговорное [ɨstanbul]) была использована для описания этого города, в разных вариантах, еще в 10-м веке, оно было общим названием для города в нормальном турецком языке еще до завоевания 1453. Этимологически оно происходит от греческого выражения "Εἰς τὴν Πόλιν" [Istimbolin] или Эгейским диалектом "εἰς τὰν Πόλιν" [istambolin] (современная греческая "στην Πόλι" [stimboli]), что имеет значение в город, городом или нижний город (Сравни укр. Подол) [2] Первая известная название города - Лигос ( дав.-гр. Λυγγος ). В 667 г. до н.э, с образованием на его месте мегарской колонии, она получит название Византий ( дав.-гр. Βυζάντιον ), В честь предводителя колонистов Бизаса. В 196 г. римский император Септимий Север в честь своего сына переименовал город в Августу Антонину, но название не прижилось. В 330 г. Константин Великий, основав на месте Византия новую столицу империи, дал ей название Новый Рим (( дав.-гр. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma )). Это название до сих пор остается в титулатуре константинопольского патриарха, но в официальном употреблении ее быстро вытеснил название Константинополь ( дав.-гр. Κωνσταντινούπολις , лат. Constantinopolis ). Так город назвивалы всю византийскую и (хотя и значительно реже) османскую сутки. Турки, правда всегда именовали город Стамбулом, пусть даже и рядом с названием Константинополь. Поэтому с 1453 г. эта название стало первым. А с 1930 года - единственной. [3] 2. История
Первым человеческим поселением на месте Стамбула считают неолитическое поселок, который был расположен в районе современной станции стамбульского метро Еникапы. Оно датировано 6500 до н. е. Первый по времени памятник культуры на Анатолийском берегу Босфора - курган Фиартепе датируется 5500-3500 до н. е. Фракийские племена, заселившие берега Босфора конце II тысячелетия до н. е., построили поселения Семистра и Лигос (последнее на Дворцовом мысе, возле современного дворца Топкапы (1100 - 1000 гг до н. э)). В 685 г. до н.э. на мысе Мода (современный Кадикьой) греки с Мегары основали поселение Калхедон. В 667 году до нашей эры на месте фракийского Лигос мегарцам во главе с Бизасом (Бизант) был основан новый город. В честь предводителя колонистов оно получило имя Византий. В 512 - 478 году до н. е. Византий находился под властью Персии. После освобождения вошел в состав Афинской архе. В 411 - 409 и 405 - 389 гг до н. е. - временно находился под контролем Спарты, в 364 году до н.е. - Фив. В 357 году до н.е. окончательно выходит из подчинения Афинам. В 340 году до н.е. Византий осадил Филипп II Македонский, но город выстоял. В 227 году до н.е. город атаковали кельты ( Галаты), которые впоследствии поселились на северном берегу Золотого Рога. В 74 г. до н.е. Византий вошел в состав Римской республики. В 193 году город после трехлетней осады был захвачен Септимия Севера. Он приказал разрушить городские стены и лишить Византий всех льгот и привилегий. В 324 - 330 годах Константин Великий построил на месте Византия новую столицу Римской империи, которую впоследствии в честь императора стали именовать Константинополь. За время Константина в городе было возведено 30 дворцов и храмов, 4 тысячи крупных жилых домов, по полторы сотни бань и пекарен, 8 водопроводов, 2 театра, цирк и новый ипподром. В 395 году Римская империя окончательно распалась пополам. Константинополь становится столицей Восточной или Ромейской ( Византийской) империи. Во времена Феодосия II вокруг города строят новые стены. Наивысшего расцвета Византия достигла при императоре Юстиниана I ( 527 - 565). Он развернул в столице неслыханное по масштабам строительство. В 532 - 537 был построен собор Святой Софии - в те времена самый большой в мире христианский храм. В 625 - 626 Константинополь осаждали персы и авары. В 670, 674 - 678, 717 - 718 гг город штурмовали арабы, 705 года у стен столицы появились болгары, 860, 874, 944, 1043 на город нападали руси. После поражения под Манцикертом в 1071 году восточная граница империи отодвигается почти до предместий Константинополя. Алексей I Комнин был вынужден обратиться за помощью к крестоносцев. Однако появление в Иерусалимского королевства и активное продвижение на восток западных конкурентов - венецианцев, генуэзцев, пизанцы нанесли удар по экономике византийской столицы. Недовольный этим Андроник I Комнин в 1183 г. отменил привилегии итальянских торговцев и изгнал их за пределы империи. Венецианцы отомстили-при четвертого крестового похода западные рыцари сначала взяли Константинополь в осаде, а 13 апреля 1204 года получили город штурмом и разграбили. Константинополь был превращен в столицу нового государства, получившего название Латинская империя. Вернуть себе город грекам удалось лишь 15 июля 1261 года, когда жители открыли ворота перед обладателем Никейской империи Михаилом VIII Палеологом. ![]() Однако Палеолога не удалось остановить упадок Константинополя, его население сокращалось, особенно с тех пор, когда соседские султаны из династии Османов стали объединять под своей властью до того разрозненные турецкие княжества Малой Азии и постепенно захватывать византийские города и провинции. 29 мая 1453 года город был взят войсками османского султана Мехмеда Завоевателя и в 1457-58 стал столицей империи. Сами турки называли его на свой лад - Стамбул ( тур. İstanbul), однако официально город не переименовывали и даже в официальных документах фигурировала и название Константинополь ( тур. قسطنطينيه Konstantiniyye). Бесчеловечном город был быстро заселено. Большинство христианских церквей превращены в мечети. Построены дворец Эски-Сарай) и Топкапы, в центре города появился Большой базар. Во времена правления Сулеймана Великолепного в 1520 - 1566 годах город переживает новую "золотую эпоху". Главный архитектор Сулеймана Синан строит, в частности мечеть Шах-заде (окончена в 1548) и мечеть Сулеймание. Во времена Ахмеда I напротив Святой Софии строят Голубую мечеть ( 1609 - 1616). Осман II в 1622 г. решил перенести столицу на восток - к Дамаск или Алеппо, но был убит янычарами. Во времена султана Селима III ( 1789 - 1807) делаются первые попытки реформ ("Низам-и джедит"), продлены Махмуд II и Абдул-Меджид I ( "Танзимата"). В 1845 году в Стамбуле построен первый постоянный Галатский городов, в 1850 году по Босфора пошли пароходы. После победы в Крымской войне резиденцию султана переносят во дворец Долмабахче, построенного по европейскому образцу. 1868 открывается Галатасарайський лицей. 1870 - университет. В 1871 году в Стамбуле появляется первая трамвайная линия, в 1875 году - карликовая линия метро - Тюнель. В 1889 открывается железнодорожный вокзал. В 1908 г. вспыхнула Младотурецкой революцией. В 1914 г. "молодые турки" втянули империю в первую мировую войну на стороне Германии. После подписания Мудросского перемирия Стамбул был оккупирован английскими и французскими войсками. Власть султана ограничивалась стенами его дворца. В стране вспыхивает новая революция, которую возглавил ( Мустафа Кемаль). Столицей вновь Турецкой Республики становится Анкара, Стамбул окончательно теряет свой столичный статус. 28 марта 1930 года принят закон о почте 1930,, который запретил в официальных документах и почтовых отправлениях использовать название Константинополь. Единственным официальным названием города осталось наименование Стамбул. Первый Босфорский мост, стамбульский небоскреб amlıca Hill, в финансовом районе Левент в центре, Маслак финансовый район справа Начиная с конца 1940-х и начале 1950-х годов, Стамбул претерпел большие изменения: строились новые площади (например, площадь Таксим), бульвары и проспектов, иногда за счет сноса исторических зданий. Начиная с 1970-х годов, население Стамбуле начало быстро расти, поскольку люди из Анатолии мигрировали в города, ради трудоустройства на многочисленных новых заводах, которые строились на окраине. Это внезапное резкое увеличение городского населения увеличило спрос на жилищное строительство, и много раньше отдаленных сел и лесов стали частью Великого Стамбула. Незаконное строительство привело к тому что 65% зданий в Стамбуле строятся без должного планирования. [5] 3. География3.1. РасположениеСтамбул расположен в пагорбний местности на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Боспор, с юга омывается Мраморным морем. Основная часть города расположена в Европе, меньше в Азии. Европейская часть города разделяется бухтой Золотой Рог. Площадь города - 1 538, 77 км . 3.2. Климатические условияСтамбул расположен в зоне умеренного климата. Зима холодная и влажная. Температуры весной и осенью умеренные. Летом погода очень теплая и влажная. (Средняя температура в январе - от +3 до 9 C, в августе - от 18 до 28 C). Осадков - 870 мм в год. [6] Зимы дождевые, часто выпадает снег. С ноября по апрель выпадает снег, но он держится не более 4-5 дней. Град выпадает чаще, чем снег, и наиболее часто выпадает в течение осени и весенних месяцев. Грозы обычно случаются весенних i летом. Низкая температура (-16.1 C) была зафиксирована 15 февраля 1927 года. Высокая температура (40.5 C) была зафиксирована 12 августа 2000 года. [7] Больше всего осадков за день выпало 9 сентября 2009 года - (342 мм). Таблица среднемесячного распределения температур:
4. Городское управление и районы СтамбулаГородское управление осуществляет муниципалитет, избираемый на 4 года. Муниципалитет занимается вопросами местного бюджета, налогов и сборов, благоустройства и т.д. Стамбул делится на 33 административных района, названия которым часто дают от имени мечетей, находящихся в них, или от названий прилегающих к ним ворот городской стены. В свою очередь районы делятся на кварталы. 5. Районы и кварталы Стамбула
6. Транспорт6.1. АэропортыСтамбул имеет два международных аэропорта: самый это Международный аэропорт Ататюрк расположен районе в Йешилкьой (Сан Стефано) на Европейском стороне, в 24 км к западу от центра города. Когда он был построен, он расположен на западном краю столичной области, но сейчас лежит в пределах города. Меньший - Международный аэропорт Сабиха Гьокчен расположен вблизи Курткьой на Азиатском стороне у Стамбул Парк. Расположен примерно в 20 км к востоку от Азиатских кварталов и 45 км на восток от центра на Европейском стороне. 6.2. АвтомагистралиE80 и трансъевропейская автомагистраль (Trans European Motorway) (TEM) соединяющих Европу и Турцию. Сеть автомагистралей вокруг Стамбула быстро развивается и постоянно расширяется. Автострады также ведут на восток до Анкары и на запад к Эдирне. Имеются также две скоростные окружные трассы. Старше O1, в основном используется для внутреннего городского движения; новее, шоссе TEM, преимущественно используется при для междугородного или межконтинентального движения. Первый Босфорский мост на О1 и Мост Султана Мехмета на ТЕМ связывают между собой обе стороны Стамбула. 6.3. Морской транспортМорской транспорт имеет жизненную важность для Стамбула, поскольку город практически со всех сторон окружает море: Мраморное море, Золотой Рог, Босфор, Черное море. Многие жители Стамбула живут в на Азиатском стороне города, но работают на европейском. Знаменитые пригородные паромы формируют основу ежедневного перемещения между двумя частями города - и транспортируют в день больше, чем оба висячие мосты через Босфор. Пригородные паромы, рядом с катамаранами большой скорости Морской автобус (Seabus, Deniz Otobs), является ведущим связи между городом и Принцовимы островами. İDO (İstanbul Deniz Otobsleri - Стамбульский морской автобус) было основано в 1987 году, действует между европейской стороной - Паромный порт Еникапи, азиатской стороной - Паромный порт Пендик и некоторыми другими пристанями в Мраморном море. Автомобильные паромы из Еникапи соединяют с Бандирмою, Измир и другими городами на Эгейском побережье Турции. С Пендику автомобильные паромы направляются в Еникапи, Ялова, Бурсы и Анталии. ![]() Пассажирский паром Стамбульский порт - один из главных в стране. Старый порт на Золотом Роге используется для личной навигации. Порт Каракьой в Галати используется при для круизных кораблей. Регулярные круизные рейсы Каракьой и Еминьоню осуществляется в некоторые порты на Мраморном и Черном море. Еженедельное паромное сообщение с Одессой. Главный Стамбульский грузовой порт расположен в районе Гарем на Азиатском стороне города. Стамбул также несколько пристань для личной навигации, главные - Атакьой Марина на европейской стороне и Каламич Марина на Азиатском. 6.4. Железная![]() Вокзал Сиркеджы был открыт в 1890 как станция для Восточного Экспресса В 1883, Бельгийский предприниматель, Жорж Нагельмакерс начал использование железной Париж - Константинополь, используя пассажирский паром от Варны в Константинополь. В 1889, железная дорога, от Бухарест в Константинополь, была завершена, делая возможным поездку полностью суше. Маршрут известен как Восточный Экспресс, ставший известным благодаря работам Агаты Кристи и Грэма Грина. [11] Сегодня, Вокзал Сиркеджы Турецких государственных железных дорог (TCDD), который был изначально открыт как конечная остановка Восточного Экспресса, - конечная остановка всех линий на Европейской стороне и главный связующий узел Турецкой железной дороги с остальной Европой. Сейчас, международное сообщение обслужено железной соединяет Стамбул и Салоники, Греция, а также Босфорский Экспресс ежедневно курсируя между между Сиркеджы и Бухарестом. Отсюда же следуют поезда на Белград, Софию, Будапешт, Кишинев. С вокзала Хайдарпаша несколько раз в день двинутся поезда на Анкару, в другие города Анатолии также отсюда следуют поезда но не так часто. На данный между Азиатским и Европейским берегами курсирует железнодорожный паром, но по плану, в 2012 году, его заменит железнодорожный тоннель Мармарай, который будет также долей Стамбульского метро. Вокзал Хайдарпаша был открыт в 1908 году как вокзал для Багдадской и Хиджазькои железной. 6.5. Общественный транспорт6.5.1. Городской рельсовый транспорт6.5.1.1. Ностальгический трамвай![]() Исторический трамвай на Истикляль Авеню В конце 1990, исторический трамвай был восстановлен на Истикляль Авеню между Таксим и Тюнель, длина линии 1.6 км. 1 ноября 2003, другая ностальгическая линия (T3) трамвая была восстановлена на Анатолийском берегу Стамбула между Кадикьой и Мода. Эта линия имеет 10 остановок и длину 2.6 км. Путешествие занимает 21 минуту. 6.5.1.2. Современный трамвай
Быстрый трамвай (T1) начал перевозку пассажиров с 1992, имея европейскую ширину колеи, соединяющий Сиркеджи с Топкапи. Линия была продлена от Топкапи в Зейтинбурну в марте 1994, и от Сикерджы в Еминьоню в апреле 1996. 30 января 2005 линия была продлена от Еминьоню в Финдикли пересекая Золотой Рог по Галатской мосту впервые за 44 года. Завершающий этап линии до Кабатач будо открыто в июне 2006. Линия имеет 24 станции, длину 14 км. Первоначально обслуживалась 22 поездов легкого метро, производства ABB, которые сейчас переведены на другие линии; в то время на станциях были временные высокие платформы. Эти поезда были заменены заменены 55 вагонов Flexity Swift производства Bombardier Transportation в 2003 году. Продолжительность полной поездки 42 минуты. Ежедневная способность перевозки 155 000 человек. Стоимость проекта US $ 110 млн.
В сентябре 2006 года была открыта линия трамвая Т2 направляясь на запад от Зейтинбурну в BAĞCILAR. Линия обслуживается 14 вагонов легкого метро производства ABB. Станции имеют высокие платформы на уровне пола подвижного состава. 6.5.2. ФуникулерВ Стамбуле используются два подземных фуникулера разных по возрасту и стилю. Старейшая из них - Тюнель, первый в континентальной Европе метрополитен, вторая в мире после Лондон (возможно третий, если считать Бруклинский Туннель Атлантического авеню). Длина 573 м, высотный перепад 60 м, без промежуточных станций между Каракьой и площадью Тюнель. Работает непрерывно с 1875. Два поезда отправляются каждые 3.5 минуты, продолжительность поездки 1.5 минуты. 15 000 человек перевозимых ежедневно. Вторая линия фуникулера Кабатач-Таксим, открытая в июне 2006. Эта линия соединяет станцию морских автобусов и остановку трамвая Кабатач со станции метро на площади Таксим. Имеет длину 600 м высотный перепад 60 м, продолжительность поездки 110 секунд. 6.5.3. Легкое метроСтамбульский легкий метрополитен - состоит из двух линий. Первая линия (М1) начала работу 3 сентября 1989 между Аксарай и Карталтепе. Позже линию достроили до Международного Аэропорта Ататюрк. этот участок вступила в действие 20 декабря 2002. Вторая линия (T4) была открыта в 2007 между Едирнекапи и Мескида-и Салам. Лнии имеют 36 станций, из них 12 подземных, 3 эстакадные станции, длина 32 км. Линии полностью отделены от другого движения и не имеют пересечения на одном уровне с другими видами транспорта. Длина подземной части 10.2 км. обслуживается поездами построенными ABB в 1989. 6.5.4. МетроСтроительство современного подземного метрополитена в Стамбуле началось в 1992. Первая линия (M2) Taксим - 4-ый Левент и вошла в действие 16 сентября 2000 года. Длина линии 8.5 км, имеет 6 станций, выполнении однотипно, но в разных цветах. На данный работают 8 поездов, по 4 вагона в каждом. Интервал движения 5 минут, ежедневное перевозки 130 000 пассажиров. Продолжительность поездки 12 минут. Подземка способна противостоят землетрясения магнитудой 9 по шкале Рихтера. Северная ветвь четвёртом Левент - Маслак была открыта в январе 2009. Южная ветвь от Таксим в Еникапи, пересекает Золотой Рог мостом и далее направляется под старым городом в Чичкану, в случае полностью готова и как ожидается должна быть сдана в эксплуатацию в 2009 году. Участок будет иметь длину 5.4 км и четыре станции. В Еникапи должно быть гейт между пригородными поездами, Стамбульским метрополитеном и Стамбульским легким метрополитеном в 2012. На Азиатском стороне продолжается строительство линии от Кадикьой в Картал. 7. Образование и наукаСтамбул является научным центром Турции. В городе расположены три государственных университета - это Стамбульский университет, Стамбульский технический университет и Университет Богазичи, а также несколько частных университетов - Эдитепе, Мармара и др.. Также в Стамбуле находится Стамбульская академия экономики и торговли, Высшая техническая школа, Академия изящных искусств, Стамбульская консерватория и другие высшие учебные заведения. В городе действуют ряд научных обществ - Турецкое медицинское общество, Турецкое биологическое общество, Турецкое химическое общество. Крупнейшие библиотеки города - библиотека Стамбульского университета и библиотека Стамбульского технического университета, библиотека Сулеймание, библиотека Баязида. 8. Достопримечательности
Софийский собор, также Ая-София - одна из величайших памятников византийской архитектуры, которые сохранились доныне, символ "золотого века" Византийской империи и один из символов современного Стамбула. Собор расположен в историческом центре города в районе Султанахмет и сейчас действует как музей.
Голубая мечеть, или мечеть Султанахмет - первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов : четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив мечети Ая-София.
Мечеть Лалели - памятник исламской архитектуры в европейской части современного Стамбула, возведенное по проекту архитектора Мехмеда Тахира Ага в период 1760-1763 годов.
Музей Карие, он же - церковь Хора. По Византии это был замечательный императорский собор, украшенный десятками разновидностей мрамора. Здесь короновались византийские императоры, и неленивые гид поможет отыскать камень, где когда-то устанавливали трон, и вы постоите на месте коронации византийских царей. Мраморное обрамление выполнено так, что на стенах можно видеть цветы, всадников, монахов, фигуры сокола и быка и другие причудливые узоры. Но самое важное украшение храма - мозаичные изображения XI века, которые хорошо сохранились. Надвратная изображение Иисуса выполнен так, что если идти по полукругу, то кажется, что Христос провожает вас взглядом, смотрит глаза в глаза.
Построена на месте, где у латинян стоял храм Греков, церковь святой Ирины (миролюбивая, в переводе с древнегреческого), тоже один из древнейших памятников христианства, ведет родословную с 330 года. Так же, как и Святую Софию, перестраивал и украшал храм император Юстиниан. Значение храма подчеркивает тот факт, что в 381 году в его стенах состоялся второй Вселенский Собор. До XVIII века османы использовали церковь святой Ирины как склад оружия, а уже при Турецкой Республики ее превратили в Музей археологии и оружия. См.. также
9. Сноски
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |