Надо Знать![]() |
Источники ВведениеИгорь Федорович Стравинский (* 5 июня ( 17 июня) 1882, Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Ленинградской области, Россия - ? 6 апреля 1971, Нью-Йорк, похоронен в Венеции на острове Сан-Микеле) - русский композитор и дирижер украинского происхождения [1] [2]. Сын певца Федора Игнатьевича Стравинского. 1. БиографияРод Стравинских происходит с Волыни. [1]. Отец композитора, Федор Стравинский родом из Черниговской губернии, учился в Нежинском лицее, дебютировал в Киеве 1873 года, а с 1876 пел в Мариинском театре. 1.1. В Российской империиИгорь Стравинский родился в Ораниенбауме близ Санкт-Петербург. С детских лет учился игре на фортепиано у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1900-05 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1903-08 брал уроки композиции у Николая Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. 1905 женился на своей двоюродной сестре Екатерине Носенко, с которой имел двух сыновей (1907, 1910) и двух дочерей (1908, 1913). 1909 на премьере "Фейерверка" познакомился с импресарио Сергеем Дягилевым. Позже по его заказу написал ряд балетов, поставленных в "Русских сезонах" в Париже, в частности "Жар-птица" ( 1910), "Петрушка" ( 1911), "Весна священная" ( 1913), принесшие композитору мировую славу. 1.2. За пределами Российской империиС 1910 подолгу жил за границей. Из-за болезни жены с 1914 поселился в Швейцарии, а после начала первой мировой войны уже не возвращался на родину в течение более 50 лет. В Швейцарии значительной премьерой Стравинского стала "История солдата", поставленная под руководством Эрнста Ансерме. С 1920 года жил в Франции, где сотрудничал с производителем механических пианино Pleyel, сделал для этого инструмента ряд переложений собственных произведений. 1934 принял французское гражданство. С 1939 - в США (с 1945 - американское гражданство). Вел широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1962 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде. 2. СтильТворчество Стравинского отличается образно-стилистической разнообразием, однако подчиненной в каждый творческий период своей стержневой тенденции. В т. н. Русский период (1908 - начало 20-х гг), лучшими произведениями которого являются балеты ?Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", хореографические сцены ?Свадьба? (1917, окончательный вариант 1923) , Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагана, лубка. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с "театром представления?, закладываются основные элементы музыкального языка - "попевочный" тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т.д. В следующий, т. н. Неокласицистською период (до начала 1950-х гг) на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский обращался к различным стилевым моделям, осваивая приемы и средства европейской музыки барокко (опера-оратория "Царь Эдип", 1927), технику старинного полифонического искусства ("Симфония псалмов" для хора и оркестра, 1930) и др.. Названные сочинения, а также балет с пением "Пульчинелла" (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты ?Поцелуй феи" ( 1928), "Орфей" ( 1947), 2-я и 3-я симфонии ( 1940, 1945), опера "Похождения повесы" ( 1951) - не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создает современные по звучанию произведения). Поздний период творчества (с середины 1950-х гг) характеризуется преобладанием религиозной тематики (?Священное песнопение", 1956; "Заупокойные песнопения", 1966, и др.)., Усилением роли вокального элемента (слова), свободным использованием додекафонии техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (например, джазовые), внес много нового в метроритмическую организацию, оркестровое письмо, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 в. За свою творческую жизнь Игорь Стравинский отдал дань увлечению неоклассицизмом, авангардной музыкой, но в конце концов пришел к духовной. Переломным для него стал "Месса" (1948). 1956 завершены "Священные песнопения", 1966 - "Заупокойные песнопения". 3. Стравинский и УкраинаДля современной украинской музыкальной общественности актуальными являются исследования духовных связей Игоря Стравинского с украинской культурой. Значительную часть своих произведений Стравинский писал на украинской земле, а их источники находил в украинском фольклоре. Райским уголком своего творчества Стравинский называл городок Устилуг поблизости Владимира-Волынского. Он приезжал сюда к семье. Здесь встретил свою любовь, женщину, с которой соединил свою судьбу, - Екатерину Носенко. После женитьбы 1906 года Игорь Стравинский разработал проект, по которому на окраине Устилуг был построен его дом. Вместе с братом Гурием он заложил липовую аллею, которая и сегодня радует глаз посетителей музея композитора и воспитанников музыкальной школы, которая находится в его доме. Каждое лето с 1907 к началу Первой мировой войны композитор писал свои произведения Устилузи. В Устилуге Стравинский написал первое произведение - фантазию для оркестра "Фейерверк", которому посвятил полтора месяца напряженной работы. Всего же в Устилуге работал над 17 произведениями, среди которых "Жар-птица", "Петрушка" и широко известная "Весна священная". В 1994 году в Луцке впервые был проведен международный фестиваль "Стравинский и Украина", в программе которого были концерты, а также научная конференция, на которой едва ли не впервые в Украине рассматривался вопрос духовной связи Игоря Стравинского с украинской культурой. В 2005 был проведен второй, а в 2006 - третий международный фестиваль. В июне 2010 года в Луцке и Устилуге проходил уже VII музыкальный фестиваль "Стравинский и Украина". В 2011 году этот фестиваль состоялся восьмой раз. В 1990 году в г. Устилуг Волынской области открыт первый в мире музей выдающегося композитора. 4. Список произведений4.1. Балеты
4.2. Оперы
4.3. Оркестровые произведения
4.4. Фортепианные произведения
4.5. Камерные произведения
4.6. Хоровые произведения
4.7. Вокальные произведения
Литература
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |