Надо Знать

добавить знаний



Стратегический бомбардировщик



План:


Введение

Стратегический бомбардировщик Ту-160 Воздушных сил Украины.

Стратегический бомбардировщик - военный самолет, предназначенный для бомбардировки значимых объектов противника с целью подрыва его военной и промышленной мощи. В отличие от фронтовых бомбардировщиков, задача которых - уничтожение личного состава и военной техники противника непосредственно на поле боя, стратегические бомбардировщики должны уничтожать промышленные предприятия, электростанции, объекты инфраструктуры (железнодорожные и автомобильные дороги, мосты) и др., а также целые населенные пункты. В узком понимании термина в стратегических бомбардировщиков относят лишь сравнительно современные самолеты, способные применять ядерное оружие и совершать межконтинентальные вылеты. В более общем смысле стратегическими бомбардировщиками называют некоторые бомбардировщики периода Второй Мировой войны и даже отдельные самолеты более ранних периодов, которые отличались среди своих современников большим радиусом действия и высокой грузоподъемностью (бомбовой нагрузкой).


1. История

1.1. Вторая Мировая война

Бомбардировщик В-29 в полете.

Бомбовые удары по стратегическим объектам противника как отдельное задание ВВС начали широко применяться в период Второй Мировой войны. Такие задачи выполнялось самолетами по современной классификации относятся к тяжелым бомбардировщикам дальней действий и даже средних бомбардировщиков. Наиболее широко стратегические бомбардировки применялись военно-воздушными силами Великобритании и США. Соответственно, именно этими странами были разработаны и построены наиболее пригодны для стратегических бомбардировок самолеты того времени - британский Avro Lancaster и американский В-29, которые имели возможность переносить соответственно 10 и 9 тонн бомб. Самой операцией стратегической авиации во время Второй Мировой войны стало Ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, проведенное американской авиацией с самолетов В-29.


1.2. Холодная война

Результаты бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ярко продемонстрировали важность развития стратегической авиации для повышения военной мощи государств в послевоенный период. В начале "Холодной войны" бомбардировщики оказались единственными носителями ядерного оружия, что вызвало бурное развитие тяжелой бомбардировочной авиации и массовое появление новых проектов бомбардировщиков. Советский Союз, который в то время не имел собственных разработок в области стратегической авиации, пошел по пути копирования американского В-29. Созданный таким образом Ту-4 впервые поднялся в небо в мае 1947 года, т.е. почти через год после первого полета конвейра B-36, нового американского стратегического бомбардировщика, который имел бомбовую нагрузку более 32,5 тонны и был способен совершать межконтинентальные перелеты.

Советский стратегический бомбардировщик Ту-16 в полете.

Дальнейшее развитие стратегической авиации проходил ускоренными темпами. В середине 1950-х в США начался серийный выпуск бомбардировщиков B-52, а в Советском Союзе - реактивного Ту-16 и турбовинтового Ту-95. Эти самолеты стали наиболее массовыми стратегическими бомбардировщиками в истории, причем Ту-16 были сняты с боевых дежурств лишь в 1990-х, а Ту-95 и B-52 продолжают составлять основу стратегических авиационных подразделений соответственно Российской Федерации и США и сейчас, более полувека с начала серийного выпуска этих моделей.

Развитие новейших технологий и совершенствованием систем ПВО обусловило с одной стороны возможность, а с другой - необходимость разработки новых стратегических бомбардировщиков. В результате в течение 1970-х и 1980-х годов появились новые модели, которые имеют сверхзвуковую скорость и повышенную высоту полета, - советские Ту-22М и Ту-160, американские B-1 и B-2.

В течение холодной войны главной функцией стратегической авиации оставалось сдерживание - то есть обеспечения тотального военного ответа в случае нанесения одной супердержавой удар по территории другой. В рамках этой функции стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту несли дежурство на аэродромах и авиабазах. Кроме этого подразделения стратегической авиации ограниченно применялись в локальных вооруженных конфликтах периода холодной войны. В частности, американские B-52 достаточно широко использовались в ходе Вьетнамской войны, советские Ту-16 и Ту-22М ограничено использовались в течение интервенции Советского Союза в Афганистан.


1.3. Современность

Американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit.

После распада СССР и формального окончания холодной войны важность стратегической авиации несколько снизилась, хотя стратегические бомбардировщики использовались в ряде локальных вооруженных конфликтов, в частности, американскими войсками в ходе войны в Ираке и войны НАТО в Югославии. Российские вооруженные силы применяли стратегические бомбардировщики во время российско-грузинской войны 2008 года в результате конфликта среди официально признанных российской стороной потерь значится один стратегический бомбардировщик (Ту-22М).

Ухудшение отношений между Российской Федерацией и США после ряда шагов американской дипломатии, направленных на реализацию планов размещения элементов своей системы ПРО в Европе, а также после российско-грузинской войны, вернуло стратегической авиации важность с точки зрения демонстрации военной мощи. В сентябре 2008 года два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 прибыли на воздушную базу Либертадор в Венесуэле для участия в совместных российско-венесуэльских военно-морских учениях Карибском море. По сообщениям российских официальных источников самолеты не имели на борту ядерного оружия, однако факт их прибытия в регион однозначно трактовался как демонстрация военного потенциала Российской Федерации и одновременно наличия у него союзников в Западном полушарии, в непосредственной близости от территории США. Президент Венесуэлы Уго Чавес открыто заявил, что российские самолеты прибыли в его страну чтобы "позлить прислужников янки" [1].

Существующая геополитическая ситуация заставляет как США, так и Российскую Федерацию искать возможности модернизации собственных подразделений стратегической авиации, в значительной степени укомплектованные морально устаревшими самолетами. Соответствующим оборонной программе США предполагается заменить существующие B-52 поздними самолетами в 2030 году. Российская Федерация планирует к 2015 году осуществить разработку нового стратегического бомбардировщика в рамках проекта ПАК ДА (на основе Ту-160).

Кроме США и Российской Федерации, стран, имеющих стратегическую авиацию, относят Китай (имеет 120 самолетов H-6 - выпущенных по лицензии копий Ту-16) Францию ​​(стратегические задачи могут выполнять истребители-бомбардировщики Мираж 2000N), а также Индию (по данным американских аналитиков в рамках расширения сотрудничества в военной сфере получила от Российской Федерации в аренду 4 самолета Ту-22 [2]).


2. Стратегические бомбардировщики в Украине

На момент распада СССР на территории Украины базировалось 4 полки стратегической и дальней бомбардировочной авиации: в Прилуках (19 самолетов Ту-160), Узине (24 самолета Ту-95), в Полтаве и Стрый (2 полки Ту-22М общим количеством 46 самолетов) [3]. После распада Советского Союза все эти самолеты перешли в состав Воздушных Сил Украины.

Наличие стратегических бомбардировщиков в составе ВВС не соответствовала международным обязательствам страны по безъядерного статуса Украины. На выполнение достигнутых летом 1999 года договоренностей в 2000 году восемь Ту-160 и три Ту-95 были переданы Российской Федерации в счет погашения задолженности Украины за полученные энергоносители [3]. Остальные стратегических и дальних бомбардировщиков ВВС Украины были утилизированы. Последний такой самолет, которым стал Ту-22М, был превращен в груду металлолома 27 января 2006 на полтавском военном аэродроме [4].


См.. также

Примечания

  1. Российские стратегические бомбардировщики в Венесуэле. - www.radiosvoboda.org/content/Article/1199335.html - Радио Свобода.
  2. Paul, TV; Wirtz, James J.; Fortmann, Michael. Balance of power: theory and practice in the 21st century - books.google.com / books? id = 9jy28vBqscQC & pg = PA332, Stanford University Press, 2004, p. 332. ISBN 0-8047-5017-3 (Англ.)
  3. а б От "Ильи Муромца" до Ту-160. - www.take-off.ru/asp/page000047 - журнал "Взлет", № 2/2005 (стр. 50-56). (Рус.)
  4. Последний стратегический бомбардировщик Украине превратили в груду металлолома. - www.uatoday.net/rus/news/polit/167857 - Проект "Украина сегодня", 28 января 2006 года.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам