Стресс (медицина)

Стресс (от англ. stress - Напряжение, давление) - неспецифическая реакция организма на очень сильное воздействие (раздражитель) внешне, превышающем норму, а также ответная реакция нервной системы.

Термин "стресс" в физиологию и психологию впервые ввел в 1932 году Уолтер Брэдфорд Кэннон (англ. Walter Bradford Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции "бороться или бежать" (англ. fight-or-flight response) [1]. Довольно часто авторство срока передают известном канадский физиолог Ганс Селье, однако использовать само понятие стресс он начал лишь в 1946 году для объяснения общей адаптационной напряжения.


1. Адаптация

За последние годы слишком вырос темп жизни. Вместе с этим увеличилось психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека в соответствии с индивидуальными особенностями психики и типа высшей нервной деятельности. Каждая человек пытается успеть адаптироваться к современного технического прогресса, информационной перегрузки, социальных, политических, экологических условий.

Адаптация - это биологическая функция стресса. Есть стресс, как особый психо-физиологическое состояние, обеспечивает защиту организма от угрожающих и разрушающих воздействий, как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включилась в определенную деятельность, направленную на противодействие опасным для него воздействиям. При этом в организме развивается функциональное состояние, которое характеризуется комплексом реакций нервной, гормональной и других систем организма. Таким образом, стресс - это нормальная реакция здорового человека, защитный механизм биологической системы. Но способность к адаптации не безгранична. В том случае, когда интенсивность воздействия и продолжительность превышают функциональные возможности противодействия организма человека, когда влияние имеет резко негативный характер, такое состояние называется дистресс.


2. Физиологические изменения в организме в ответ на действие стрессоров

В процессе эволюции при столкновении организма с трудностями, было доказано, что он производит следующие основные типы реагирования: активный - это борьба; пассивный - это бегство; компромиссный - это терпение. Независимо от того, какой тип реагирования выберет организм, первая реакция будет однотипным - мобилизация функциональных возможностей для преодоления слишком высоких потребностей. Происхождение стрессовых факторов (стрессоров) может быть разнообразным. Это физические, химические, тепловые, социальные, психические факторы. Напряжение, усталость, боль, унижение, потеря крови, длительная физическая или умственная работа, бессонница, внезапное успех, однако, независимо от того положительные факторы действуют или отрицательные, ответ организма будет одинаковой. Стресс не всегда является результатом нарушения. Любая нормальная деятельность - игра в шахматы, эмоциональные объятия, приобретение щенка, могут обусловить развитие состояния стресса, не оказывая организму вред.

После воздействия на организм стрессового раздражителя активизируется функция гипофиза. Он начинает в повышенном количестве выделять адренокортикотропный гормон, который в свою очередь стимулирует деятельность коры надпочечников. Те же начинают вырабатывать больше гормонов, в частности кортикостероидов. Кортикостероиды стимулируют механизмы, благодаря которым организм приспосабливается (адаптируется) к новым условиям.


2.1. Виды стресса

Физиологический стресс связан с объективными изменениями условий жизнедеятельности человека. Стрессорами при этом могут быть микроклимат, радиация, шум, вибрация, природные стихийные бедствия ( землетрясение, паводок, извержение вулкана) и даже затопления вашей квартиры соседями. Психоэмоциональное стресс возникает из личной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает согласно своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личных характеристик, социального статуса, ролевого поведения, возраста, воспитанности, жизненного опыта. Скажем, кража кошелька, для одного станет стимулом быть внимательнее, сконцентрированным, больше поработать, чтобы вернуть утраченное. А другой наоборот охватит апатия, ощущение своей никчемности и постоянного невезения. Полное отсутствие состояния стресса при воздействии возбуждающих факторов означает смерть. Способность организма к адаптации постепенно утрачивается.


2.2. Стадии стресса

Три стадии развития стрессовой ситуации

Г. Селье доказал, что в развитии стрессовой реакции можно выделить три стадии:

1) Стадия тревоги - характеризуется уменьшением размеров вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов, что связано с активацией глюкокортикоидов.

2) Стадия резистентности - развивается гипертрофия коры надпочечников со стойким повышением секреции кортикостероидов и адреналина. Они увеличивают количество циркулирующей крови, повышают артериальное давление, усиливается образование печенью гликогена. В этой стадии обычно повышается устойчивость и противодействие организма к чрезвычайным раздражителям. У человека на этой стадии активизируется умственная и мышечная деятельность, мобилизуется воля и желание преодолеть необычные обстоятельства или чрезвычайной ситуации. Как действие стрессору на этой стадии прекращается или становится маленькой силы, изменения, которые он вызвал, постепенно нормализуются.

3) Стадия истощения. Однако, если воздействие патогенного фактора не прекращается, он продолжает быть слишком сильным и продолжительным, развивается стойкое истощению коры надпочечников. Опять появляются реакции тревожности. Эти процессы являются не обратимыми и заканчиваются гибелью организма (смертью).


3. Заболевания, вызванные стрессом

3.1. Соматические болезни

Хотя синдром адаптации имеет защитный и приспособительный характер, в некоторых случаях ответная реакция организма может оказаться не адекватной условиям, которые ее вызвали. Она может быть сильнее чем надо, слишком слабой или искаженной. И тогда эта реакция становится причиной последующих патологических изменений в организме. Эти патологические изменения Г. Селье назвал "болезнями адаптации". Решающее значение имеют не столько сильные но редкие волнения, сколько неприятности, которые действуют постоянно день в день. Они незаметно подтачивают силы человека и вызывают хронические патологические процессы.

Ишемическая болезнь сердца. Наиболее распространенным расстройством сердечно-сосудистой системы, возникающее в результате частого психоэмоционального возбуждения является ишемическая болезнь сердца и атеросклероз. В процессе действия стрессора активизируется гипофиз, гипоталамус, надпочечники, выделяется адреналин. В результате повышается пульс, артериальное давление, дыхания. В крови увеличивается уровень жироподобных веществ - липидов. Если организм не тратит их за счет мышечных усилий, жир откладывается на внутренней поверхности стенки сосудов. Впоследствии там образуется соединительная ткань, накапливается кальций. На этих участках сужается просвет сосудов, ухудшается их упругость, развивается атеросклероз, а впоследствии и ишемическая болезнь.

Артериальная гипертензия или гипертоническая болезнь возникает в результате нарушения тонуса сосудов, который регулируется нервной системой. Если человека постоянно сталкивается с ситуациями при которых повышается психоемоцийне напряжение, тонус сосудов все время остается высоким, патологическим по повседневных потребностей организма. Это приводит к повышению артериального давления.

Язвенная болезнь. Постоянные расстройства нервной системы играют определенную роль, а в некоторых случаях и ведущую в возникновении заболеваний ЖКТ, таких как гастрит и язва желудка и 12-перстной кишки. В нормальных условиях желудочный сок действует только на пища, которая попадает в желудок. Во время стресса, в результате возбуждения нервной системы, желудочный сок начинает выделяться независимо от того есть в желудке что переваривать или нет. Он нарушает целостность (розидае) слизистую оболочку желудка и 12-перстной кишки. Когда это продолжается длительное время, на ней возникают эрозии, а впоследствии и язвы.

Также следует сказать, что долговременный стресс значительно ухудшает функции и возможности иммунной системы. А при снижении иммунитета у человека чаще обостряются хронические болезни, труднее протекают воспалительные, бактериальные, вирусные и другие заболевания.


3.2. Психические болезни

К психоэмоциональным последствий стресса можно отнести депрессию, "Синдром хронической усталости", неврозы, в частности истерию и психостению. Синдром хронической усталости можно наблюдать не в каждой второй работающего человека. Это связано с достаточно большими требованиями на работе, часто не выполнением работодателем норм трудового кодекса, вследствие этого уменьшение времени отдыха у рабочего, недоразумения в семье. Далее бессонница, постоянная напряженность, раздражительность. Без надлежащей коррекции такого состояния может начаться депрессия, которая в свою очередь является стрессом для организма. И чтобы розиваты это "порочный круг" наверняка придется обратиться к врачу специалисту.

Неврозы развиваются чаще у людей, которых по типу темперамента можно отнести к холериков и меланхолик. Истерия - результат слабого типа нервной системы. Она характеризуется преобладанием эмоциональных реакций, близких к безусловных рефлексов. Т.е. процессы возбуждения резко преобладают над процессами торможения. В таком состоянии человек путает вымышленное с действительным, теряет критическое отношение к своему окружению, становится очень нервным, оскорбительной. Психостения проявляется в недоверии к своим способностям, памяти, снижении самооценки, преувеличении своих вымышленных страданий. Эти проявления имеют слишком навязчивый характер.

Стресс играет большую роль в этиологии синдрома Скумину, которой получает развитие в четвертой части пациентов после протезирование клапанного аппарата сердца и проявляется в виде навязчивых сомнений в надежности имплантатов, неоправданным страхом их поломки, устойчивым негативным отношением к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, специфическим расстройством сна, чувством тревоги, растерянности, депрессивным фоном настроения.


4. Стресс и нервные процессы

4.1. Ориентировочный рефлекс

Каждому известно ощущение, которое возникает при ожидании нового необычного раздражителя. У человека обостряется слух, внимание, напрягаются мышцы. В физиологии такая реакция называется ориентировочным рефлексом. Если раздражитель, который вызвал ориентировочный рефлекс является вредным для организма, это может привести к стрессу. Примером может служить аварийная ситуация на дороге. Водитель концентрируется, напрягается, чтобы избежать аварии, но она все же случается. Вследствие этого - стресс.

Если стрессовая ситуация решается положительно, организм тренируется, обостряется внимание, воля. В энергичных и уверенных в себе людей любые трудности вызывают энтузиазм и успешно преодолеваются. Напротив, у людей со слабой волей жизненные препятствия разрушают ориентировочный рефлекс, что делает их не решительными и беспомощными.


4.2. Состояние аффекта

При действии очень сильного и длительного раздражителя на нервную систему, процесс возбуждения может охватить нервные клетки головного мозга. В таком состоянии тормозные рефлексы не срабатывают и человек полностью теряет контроль над своими действиями. Такое состояние организма называется - состояние аффекта. Много уголовных преступлений совершается именно в состоянии аффекта.

5. Способы борьбы со стрессом

Большинство из нас уже настолько привыкла к психической и мышечной перенапряжения, воспринимает ее как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Стрессы являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно.

5.1. Признаки и причины стрессового напряжения

Важно знать какие события и в каких случаях является стрессогенными именно для вас - это поможет смягчить негативные последствия. Также важно научиться выявлять у себя признаки стрессового напряжения и переводить эти сигналы из сферы чувств (эмоциональной) в сферу разума (рациональную) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения: 1) Невозможность сосредоточиться на чем-либо, 2) Слишком частые ошибки в работе; 3) Ухудшение памяти 4) Постоянное чувство усталости; 5) Очень быстрая речь; 6) Мысли исчезают, 7) Беспричинные боли в голове, спине, желудке, 8) Работа не предоставляет прежнего удовольствия, 9) Потеря чувства юмора 10) Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет; 11) Страсть к алкогольным напиткам; 12) Постоянное чувство голода или наоборот потеря аппетита.

Если у вас присутствуют некоторые из перечисленных основных признаков стресса, попробуйте найти его причину. Причины стрессового напряжения: 1) Гораздо чаще вам приходится делать не то, что бы хотелось, 2) Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать; 3) Вы постоянно хотите спать; 4) Вы видите слишком много цветных снов, особенно когда очень устали в день; 5) Вы очень много курите и / или потребляете больше чем обычно алкогольных напитков; 6) Вам почти ничего не нравится, 7) У вас постоянные конфликты, как дома, так и на работе; 8) Чувствуете неудовлетворенность жизнью и жить вообще не хочется; 9) Появляется комплекс неполноценности; 10) Вам не с кем поговорить о своей проблеме, никто вас не понимает; 11) Вы не чувствуете уважения к себе. 12) У вас есть какое-то хроническое заболевание или постоянно беспокоит боль; 13) Вы не удовлетворены своей личной и сексуальной жизнью.


5.2. Методы самопомощи

Обязательным является налаживание режима работы и отдыха. Отдыхать нужно активно, занимаясь любимым делом. Это может быть рыбалка, туристический поход, плавание, работа на дачном участке. Сон должен длиться не менее восьми - девяти часов. Полезно придерживаться определенной диеты по возрасту, полу, имеющимися болезнями вместе с тем с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов. К специфическим методам можно отнести: Релаксацию - метод с помощью которого можно частично или полностью избавиться физической и психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. человек должен четко знать для чего ему это нужно. Концентрация - предусматривает выполнение специальных упражнений на сосредоточение, внимания. Ауторегуляции дыхания - сознательно управляя дыханием, человек должен использовать его для успокоения, снятия напряжения, как м "мышечной, так и психической. Аутогенная тренировка - это влияние определенных умственных установок человека на изменение собственных представлений, переживаний, ощущений и других психических процессов, а также на состояние отдельных систем организма с конкретной целью. То есть, другими словами, аутогенная тренировка это психофизиологическая саморегуляция без врача.


5.3. Профессиональная помощь

Профессиональную помощь при стрессе и его последствиях может предоставить психолог, психотерапевт, а в тяжелых запущенных случаях - психиатр. При необходимости врач назначит антидипресанты, зоспокийливи препараты, снотворные, адаптогены, корректоры имунной системы, лекарства для улучшения аппетита. Эффективны гипноз, физиотерапевтические процедуры - гимнастика, ванны, электросон, фитотерапия.


6. Методы профилактики стресса

Образ жизни - это повседневная жизнь человека с раннего утра до позднего вечера, еженедельно, ежемесячно, ежегодно. Составными частями активного и релаксационного образа жизни есть и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха, и взаимоотношения с окружающей средой и окружающими, и реакция на стресс. Именно от человека зависит каким будет ее образ жизни - активным, продуктивным, здоровым или пассивным и бессмысленным. Вообще можно выделить несколько основных методов профилактики стресса. Это релаксация и аутогенная тренировка, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса и протистресовий стиль жизни, который в себя включает:

? Отстаивание своих прав и потребностей, установление низкостресових отношений взаимного уважения; тщательное отбора друзей и завязывания видновин, которые являются ободряющими и спокойными.

? Участие в интересной, благодарной работе, которая обречена на настоящую вознаграждение. Сохранение стимулирующего рабочей нагрузки, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами отдыха.

? Уравнивание опасных событий полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

? Сохранение хорошей физической формы, хорошее питание, жидкое употребления алкоголя и табака.

? Расходование энергии на виды деятельности, которые в целом приносят чувство удовлетворения (работа, общественная деятельность, отдых, культурные мероприятия, семья, близкие друзья, при необходимости, в одиночестве).

? Нахождение удовольствие в простой деятельности - созерцание восхода солнца, цветущих цветов, поверхности моря, приготовления вкусного блюда, игра с ребенком.

? Наслаждение полным и кипучим сексуальной жизнью, прямо выражая свой "сексуальный аппетит".

? Наслаждение жизнью в целом, возможность смеяться над собой, иметь хорошо развитое чувство юмора.

? Способность выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания.

? Эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций.


Примечания

  1. Cannon, WB, The wisdom of the body. New York: WW Norton, 1932.

Источники

  • Мурза В. П. Фізична реабілітація. Учебное пособие. - Київ: "Олан", 2004. - 559 с.
  • Нестеровский Е. Б. Что такое аутотренинг. - М.: Знание, 1984. - 96 с.
  • Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов/ Под редакцией А. Д. Адо, М. А. Адо, В. И. Пыцкого, Г. В. Порядина, Ю. А. Владимирова. - М.: Триада-Х, 2002. - 616 с.
  • Скумин В.А. Искусство психотренинга и здоровье. ? Харьков, 1993. ? 32 с. ISBN 5-86389-002-9
  • Скумин В.А., Бобина Л.А. Пропедевтика культуры здоровья - biblus.ru/Default.aspx?book=8q16a06a0. Новочебоксарск: Терос, 1994. ? 192 с. ISBN 5-88167-002-7
  • Скумин В.А. Культура здоровья. Избранные лекции - biblus.ru/Default.aspx?book=1b099j27h5. ? Чебоксары, 2002. ? 264 с. ISBN 5-88167-019-1
  • Филатов А.Т., Скумин В.А. Психопрофилактика и психотерапия в кардиохирургии - biblus.ru/Default.aspx?book=286m15k7. ? Киев: Здоров'я, 1985. ? 72 с. (Б?ка практ. врача).
  • Филиппов М. М. Психология функциональных состояний: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.