Надо Знать

добавить знаний



Стругацкие Аркадий и Борис



План:


Введение


Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович ( 28 августа 1925, Батуми - 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович ( 15 апреля 1933, Ленинград), выдающиеся советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики. Лидеры фантастики в СССР, наиболее известные советские фантасты на Западе.


1. Биография

1.1. 1925-1956

Аркадий Натанович родился 28 августа 1925 года в Батуми, Грузия. Борис Натанович родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург, Россия), куда семья Стругацких переехала сразу после рождения Аркадия.

После начала Второй мировой Аркадия Стругацкого вместе с отцом был эвакуирован в г. Ташла у Чкалова (теперь - Оренбург), впоследствии к ним присоединились мать вместе с братом Борисом.

Аркадия был призван в ряды Советской армии, учебы он проходил в Актюбинской артиллерийском училище, откуда 1943 года его отправили в Московский военный институт иностранных языков, который он закончил с дипломом переводчика японского языка. До 1955 года Аркадий продолжал службу в Советской армии, преимущественно, на Дальнем Востоке. После демобилизации переехал жить в Москвы, работал в издательствах "Детгиз" и "Гослитиздат" (был редактором первых научно-фантастических книг С. Гансовського, А. Громовой, Е. Войскунського, И. Лукодьянова и других авторов советской научной фантастики, редактировал сборник "Мир приключений").

Борис Натанович Стругацкий после окончания войны вернулся в Ленинград, где окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета. Работал на Пулковской обсерватории.


1.2. 1956-1962

Собственную литературную карьеру Аркадий Стругацкий начал первым, напечатав 1956 года в соавторстве с Л. Петровым нефантастичну повесть "Пепел Бикини" ("Пепел Бикини"), посвященную испытанию первой водородной бомбы на атолле Бикини. По выражению польского литературоведа и исследователя творчества братьев Стругацких Войцеха Кайтоха, первая повесть была "типичным для того времени примером" антиимпериалистической прозы "" [1]. Уже с начала 60-х Аркадий активно занимается переводами (под собственным именем и под псевдонимом С.Бережков): наиболее известные переводы с японского Акутагавы Рюносуке, Кобо Абэ, классических произведений 15-16 века, а также переводы с английского Джона Виндема, Айзека Азимова и др..

1958 года в журнале "Техника - молодежь" была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ "Извне" ("извне"), которое позже было переделано в одноименную повесть. Так возник творческий тандем, который будет существовать до самой смерти Аркадия Стругацкого.

1959 выходит повесть "Страна багровых туч" ("Страна багровых туч"), которую связывали общие герои со следующими повестями "Путь на Амальтею" ("Путь на Амальтею", 1960), "Стажеры" ("Стажёры", 1962 ), а также рассказами первого сборника братьев Стругацких "Шесть спичек" ("Шесть спичек", 1960) и которые положили начало циклу произведений о "Мир Полудня".

Уже первые литературные работы братьев Стругацких, несмотря на их соответствие принципам "Социалистического реализма", значительно отличались от тогдашних образцов фантастики. Больше психологизм, "несхематичнисть" персонажей, смелые научные и социальные идеи, юмор, общий высокий художественный уровень выгодно отличали эти произведения от других фантастических произведений тех времен. Именно в первых рассказах братья Стругацкие впервые удачно испытали метод построения собственного целостного мира будущего - это была первая подобная попытка в советской фантастике. В отличие от аналогичных масштабных построений Роберта Хайнлайна, Урсулы Ле Гуин, Пола Андерсона, Ларри Нивена и др.. будущее Стругацких не имело четкой хронологической схемы, оно выстраивалось постепенно через "сквозных" персонажей, которые дрейфовали из книги в книгу иногда как полноценные герои, иногда эпизодически, чтобы впоследствии такие фрагменты выстраивались в яркую, внутренне логическую и органическую мозаику - мир "Полудня ХХИИ века ".

Програмним твором цього раннього періоду стала повість "Повернення (Полудень, ХХІІ століття)" ("Возвращение (Полдень, 22-й век)", 1962), в якій намальовано захоплюючу перспективу майбутного людства, представники якого ? світлі, розумні люди, завзяті дослідники космосу, шукачі, творчі особистості.

Эта повесть отмечает собой окончание первого, довольно романтического этапа творчества братьев Стругацких, по которому начался период значительной литературной эволюции, движение к более сложным социальных и философских идей.


1.3. 1962-1968

Уже в следующей повести, сюжетно связанной с попередними, "Далекая радуга" ("Далёкая Радуга", 1963) мы видим новый творческий почерк братьев Стругацких. Вместо идеалистических картин будущего - катастрофа на далекой планете в результате непродуманных научных экспериментов. Именно в этом произведении на передний план выходит одна из главных тем всей дальнейшего творчества Стругацких - тяжелый нравственный выбор человека, который вынужден выбирать между плохим и очень плохим. В этой же повести впервые сказывается проблема, которая будет занимать авторов в последующих произведениях и которая свидетельствует о появлении сложных построений в произведениях: что делать и как чувствовать себя в новой светлой реальности Полудня люди, лишенные творческого начала. Существенный разрыв между молниеносным научным прогрессом и инертной человеческим сознанием, очень медленно и неохотно меняется, вечный конфликт между авангардом человечества, "желает странного", и безграничной серой массой мы находим в повести "Попытка убежать" ("Попытка к бегству", 1962 ). Эту тему Стругацкие еще подробнее разрабатывают в следующем, во многом программном произведении - "Трудно быть богом" ("Трудно быть богом", 1964). В повести "Хищные вещи века" ("Хищные вещи века", 1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуя гротексну модель будущего общества потребления - таким, каким может стать мир, если двигаться за тенденциями середины 60-х. Композиционно это произведение, по словам Войцеха Кайтоха, стал "специфически советской антиутопией", первой в советской литературе "антиутопией в утопии" [1].

Параллельно Стругацкие пишут низкую произведений, которые не укладывались в пределы стандартных на то время жанров и выходили за тематику "Мира Полудня": полной юмора и оптимизма сказку для младших научных сотрудников "Понедельник начинается в субботу" ("Понедельник начинается в субботу", 1965) и ее продолжение - повесть "Сказка о Тройке" ("сказкой о тройке", 1968), где легкий юмор меняется жесткой сатирой на бюрократический казарменный социализм. Выход даже урезанного, отцензурированные варианта "Сказки" имел быстрые и непосредственные последствия для авторов. Это произведение попал под запрет, а иркутский журнал "Ангара", которую он имел неосторожность напечатать, прекратил свое существование. "Сказка о Тройке" обозначила новый этап в творчестве братьев Стругацких - период почти полного исчезновения с официальной литературы, переход в статус писателей самиздата, или, точнее, самодруку, поскольку их произведения теперь циркулируют среди интеллигенции в виде принтерных распечаток.

Официальная же критика Стругацких обостряется, все чаще появляются рецензии такого рода: "Разгул машин, технический прогресс, все пожирает и подавляет в своей бесчеловечности в" Улитка на склоне ". Страшная сила вещей над опустошенными душами в" Хищных вещах века ". Массовое обмана людей с помощью довольно примитивных технических средств во имя каких-то туманных целей в "Обитаемый остров". самом деле, все эти модели не выглядят такими уж нетрайльнимы по настоящему мира. Рисуя как нечто роковое, неумолимое, неподвластно социальной воли людей это торжество вещей, авторы - сознательно или нет - обесценивают роль наших идей, смысл нашей работы, всего того, что дорого нашему народу. " [2].


1.4. 1968-1986

Уже следующую повесть Стругацких - один из самых сложных в философском плане их произведение - "Улитка на склоне" ("Улитка на склоне", 1968) был опубликован лишь частично. Советская консервативная критика сразу почувствовала, как легко узнать по беспорядком Управление тогдашнюю советскую политическую систему. Впрочем, кроме откровенной сатиры на советские реалии была в повести и тема гораздо глубже, к которой Стругацкие еще не раз возвращаться в своем творчестве - прогресс неумолим и лишен морально-этических мук, он сносить все, что окажется на его пути. Именно таким противоречивым предстает перед нами фантасмагорический мир "Улитки". Он "состоит из противоречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами словно эмбрионы тех или иных возможных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионом развиться." [3].

Не вызвала восторга в советской критики и последующая сатирическая повесть "Второе нашествие марсиан" ("Второе нашествие марсиан", 1967): имена персонажей, заимствованы из греческого мифилогии, не могли скрыть аллюзии на современность. Главным вопросом произведения стало не очень политкорректное для тех времен "Можно применить понятие честь, достоинство, гордость до всего человечества?" Похожую проблему: готово человечество к встрече с неизвестным (в частности с инопланетной цивлизациею) - готовое прежде всего в интеллектуальном, социальном и моральном планах, мы находим в повести "Отель" У погибшего альпиниста "" ("Отель" У погибшего альпинист "" , 1970). В этой повести Стругацкие также попробовали новую для себя форму фантастического детектива, к которой они еще вернутся позже в романах "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер".

Поексперементувавшы на ?новых пастбищах" Стругацкие возвращаются в последующих произведениях к теме "Мира Полудня". Они пишут повести "Обитаемый остров" ("Обитаемый остров", 1969), "Малыш" ("Малыш", 1971), "Парень из преисподней" ("Парень из преисподней", 1974). Советская цензура трудно восприняла появление этих произведений. Так во время подготовки "Обитаемого острова" к публикации в первом собрании сочинений 1991 авторам пришлось восстановить более 900 цензурных правок, которые были внесены в текст редакторами.

Новые произведения выходят или край урезанном виде (например, "Пикник на обочине", который появились в известной и очень популярной "Библиотеке современной фантастики" в виде нескольких глав), или в малодоступных журналах вроде "Даугавы" или "Знание-сила".

Уже упоминавшаяся выше повесть "Пикник на обочине" ("Пикник на обочине", 1972), очередной дрейф Стругацких от темы далеком будущего Полудня, рассказывает о Зоне - территорию, на которой после Прибытие инопланетян начинаются странные вещи. На этом фоне Стругацкие прокручивают новые грани тем, поднятых в "Другом нашествии марсиан", "Гостиницы" У погибшего альпиниста "" и даже "Попытку убежать": неоднороднисть человечества в интеллектуальном и моральном плане, неготовность к познанию и пониманию, тяжесть перехода на новый интеллектуальный уровень существования.

В повести "За миллиард лет до конца света" ("За миллиард лет до конца света", 1976) Стругацкие возвращаются к любимой темы - выбора, вынуждена делать человек. Герои повести сталкиваются с жесткой необходимостью выбирать между творчеством и возможной гибелью, которая неизбежно произойдет, если они не откажутся от своих поисков истины. В эти же годы был написан роман "Град обреченный" ("Град обреченный", 1975, опубл. в 1988-1989), в который "в декорациях искусственного" города в табакерке ", точнее, в пробирке, собираются заблудших души из самых времен и частей света ... Стругацкие отработали отличную, живую и способную к эволюции модель человеческой генерации, родившегося коммунистического эксперимента. Они достаточно изящно и экономно демонстрируют разные стадии жизненного цикла "советской Психеи", ее странствий идеологическими пространствами и лабиринтами " [4]

Для этого произведения, как и для следующего романа "Хромая судьба" ("Хромая судьба", 1982, опубл. В 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами.

В следующих романах Стругацкие подводят окончательный итог утопической тематике "Мира Полудня". В романах "Жук в муравейнике" ("Жук в муравейник", 1979; премия "Аэлита" 1981 рок) и "Волны гасят ветер" ("Волны гасят ветер", 1985) Стругацкие ясно демонстрируют убеждение, к которому они пришли в результате многолетних исследований возможностей и вероятностей будущего: никакой технический прогресс не принесет и не может принести счастье человечеству, если не изменится само человечество, не лишится "внутренней обезьяны". Такой неутешительный вывод фактически закрывает советски "цензурный" период творчества Стругацких.


1.5. 1986-1991

Тема "воспитание настоящей Человека" находит развитие в романе "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" ("Отягощённые злом, или Сорок лет спустя", 1988), действие которого происходит параллельными потоками в прошлом, настоящем и будущем. Российский криткы Федор Снегирев так характеризует основной мотив романа: "Смысл всех этих экскурсов ... видится вот в чем. Один Учитель (даже экстра-класса) не способен одной лишь силой своих знаний, своей собственной убежденностью необратимо подтолкнуть социум к прогрессу (как его понимает Учитель) и при этом застраховуваты свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не попробовать это сделать он не может. " [5].

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса "Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах" ("Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах", 1990) - предупреждение слишком горячим и оптимистичным надеждам 90-х, предчувствие, что все демократические изменения не является процессом необратимым - предчувствие, которое во многом оправдалось в современной России.

Несмотря на такой мощный и крепкий творческий союз, в течение всей своей литературной жизни братья Стругацкие писали и отдельно друг от друга. Так, Аркадий Стругацкий под псевдонимом С. Ярославцев написал бурлескную сказку "Экспедиция в ад" ("Экспедиция в преисподнюю", 1974, части 1-2; 1984, часть 3) (произведение по своей фентизийною сути радикально не похожей на традиционные философские работы Стругацких ), а также повести "Подробности жизни Никиты Воронцова" ("Подробности жизни Никиты Воронцова", 1984) и "Дьявол среди людей" ("Дьявол среды людей", 1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов, герой повести "Подробности жизни Никиты Воронцова" попадает в кольцо времени и многократно переживает одно й и та самая жизнь, не в силах что-то по-настоящему в нем изменить. Герой повести "Дьявол среди людей" Ким Волошин, пройдя тяжелые испытания, становится всемогущим демиургом, способным менять судьбы людей, но, "отягощенный злом", он не способен сделать мир хоть чуточку лучше. Тема "Дьявола среди людей" найдет свое продолжение в романе "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики" ("Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", 1994-1995), который под псевдонимом С.Витицький Борис Стругацкий выдаст уже после смерти брата Аркадия 1991 года.


1.6. После 1991

Смерть Аркадия, звадалося бы, поставила точку в существовании неповторимого творческого тандема под названием "Братья Стругацкие". И, действительно, на несколько лет Борис Стругацкий замолчал. Впрочем, он, очевидно, нашел в себе силы продолжить, по собственному определению, "пилить грубую колоду литературы двойной пилой, но без напарника". 1995 года выходит уже упомянутый выше роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", в сюжетную основу которого ложится идея о практическом применении двадцать седьмой теоремы этики Спинозы, звучит следующим образом: "вещь, определенная к какому-то действию, необходимо определена таким образом Богом. Не определена Богом, такая вещь сама себя определить к действию не может ". 2003 года выходит роман "Бессильные мира сего" ("Бессильные мира сего", 2003), в котором Борис Стругацкий продолжает исследование темы неумолимого рока и ограниченных возможностей даже самых лучших и талантливых влиять на окружающую действительность.


1.7. Другой творчество

Братья Стругацкие являются авторами нескольких киносценариев, а также большого количества переводов с японского и английского языков выходили под именами, а также псевдонимом С. Бережков, С. Витино, С. Победина.

Для полного собрания сочинений Стругацких Борис Натанович подготовил ?Комментарии к пройденному" ("Комментарии к пройденному", 2000-2001), где он подробно описывает историю создания произведений, детали творческого процесса и другие интересные подробности мира братьев Стругацких. С июня 1998 года Борис Стругацкий регулярно ведет онлайн интервью на официальном сайте. Произведения братьев Стругацких были переведены на 42 языка в 33 странах мира, включая украинский.

Основная мысль, которую своим творчеством доказали брать Стругацких, заключается в том, что фантастика является лишь формой, одним из возможных жанров, литература не разделяется на фантастику и нефантастику, скорее - на литературу качественную и литературу некачественную.


2. Библиография

Указан год первой публикации

2.1. Романы и повести


2.2. Збірники оповідань

  • 1959 - Шість сірників (Шесть спичек)
    • "Шість Сірників" (Шесть спичек) (1958)
    • "Спонтанний рефлекс" (Спонтанный рефлекс) (1958)
    • "Забутий дослід" (Забытый експеримент) (1959)
    • "Випробування СКИБР" (Испытание СКИБР) (1959)
    • "Особисті припущення" (Частные предположения) (1959)
    • "Надзвичайний випадок" (Чрезвычайное происшествие) (1960)
  • 1962 - Полудень , XXII сторіччя (Полдень, ХХІІ век)
    • "Майже такі" (Почти такие же) (1960)
    • "Перестарок" (Перестарок) (1961)
    • "Зловмисники" (Злоумышленники)(1962)
    • "Хроніка" (Хроника) (1961)
    • "Двоє з "Таймиру"" (Двое с "Таймыра") (1961)
    • "Дороги, що рухаються" (Самодвижущиеся дороги) (1961)
    • "Скатерть-самобранка" (Скатерть-самобранка) (1959)
    • "Повернення" ("Возвращение") (1962)
    • "Томління духу" (Томление духа) (1962)
    • "Десантники" (Десантники) (1959)
    • "Глибокий пошук" (Глубокий поиск) (1960)

2.3. Під псевдонимом С.Ярославцев

  • "Експедиція в пекло" (Экспедиция в преисподнюю)
  • "Подробиці життя Нікіти Воронцова" (Подробности жизни Никиты Воронцова)
  • "Диявол серед людей" (Дьявол среди людей)

2.4. Під псевдонимом С.Вітицький

  • "Пошуки призначення, або Двадцять сьома теорема етики" (Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики)
  • "Безсилі світу сього" (Бессильные мира сего)

2.5. Кіносценарії

  • "День затемнення" (День затмения)
  • "Чародії" (Чародеи)
  • "Машина бажань" (Машина желаний)
  • "Сталкер" (Сталкер)
  • "Справа про вбивство" (Дело об убийстве)
  • "П'ять ложок елексіру" (Пять ложек эликсира)
  • "Хмара" (Туча)
  • "Листи мертвої людини" (Письма мертвого человека)

3. Фильмография


См.. также

Світ Полудня

Источники

  1. а б Войцех Кайтох "Братья Стругацкие", М. 2003
  2. В. Свінінніков. "Блеск и нищета" "филосовской" фантастики" ? "Журналист", 1969, № 9
  3. А.Лебедев, "Реалистическая фантастика и фантастическая реальность" - "Новый мир", № 11, 1968
  4. Марк Амусін "Стругацкие и принцип неопределенности", "Нева", №4, 2005
  5. Ф. Снегірьов, "Время Учителей" - "Советская библиография", № 1, 1990

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам