Сфумато

Детали лица Моны Лизы иллюстрируют технику сфумато, особенно тени у глаз

Сфумато (итал. sfumato - затушеванный, буквально - исчезающий как дым) - в живописи смягчения контуров фигур и предметов, которое позволяет передать воздуха, окутывающий их.

Прием сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

Сфумато - термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров. Термин ввел выдающийся художник эпохи Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). В "Трактате о живописи" Леонардо дает наставления молодому живописцу: вслед за перспективой и "рельефностью" (см. рельефа принцип) необходимо объединять "тени и света" (см. светотень), чтобы они были "без черты или края, как дым "(итал. Fumo) 1. Не будучи колористом, как и другие мастера флорентийской школы периода кватроченто (см. осязательная ценность формы), Леонардо нашел собственный способ объединения различных частей композиций, прежде фигур переднего и дальнего планов, свето-воздушной средой. Поэтому он закономерно связал "сфумато" к принципу "воздушной перспективы", согласно которому отдаленные предметы необходимо изображать более холодным цветом (см. тепло-холодные отношения тонов) и с "размытыми контурами" 2. Однако, вопреки собственным "научным принципам", Леонардо в поздний период творчества использовал сфумато в других целях - для придания изобразительным образам "нежности и очарования", какой-то загадочности, граничит с манерностью (см. Джоконда, т 3, цв ил ... 9; .. т 5, рис 272). Именно это поверхностное качество леонардовской живописи усвоили его эпигоны - "леонардески"


Литература

  • Hall, Marcia (1994). Color and Meaning: Practice and Theory in Renaissance Painting. Cambridge University Press. ISBN 978-0521457330.
  • Earls, Irene (1987). Renaissance Art: A Topical Dictionary. Greenwood Press. pp. 263. ISBN 0313246580.


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.