Надо Знать

добавить знаний



Сценография



План:


Введение

Художник Леон Бакст. "Дафнис и Хлоя", театральная декорация, Париж, Mузей декоративного искусства

Театрально-декорационное искусство, или Сценография - отрасль изобразительного искусства, что ее задачей является оформление пространства сцены и предоставление визуальной оправы театральной постановке с помощью пластически-художественных средств и световых эффектов. В сценографии принадлежит также компоновки сценических реквизитов и костюмов.


1. В Европе в 17 в.

Западная Европа в 17 в. пережила настоящий театральный бум. Об этом свидетельствует хронология строительства и открытия новых театров, преимущественно для оперных спектаклей.

Лидером в строительстве театров, однако, стала Венеция. На протяжении 1680-х годов здесь открыто девять новых оперных театров и два драматических переведены на создание оперных спектаклей (Сан моизму и Сан Лука).

Если в сутки готики центром общественной жизни стал городской собор, в 17 веке эту роль взял на себя Сословный театр. Именно театр будет иметь значительное влияние и на искусство 18 века, а увлечение театром достигнет в 19-е и заново расцветет в 20 веке. Более того, театр 17 - 18 вв., Оперный и драматический, становился символом победы светского искусства, светской мысли и светской культуры над церковью и ее требованиями. Все это мощно влияло на светский характер западноевропейской культуры вообще, которая пока компромиссно сосуществовала с церковью, но усиливала свои позиции с каждым десятилетием.


2. Расцвет сценографии барокко

Театральный художник Фердинандо Бибиена, декорации
Чески Крумлов, декор замкового театра эпохи барокко

Новые оперные спектакли автоматически повысили спрос на композиторов и театральных декораторов (сценографов). По сценографами было немного легче - чрезвычайно высокий уровень художественного образования предоставлял возможность многим архитекторам (создателям театральных сооружений) быть одновременно и сценографами ( Винченцо Скамоцци, Джакомо Торелли, Фердинандо Бибиена и другие. ) Если первые сценографы тяготели к неизменным архитектурных декораций, то новое поколение театральных художников, которое работает в условиях быстрого изменения репертуара, начинает работать с рисованными декорациями. В случае становится барочная стилистика с ее симметрией, пышными формами, далекими перспективами, обильно украшенными рисованной архитектурой, скульптурами, растениями садов барокко. Италия еще сохраняла художественную инициативу в 17 веке, поэтому именно итало стала монополисткою в театрально-декорационного искусства 17 в. и в добрую половину 18-го. К созданию театральных декораций здесь отнеслись как к новой разновидности ремесла и возникают семейные династии декораторов (особенно прославилась династия Бибиена, представители которой работали во многих городах Италии и за ее пределами).

Содержание театров в Венеции имело свои особливости.Незважаючы на ​​Сословный характер аттракции, оперные театры были публичные. Обладатели театра несли ответственность только за само сооружение. Создание оперного спектакля вполне ложилось на плечи импресарио (главного управленца). Импресарио искал нового либретиста, композитора, главных исполнителей, музыкантов, художников-сценографов, костюмеров, отвечал за репетиции. Все это стоило денег. Чтобы как-то экономить, создавали постоянные рисованные декорации, которые затем использовали неоднократно. Новые - создавали или после значительного повреждения их, или после пожаров, часто случавшихся в театрах. Был также постоянный комплект рисованных декораций, куда входили -

Музыкальное сопровождение делал небольшой инструментальный ансамбль. Оркестр мог позволить себе только богатый князь или монарх. Именно для монарших и княжеских оркестров и покупали уникальные музыкальные инструменты прославленных итальянских мастеров. Экономия на декорациях, музыкантах - доказывает, что оперный спектакль не была значительным прибыльным бизнесом, но была делом престижным. А жадибнись импресарио была мишенью для упреков и шуток.


3. Отзывы современников

Описание декораций художника Джакомо Торелли ( 1608 - 1678) к спектаклю "Притворно сумасшедшая" в Париже в 1645 г. оставил французский придворной Оливье Лефевр д `Ормессон:" Первая [сцена] - это три кипарисовые аллеи чрезвычайной длины, вторая - Хиосский порт, где вместо Хиос были представлены Новый мост и площадь Дофина в Париже, третья - изображение города, четвертая - дворец с величественными залами, пятая - дворцовый парк с красивыми пилястрами. Во всех этих театральных пейзажах перспектива была создана чрезвычайно удачно, и все эти аллеи парка казались бесконечные, хочя сцена имела всего четыре или пять футов длины ". Подобными же были и Венецианская постановки сценографа Дж. Торелли в театре Новиссимо, который был популярным в Венеции середины 17 века.


4. Из провинции - в столицу

Если в столице не было соответствующего таланта, столица забирала того из провинции. Этот принцип действовал и в 17 веке.

Сценографы Венеции 1640-х гг, заложивших театральной традиции, не были изначально венецианцами:

  • Джузеппе Алабарди (театр Сан Касьян) - происходил из города Падуя,
  • Альфонсо жизнь (Санты Джованни э Паоло) - из города Феррара,
  • Джованни Бурначини (Санты Джованни э Паоло) из города Мантуя,
  • Джакомо Торелли (Новиссимо) - с мало известного Фано.


Чисто венецианцами были Франческо Сантурина и Гаспаре Мауро, начавших свою карьеру театральных художников в конце 1650-х гг Но традиция была заложена провинциалами, а венецианцы уже развивали их идеи.



5. Эволюция сценографии

Даже барочная стилистика сценографии начинает эволюционировать. Если первые оперные спектакли - монументальные, пышные и симметричные, следуют малоподвижным сценическим сюжетом, то итальянцы начали насыщать спектакль контрастами, движением, страстью в музыке, в сюжетах, в характеристиках сценических образов, не теряя монументальности. Оперная музыка Николо Йоммелли (1714-1776) уже отличается живостью, страстью, смелой игрой контрастов, которую одобрением воспринимали современники в той же Германии, где он работал большую часть своей жизни. По увеличенному динамизмом оперного действия потянулась не только музыка, но и театральных декораций, ее создатели. Чопорно, центрично-симметричную декорацию начала менять диагональная. Ее ввел сценограф Андреа Поццо, а дал яркие образцы и поднес к совершенству - Фердинандо Бибиена.


  • Театр Фарнезе в городе Парма, интерьер

  • Вид Оперного театра Гамбурга по случаю дня рождения короля Георга И, 1727

  • Образец декорации офортом Пиранези

  • Фердинандо Бибиена, декорации Сад барокко



6. Тогдашние театральные трактаты

Новые процессы и изменения и театральной среде внимательно наблюдают и анализируют. Иезуит Франциск Ланг пишет "Диссертацию о сценическом действии", напечатанную в 1722 г. Сам Фердинандо Бибиена публикует свой трактат "Архитектура и перспектива", где упор поставлен на создании диагональных театральных декораций. Приобрел популярность и трактат Артеага "Совершенствование музыкального (т.е. оперного) театра в Италии", где автор одобрительно анализирует диагональные театральные декорации Бибиены ( 1785 г.)


7. Сценография в Украину

Худ. Антон Радл, театральная декорация в стиле ампир, опера Антонио Сальери "Пальмира", до 1852 г.
Вид, опера "Моийсей и фараон", 1827 г.
Пьетро Гонзага. Эскиз декорации "Ротонда"
Серов Валентин Александрович, эскиз декорации к опере "Юдифь"
Объемная декорация на воде, "Вестсайдская история, сезон 2003-2004"

В Украину театрально-декорационное искусство зародилось в вертепный и школьном театре (симультанная сцена и сцена- эстрада, кулисы, костюмы и реквизиты), развилось в придворном и домашнем театре конца 18 - начала 19 века и перешло в любительских и профессиональных передвижных театров, пользовались одинаковыми декорациями для различных пьес. В театре общества "Русская Беседа"1864) в Львове уже работали декораторы-специалисты. Пришельцы из Львовского городского театра и украинского художники ( К. Устиянович, Т. Томасевич, Л. Горбачевский) и художники-актеры ( К. Плошевський, П. Дьяков, Л. Боровик). Вес сценического оформления как активного компонента театра понимали М. Старицкий (декорации в его театре изготовляли под наблюдением Ф. Вовка) и М. Кропивницкий, который сам делал декорации (в частности в "Энеиды" И. Котляревского). В первом украинском постоянном театре Садовского в Киеве (1907 - 1919) были декораторами В. Кричевский старший и И. Бурячок (они дали начало трехмерной декорации), впоследствии П. Дьяков.

По ГОДЫ революции украинский декораторы ( М. Бурачек, И. Кавалеридзе, К. Елева и др.). работали в массово-агитационном театре, оформляли инсценировки, театрализованные зрелища на улицах и площадях, концерты-митинг, военные театры и вагоны агитпоезда. Талант А. Петрицкого как декоратора проявился в "Молодом Театре" Л. Курбаса ("Этюды" О. Олеся, "Царь Эдип" Софокла, "Кандида" Б. Шоу, "Горе лжецу" Ф. Грильпарцера, "Затопленный колокол" Г. Гауптмана, "украинский Вертеп", "Коза-дереза" и др.)..

В 1920 - начале 30-ых pокив характеристическая была условная конструкция и внимание к костюму как действенного фактора театра в "Березиль", в его макетной мастерской под руководством В. Меллера и в его учеников (Д. Власюк, Е. Товбин, В. Шкляев, И. Лед, М. Симашкевич и др..). Типовые в этом стиле представления в оформлении В. Меллера : "Рур", "Газ" Г. Кайзера, "Джимми Хиггинс" Е. Синклера (1923), "Машиноборци" по Э. Толлер (1924) и др.. Острого проявления условности достигнуто в спектакле "Гайдамаки" по Т. Шевченко (1924).

На конструктивистичних позициях стояли почти все декораторы театров УССР, в частности М. Маткович, Ю. Павлович, М. Мюллер (Одесская Укрдрама), Г. Цапок (Театр им. И. Франко в Киеве), К. Елева ( Театр им.Михайличенко), Б. Косарей (Харьковский Червонозав. Театр), М. Невидомський (Первый Государственный Театр им. Т. Шевченко) и др.. Наряду конструктивизма художники-декораторы часто стилизовали спектакля под народный лубок, детский рисунок (Л. Клищеев "Наталка Полтавка" в Днепропетровском театре им.Т. Шевченко). Декораторами в оперных театрах Киева, Харькова, Одессы 1920 - тридцатые pp. работали А. Петрицкий, А. Хвостенко-Хвостов, И. Курочка-Армашевский и др.. Они, по определению А. Петрицкого, создавали "цветную партитуру" музыкального театра; в искусстве оформлении опер (в частности "Сорочинская ярмарка", "Тарас Бульба", "Князь Игорь", "Золотой обруч"), используя строгие условные конструктивные формы архитектуры, подчеркивали монументальную величие представлений; прибегали к византийно-украинского стиля и лубка, сдержанность колорита декораций сочетали с красочностью и верностью костюмов, использовали освещение как активный декорационный средство т.д..

С конца 1930-х годов в сценогоафии воцарился соцреализм и конструктивизм, условность надолго исчезли с оформления украинской сцены, произошел возврат к декорациям 19 века. Рядом старых мастеров пришли к труду в театре выпускники театральнодекоративних отделов Харьковского (А. Волненко, В. Греченко, Г. Нестеровская, Д. Овчаренко, А. Плакса, Леонид Писаренко) и Киевского ( В. Борисовець, П. Злочевский, В. Московченко, Ф. Нирод, Ю. Стефанчук, М. Уманский) художественных институтов.

Лучшие оформления того времени: Ф. Нирода в Театре им.М. Заньковецкой в Запорожье ("Уриель Акоста" К. Гуцкова, "Украденное счастье" И. Франко), Ю. Стефанчук ("Остались в дураках" Кропивницкого) во Львовском ТЮЗ, Д. Нарбута ("Сорочинская ярмарка" по Н. Гоголю) в Музыкально-драматическом театре в Черкассах, А. Петрицкого ("Калиновая роща" А. Корнейчука) в Театре им. И. Франко в Киеве.

В конце 1950-х годов театрально-декорационное искусство несколько возродилось. Театральная декорация освобождается от станковизму и приобретает черты сценичности, условности и лаконизму, в театр возвращается конструктивизм ( В. Меллер "Король Лир", Ф. Нирод "Свадьба Свечки" - оба в Киевском театре им. И. Франко, 1959). Наиболее яркими представителями условной лаконичной декорации стали молодые декораторы: Г. Бати ("Фараоны" А. Коломийца, 1962) в Харьковском театре им. Т. Шевченко, М. Киприан ("Фавст и смерть" А. Левады, 1960, "Гайдамаки" по Т. Шевченко, 1964; "Король Лир" В. Шекспира, 1969) у Львовском Театре им.М. Заньковецкой. Другие интересные оформления: Г. Нестеровской ("Фортуна" М. Зарудного, 1964); Л. Писаренко ("Где опилки шумела" А. Шияна, 1963); Д. Лидера ( "Ярослав Мудрый" И. Кочерги, 1970) в Театре им. И. Франко в Киеве; В. борисовцев ("На грани ночи" Р. Иваничука и Б. Анткова, 1964) в Театре им.М. Заньковецкой во Львове.

В оперных театрах Украины с середины 1950-х pокив заметна тенденция разорвать с помпезностью старого декоративного стиля. Лучшие оформления оперных и балетных спектаклей характеризуются попыткой проникнуть в музыкальную драматургию произведения и изобразительными средствами раскрыть музыкальную ткань партитуры и передать ее фактуру. Лучшие оформления: в Киевской опере А. Петрицкого ("Тарас Бульба" Н. Лысенко, 1955), А. Волненка ("Катерина" М. Аркаса, 1957; балеты "Лесная песня" М. Скорульского и "Тени забытых предков" В. Кирейко, * 1963), Л. Писаренко и Г. Нестеровской ("Энеида" Н. Лысенко, 1958), Ф. Нирода ("Арсенал" Г. Майбороды, 1960); в Харьковской опере - Д. Овчаренко ("В бурю" Т. Хренникова, 1959): в Одесской - П. Злочевского ("Дон Карлос" Дж. Верди, 1962), А. Зосимович (балет "Пер Гюнт" Э. Грига, 1959); Львовской - Лысик Е. Лысыка (в частности балеты "Предрассветные огни" В. Кирейко, Л. Дичко, М. Скорика, 1967; "Спартак" А. Хачатуряна, 1966, и др.).. Начиная с театра Л. Курбаса 1920-х pp., с перерывами по погрома украинской культуры, декораторы получали в театре равноправное место с режиссерами. По инициативе Л. Курбаса создана 1923 - 1926 годах музейная комиссия собирала и приводила в порядок материалы, они, переданы АН УССР, стали базой Государственного Музея Театрального, Музыкального и Киноискусства УССР.

Выдающихся декоратором театров Галичины 1920 - 1930-х pокив был Л. Боровик, что из театра общества "Русской Беседы" (впоследствии "Украинский Беседы") перешел к И. Стадника, а дальше к театра "Заграва" БВ. Блавацкого ("Слово о полку Игореве", "Дума про казака Мамая") и И. Котляревского. Он применял объемные декорации, сукна, движущиеся станки, транспаранты и кинопроекцию. В театре под управлением О. Загаров во Львове (1920 - 25) работал Н. Кричевский. 1941 - 45 во Львовском Оперном Театре драму, оперу, балет и оперетту оформлял М. Радыш, а в театральной поделочные декораций работали еще А. Климко и М. Дмитренко.

В действующих в эмиграции театральных труппах 1945 - 1949 лет работали художники-декораторы: в Германии ( Аугсбург - Регенсбург) в Ансамбле украинского актеров В. Блавацкого - М. Радыш и В. Клех; в театре в Берхтесгадене - О. Булавицкий, в Австрии в Театре-Студии И. Гирняк - В. Пальчевский, Е. Голубой (с 1949 и в США), Ф. Позняков, М. Чолган; в Зальцбурге в Украинском национальном театре - Л. Перфецкий, В. Гай. С 1950-ых годах в США в Театре в пятницу - Н. Климовская, А. Слупчинський, А. Гранат, В. Бачинский; в Торонто ( Канада) в театре "Зарево" с 1953 А. Телижин.

Украинские художники-декораторы работали также на чужих сценах: в Вене Т. Яхимович был декоратором Надворной оперы (1836 - 76); в разных театрах Праги и Париж - М. Андриенко-Нечитайло (с 1924 в театрах "Odeon" и "Arc en Ciel"), В. Перебийте в Кракове (с 1922 театр "Bagatela") и в Париже (1926 - 30); М. Кричевский тут же в "Theatre des Arts" (1939) и "Theatre Hebertot" (1942); в Буэнос-Айресе (Аргентина) в Национальном театре - А. Климко и др..


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • журнал "Советская музыка", 1934, № 2
  • AH Mayor, The Bibiena Family, 1940.
  • Драк А. Укр. театрально-декорационное искусство. К. 1961;
  • A. Griseri, Le metamorfosi del Barocco, Tur?n, 1967
  • Цыбенко П. Театрально-декорационное искусство в истории укр. искусства, т. V. К. 1967, т. IV, кн. 1. К. 1969 и кн. 2. К. 1970;
  • Вериковская И. Театрально-декоративное искусство. История укр. искусства, т. VI. К. 1968;
  • Вериковская И. Художник и сцена. К. 1971.

См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам