Надо Знать

добавить знаний



Сыма Цянь



План:


Введение

Сыма Цянь

Сыма Цянь ( кит. традиц. : 司马迁 ; упро. : 司马迁 ; пиньинь : Sīmǎ Qiān <Сима Чьен>; родился ок. в 145 или в 135 г. до н. е., умер ок. в 90 г. до н. н.э.) - китайский историк ("отец китайской историографии") и писатель. Был, как и его отец Сима Тай, придворным историографом и астрологом династии Хань.

Сыма Цянь является автором ?Исторических записей" ( кит. традиц. : 史记 упро. : 史记 ;, Shǐ-j? - "Ши-цзи" <Ши-тьи>), в состав которых входят биографии и высказывания выдающихся исторических деятелей ( императоров, чиновников, философов и др.), стихи и др.. В сборнике (из 130 свитков) он описал более двухтысячелетней истории Китай - от времен легендарного Желтого Императора ( 黄帝 , Hu?ng-d? - Хуанди) до Династия Хань включительно. "Исторические записи" Сыма Цяня имели большое влияние на китайских историков последующих поколений.


1. Биография

Отец Сыма Цяня, Сыма Тань, был историографом при императоре В (Хань У-ди): в его обязанности входило заведование императорской библиотекой и наблюдения за календарем. Под влиянием отца Сыма Цянь уже до десяти лет изучил древние произведения. Его учителями были известные конфуцианцы Кун Аньго ( 孔安国 / 孔安国 ) И Дун Чжуншу ( 董仲舒 ). В 20 лет при родительской поддержке он отправился в путешествие владениями Хань с целью сбора местных исторических свидетельств, преданий и легенд. Его путешествие, ставшая возможной благодаря политической стабильности государства Хань, которая в то время охватывала территорию современных провинций Шаньдун, Юньнань, Хэбэй, Цзянсу, Цзянси и Хунань.

По возвращении он был назначен на должность сопровождающего при императорских инспекционных экспедициях. В 110 до н. е., в возрасте 35 лет, Сыма Цянь был послан в военную экспедицию против западных ?варваров?, однако известие о смертельной болезни отца заставила его вернуться в столицу. Сима Тан завещал сыну завершить его исторические исследования. Сыма Цянь взялся за эту работу в 109 до н. н.э. В 105 до н. н.э. он был избран одним из ученых, призванных провести реформу календаря. Как чиновник высшего ранга он также выполнял функции советника при императоре.

В 99 до н. е. Сыма Цянь оказался замешан в деле Ли Лина ( 李陵 ) И Ли Гуанли ( 李广利 ), Двух полководцев, обвинявшихся в провале кампании против хунну. Как обвинитель выступил сам император, а Сыма Цянь, единственный во всем чиновничьем корпусе, решился подать голос в защиту обвиняемых. Император приговорил Сима к смертной казни. В качестве альтернативы, по законам того времени, осужденному предлагались откуп или кастрация. Из-за нехватки денег, страдая от позора, связан долгом перед отцом, Сыма Цянь выбрал последнее.

Освободившись из тюрьмы, Сыма Цянь продолжал жить при дворе евнухом, чтобы завершить свою историю и выполнить отцовский завет, тогда как от благородного ученого ожидалось самоубийство.


2. Наследие

Первая страница "Шицзи"

Новаторство историографического подхода Сыма Цяня заключается в том, что он выходит за пределы "придворной" истории династического характера. Эта форма была заложена еще до него и, естественно, продолжала существовать. Официальная история династии Хань, Ханьшуй (汉书), была написана Бань Гу ( 班固 ) В 1 ст.. Она оформлена по династическим принципом и преследует узкие задачи.

Сыма Цянь стремился понять логику подъема и падения династий и объяснить принцип бытия Поднебесной. С точки зрения композиции "Исторические записи" сложное произведение: материал одних разделов (бэнь цзы, ши цзя) распределен с учетом хронологической последовательности, других (чжи) - использует тематическую разбивку и содержит разделы с музыки, церемоний, календарей, верований, экономики, а также подробные биографии (ле чжуань). Среди таких, например, первая известная биография Лао-Цзы, легендарного автора Дао Дэ Цзин. "Ши цзи" были частным историческим исследованиям (а не официальной хроникой) и это позволило автору использовать легкую форму и красочную язык, осталась для потомков высочайшим образцом художественного слова.

Кроме "Ши цзи" известны также 8 от (произведений в жанре "фу") Сыма Цяня, записанных в "Ханьшуй". Самая известная среди них - "О злосчастий скорбного ученого".


3. Принципы учения Сыма Цянь

Основными принципами, определяющими структуру круга исторической жизнедеятельности народа, Сыма Цянь называет прямодушие (чжун), почет (цзин) и культурность (вэнь).

Первый из принципов - это, выражаясь современным языком, принцип кордо центризма. Письменный знак, с помощью которого фиксируется слово "чжун", является сочетанием символов - "середина" и "сердце", так, значит что-то такое, что идет из самого сердца - чистосердечие, прямодушие, искренность, правдивость и другие термины этого синонимического ряда. Причем объясняется "чжун" не просто как одна из многих свойств человека, а как одна из немногих ценных, атрибутивных характеристик "жень" (человечности), того, что, собственно, и составляет человеческое в человеке, делает его человеком. Именно такая прямодушие как атрибутивная, глубинная характеристика природы человека и составляет, по Сыма Цянем, один из трех краеугольных принципов политической власти.

Второй из таких принципов - "цзин" - почет, почтительность, почитание, уважать. Достигая корнями в культ предков, почитание богов (родителей и представителей старшего поколения в целом), по мере формирования государственности "цзин" постепенно приобретает все большее значение именно политического принципа - принципа уважения правителя. Конечно, правителя достойного, мудрого и справедливого, такого, что соблюдает законы и вмис руководствоваться ими и одновременно направить с их помощью жизнедеятельность граждан своего государства.

Наконец, третий из основных принципов, которыми, по Сыма Цянем, определяется круг исторической жизни народа, - это принцип культурности, культуры, цивилизованности - "вэнь". Подобно прямодушия и почтительности, культурность, культурное начало тоже трактуется не как одна из рядоположних, Акцидентальная свойств человека, а как непосредственное выражение человечности в человеке, такого, что присуще только ей. Но если почитание или любовь к другому - характеристика вековечной природы человека, то "вэнь" - нечто приобретенное, характеристика человека как существа именно (и только) общественной. При этом культурное начало, "вэнь", отличается от общественных законов. Культура - это то, что расширяет человека, наполняет ее новым, все богаче содержанием, законы же, наоборот, возникают регуляторами ее деятельности, правилами, с помощью которых деятельность человека направляется.

Итак, "чжун" (прямодушие), "цзин" (почете) и "вэнь" (культурность) и является, как считал Сыма Цянь, тремя китами, на которых основывается жизнедеятельность народа на протяжении всего цикла его исторического существования. Течение же процессов, образующих этот цикл, обусловленный неизбежной сменой основ исторической жизнедеятельности народа. Неизбежной же это изменение становится постольку, поскольку власть, основанная на одном из принципов, в конце концов обязательно перерождается в результате трансформации самого (соответствующего ей) принципу. Так, прямодушие, искренность - "чжун", гипертрофуючись, как принцип политической власти и становясь самоцелью, неотвратимо вырождается в то, что Сыма Цянь обозначил как дикость - "есть". Соответственно и власть, стремится руководить, опираясь лишь на прямодушие, хочет она того или нет, приводит к тому положению вещей, которое обрекает людей на дикость, В итоге - на деградацию общественного строя и переход к другому строя, основанного на принципе уважения.

Однако свой, внутренний, органически присущ Ему Гонджа имеет и принцип почтительности "цзин". Вырастая из одного из найпрадавниших инстинктов человеческой природы - инстинкта почитания (прежде всего родителей), почтительности, в процессе формирования органического общества принцип начинает переориентироваться на закон, власть, правителя. Однако и в этом должна быть разумная мера. Если почтительность "цзин" трансформируется в суеверие, обожествление того, кто подобного не стоит, другими, современными, словам, в культе личности, и это предопределяет наступления социального хаоса и в дальнейшем переход к следующему социального устройства, исходит из принципа "вэнь" - культурного начала, цивилизованности.

И принцип "вэнь" амбивалентный по своей сути. Безоглядно захвата им и толкование его как единственно правильного и универсально действенного вызывает господство в обществе уже не подлинной культуры, а ее суррогата - формальной, безжизненным, можно сказать схоластической "образования" и "учений". В отношениях же между людьми преувеличения реальной роли культурного начало приводит к нарушению повидчужених, непосредственных связей, притупляет, а то и вообще элиминирует в них простоту, искренность, непринужденность, сердечность. Гипертрофуючись, культурность вращается фальшью, бесчестность, суррогатность. А чтобы выбраться из этого, казалось бы, тупика, чтобы спасти человека и общество от этой неподлинности, нет, по мнению Сыма Цяня, ничего лучшего, чем вернуться к прямодушия. Цикл замыкается.

В дальнейшем циклический направление в философии истории, как и другие ее направления, развивается, наполняется новым содержанием и углубляется, однако при этом заметно интенсифицируется в периоды перехода под общества одного типа к обществу другого типа. Скажем, в период перехода от доиндустриального общества к обществу индустриальному появляются системы Ибн-Хальдун, Макиавелли, Кампанеллы и Джамбаттисты Вико; переходный период между индустриальным и постиндустриальным дал философско-исторические концепции Н. Я. Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби.

В честь Сыма Цяня назван астероид 12620 Симацянь.


4. Произведения

Было немало произведений на русском. Сейчас издание украинского неизвестны.

  • Сыма Цянь. Избранное. Пер. В. А. Панасюка, предисл. и комм. В. И. Думан. М.: Гослитиздат, 1956. 360 стр. 90000 экз.
  • Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы)-Восточная литература, 1972-2010. (Серия "Памятники письменности Востока". Вып. XXXII, 1-9). ISBN 5-02-018264-8
  • Т. I. Раздел "Основные записи" (бэнь цзы), гл. 1-4. / Пер. и комм. Р. В. Вяткина и В. С. Таскин под общ. ред. Р. В. Вяткина, вступ. ст. М. В. Крюкова. 1972. 440 стр. 4700 экз.
    • 2-е изд., Испр. 2001. 416 стр. 1000 экз.
  • Т. II. Раздел "Основные записи" (бэнь цзы), гл. 5-12. / Пер. и комм. Р. В. Вяткина и В. С. Таскин под общ. ред. Р. В. Вяткина. 1975. 580 стр. 5000 экз.
    • 2-е изд., Испр. и доп. под ред. А. Г. Вяткина. 2003. 568 с. 1000 экз. ISBN 5-02-018285-0
  • Т. III. Раздел "Хронологические таблицы" (Бяо), гл. 13-22. / Пер., Предисл. и комм. Р. В. Вяткина. 1984. 944 стр. 5000 экз.
  • Т. IV. Раздел "трактаты" (Шу), гл. 23-30. / Пер., Вступ. ст., комм. и прил. Р. В. Вяткина. 1986. 456 стр. 5000 экз.
  • Т. V. Раздел "История наследственных княжеско домов" (Ши цзя), гл. 31-40. / Пер., Вступ. ст. и комм. Р. В. Вяткина. 1987. 368 стр. 5000 экз.
  • Т. VI. Раздел "История наследственных княжеско домов" (Ши цзя), гл. 41-60. / Пер., Предисл. и комм. Р. В. Вяткина. 1992. 484 стр. 2200 экз.
  • Т. VII. Раздел "Жизнеописание" (Ле чжуань), гл. 61-85. / Пер. и предисл. Р. В. Вяткина, комм. Р. В. Вяткина и А. Г. Вяткина. Отв. ред. А. М. Карапетьянц. 1996. 464 стр. 3000 экз. ISBN 5-02-017826-8
  • Т. VIII. Раздел "Жизнеописание" (Ле чжуань), гл. 86-110. / Пер. Р. В. Вяткина и А. М. Карапетьянц, вступ. ст. Р. В. Вяткина, комм. Р. В. Вяткина, А. Г. Вяткина и А. М. Карапетьянц. Отв. ред. А. М. Карапетьянц. 2002. 512 стр. 1500 экз. ISBN 5-02-018253-2
  • Т. IX. Раздел "Жизнеописание" (Ле чжуань), гл. 111-130. / Пер. и комм. Р. В. Вяткина, А. Г. Вяткина, А. М. Карапетьянц, М. Ю. Ульянова при участии С. Г. Кучеры, В. В. Башкеев, С. В. Дмитриева, М. С. Королькова, М . С. Целуйко. Отв. ред. и автор вступ. ст. А. Г. Вяткин. 2010. 624 стр. 1200 экз. ISBN 978-5-02-036460-8

См.. также

5. Источники и литература

  • Конрад Н. И. Полибий и Сыма Цянь. / / Запад и Восток. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. - С. 47-76.
  • Бойченко И.В. Философия истории / / Учебник., - М.: Знание, 2000.
  • Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи): В 7 т. - Москва: издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1972-1996.
  • WG Beasley and EG Pulleyblank (1961) Historians of China and Japan. New York: Oxford University Press.
  • Stephen W. Durrant (1995), The Cloudy Mirror: Tension and Conflict in the Writings of Sima Qian. Albany: State University of New York Press.
  • Grant Ricardo Hardy (1988) Objectivity and Interpretation in the "Shi Chi". Yale University.
  • Burton Watson (1958) Ssu-ma Ch'ien: Grand Historian of China. New York: Columbia University Press.


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам