Надо Знать![]() |
ВведениеТанк - бронированная боевая машина на гусеничном шасси, обычно с пушечным основным вооружением. На ранних этапах развития танкостроения иногда выпускались танки с исключительно пулеметным вооружением, а после Второй мировой войны экспериментировали с созданием танков с ракетным вооружением. Известны варианты танков с огнеметом. Основным отличием танка от других гусеничных боевых машин с пушечной оружием является возможность быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В подавляющем большинстве случаев такая возможность реализована за счет установки пушки на башне, вращающейся в горизонтальной плоскости, хотя есть немногочисленные исключения (в уникальном шведском танке Strv-103 для наведения пушки используется поворот и наклон корпуса с помощью регулируемой гидропневматической подвески, на первых образцах пушка устанавливалась в спонсонах на бортах корпуса). Самоходная артиллерийская установка может быть весьма схожа с танком конструктивно, но предназначена для решения других задач: уничтожения танков противника из засады или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, а потому имеет другой баланс брони и вооружения [1]. 1. Происхождение названия![]() Иллюстрация из журнала "Нива", 1917 г.
Слово танк происходит от английского слова tank, то есть "бак" или "цистерна". Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн (хорошо, что огромные размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). На них даже написали российской "Осторожно. Петроград" [2]. Название прижилось. Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли "баком" (еще один вариант перевода слова tank) [3]. 2. История развития конструкции и боевого применения танков2.1. Появление танковСвоим появлением танки обязаны Первой мировой войне [4]. После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие (т.н. "Окопная война "). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Обычный способ подготовить наступление и вклиниться в оборону противника состоял в массированном использовании артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск [5]. Однако оказалось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, области "чистого прорыва", которая к тому же перекрестным огнем с флангов, не удается ввести войска достаточно быстро, кроме того, противник действующими железнодорожными и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв. Также развитие прорыва затруднялось сложностью снабжения через линию фронта. Еще одним фактором, который превращал маневренную войну в позиционную, являлось то, что даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулеметные гнезда, которые затем сильно сковывали действия пехоты. В результате возникла мысль о принципиально новое транспортное средство с высокой проходимостью (добиться которой можно было только с помощью гусеничного шасси), большой огневой мощью и хорошей защищенностью (хотя бы против пулеметного и ружейного огня). Такое транспортное средство могло бы на большой скорости преодолевать линию фронта и вклиниваться в глубину обороны противника, совершая минимум тактические обходы [4]. Решение о строительстве танков было принято в 1915 г. практически одновременно в Великобритании [6] и России [7]. Окончательно первая английская модель танка была изготовлена в 1916 г., когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 - довольно несовершенная боевая машина, которая выпускалась в двух модификациях - "самец" (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и "самка" (только с пулеметной оружием). Вскоре выяснилась низкая эффективность [8] пулеметных самок, которые не могли бороться с бронетехникой противника и с трудом уничтожали огневые точки. Тогда же была выпущена ограниченная серия "самок", у которых в левом спонсоне прежнему был пулемет, а в правом - пушка. Солдаты сразу же метко назвали их "Гермафродитами" ![]() Британский танк Mk.1-"самка" в Луганске Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против немецкой армии 15 сентября 1916 г. во Франции, на реке Сомма. В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана - из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам [9]. Однако, даже оставшиеся 18 танков, оставшиеся смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причем потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше, чем обычно. Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и оказалось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте немецкие солдаты боялись их панически. Главные союзники англичан на западном фронте, французы, сумели разработать и выпустить очень удачный (настолько удачный, что эксплуатировался еще в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции) легкий танк Renault FT-17. При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, которые затем стали классическими. Он имел вращающуюся башню с установленной в ней легкой пушкой или пулеметом (в отличие от "спонсонного", т.е. в выступлениях на боках корпуса, размещение вооружения в Mk.1), низкое удельное давление на грунт (и, как следствие, высокую проходимость), относительно высокую скорость и хорошую маневренность. В России одними из первых были созданы танк Пороховщикова ("Русский вездеход") и колесный танк Лебеденко. Каждый из них был изготовлен только в одном (опытном) экземпляре, объясняющих или непрактичностью конструкции, или "косностью царского правительства". В русской армии в Первой мировой войне не было ни отечественных, ни импортных танков. Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольшом количестве [4]. Один из захваченных красноармейцами танков Renault FT-17 весной 1919 г. послали Москвы, где его разобрали и исследовали. Таким образом, проблема создания советского танка была решена созданием танков типа М на основе конструкции французского Renault FT-17. Первый из танков типа М получил имя Борец за Свободу тов. Ленин" . течение 1920 - 1921 гг было изготовлено 15 танков [4]. Весной 1921 г. в связи с истечением Гражданской войны и интервенции проект был закрыт. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали на сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах. 2.2. Танки межвоенного (1919-1938 гг) периодаВ период между мировыми войнами в разработку танков взялись и другие государства, кроме Великобритании, Франции и Германии. В то же время, когда генеральные штабы и правительства крупных мировых держав, трезво оценивая итоги Первой мировой войны, понимали неизбежность будущей, более кровавым войны [10], разрабатывались и глобальные стратегии боевых действий. Принятая генштабами придавала большое значение танковым войскам и ставила соответствующие задачи перед конструкторами вооружений и заводами по выпуску танков. ![]() Танк БТ-7 с десантом В межвоенный период танкостроители и военные еще не пришли к единому мнению относительно оптимальной тактики применения танков и их конструкции, как следствие, выпускались танки таких конструкций, которые в дальнейшем доказали свою нежизнеспособность, ибо узкоспециализированными и не всегда использовались по назначению. Так, легкие танки были сравнительно слабо, хотя часто и высокоскоростными (например, советский БТ-7). Их броня защищала только от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время легко пробивалась пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых орудий, начиная с калибра 37 мм. Вооружение большинства легких танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25-37 мм), количество экипажа недостаточной (2-3 человека), а условия существования - на грани физиологических возможностей танкистов [4]. В то же время, в начале 1930-х годов, талантливый американский танковый конструктор Дж. Кристи создал оригинальную схему независимой подвески. Достаточно активно разрабатывались конструкции амфибийных и даже авиатранспортабельных танков. Бесперспективными оказались и малоподвижные многобашенные гиганты, носившие несколько разнокалиберных пушек и пулеметов, как, например, французский 70-тонный Char 2C и советский 50-тонный Т-35. Такая схема требовала чрезмерного увеличения экипажа (до 10-12 чел.), Что приводило к затрудненности централизованного управления огнем боевой обстановке и усложняло конструкцию. Большие размеры (особенно длина и высота) вызывали демаскировки и, как следствие, повышенную уязвимость на поле боя. Тогдашние адаптированные карбюраторные двигатели авиационного типа предопределили низкие тягово-динамические качества [11] таких "супертанков", особенно при разворотах. В общем, огромное количество недостатков многобашенных конструкций привело к фактической невозможности исполнения ими в полной мере задач, стоявших перед тяжелыми танками, поэтому уже в конце 1930-х гг многобашенная схема фактически была отвергнута танкостроителями всех стран. В межвоенный период появились первые танки с дизельными двигателями, например, в Японии в 1932 г. (Дизель Mitsubishi, 52 л.с.). В СССР уже в середине 1930-х годов была разработана программа широкой дизелизации танков всех классов, но реально оснастить такими моторами удалось только средние и тяжелые танки. В остальном в 1950-х гг дизельные моторы на танках применялись сравнительно ограничено. 2.3. Танки военного (1939-1945 гг) периодаВторая мировая война подогнала прогресс в танкостроении. Всего за 6 лет танки совершили больший рывок, чем за предыдущие двадцать. Значительная часть танков получила противоснарядное бронирование, мощные длинноствольные орудия (калибром до 152 мм), в конце войны появились первые ночные (инфракрасные) прицелы [12] (хотя опыты по их постановке на танк проводились в СССР еще до войны), радиофикация танков стала считаться необходимой. Тактика применения танков тоже достигла высокой степени совершенства, в первый период войны ( 1939 - 1941 гг) немецкие военачальники продемонстрировали всему миру, как применение танковых соединений позволяет провести операции по оперативному и стратегическому окружению и быстро выиграть войну (т.н. "Блицкриг"). Однако и другие государства (Великобритания, Франция, Польша, СССР и др.) создавали собственные теории тактики применения танков, во многом похожие на немецкую. В течение Второй мировой войны первое место в "мировой табели о рангах" танкостроителей занимали советские и частично, немецкие конструкторы [13]. Немецкая школа сделала упор на увеличение бронирования и длины орудий, улучшение приборов наблюдения (включая инфракрасные приборы ночного видения), а советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьезные изменения в конструкцию базовых типов танков ( Т-34, КВ и ИС) лишь при крайней необходимости. Советская танковая школа создала также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники, самоходные артиллерийские установки и истребители танков. Американская школа при некоторой изначальной отсталости в плане компоновки и технологичности все же наверстала к концу войны за счет развертывания массового производства нескольких избранных моделей, хорошего качества стали и порохов, а также радиофикации (минимум по две рации на танк). Удачными немецкими танками стали Pz.IV (самый массовый), "Тигр" (PzKpfw VI "Tiger I"), и, с некоторыми оговорками, "Пантера" (PzKpfw V "Panther") и "Королевский тигр" (PzKpfw VI Ausf.B Tiger II). Лучшими советскими танками, участвовавших во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в различных вариациях, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85 мм пушек) и тяжелый танк ИС-2. Лучшим американским танком стал M4 Sherman, активно поставлялся в СССР по ленд-лизу [14]. 2.4. Танки послевоенного периодаТанки послевоенного периода разделяют на три поколения. Первое поколение послевоенных танков начало создаваться еще непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не участвовал в боевых действиях. Это советские средние Т-44, Т-54 и тяжелые танки ИС-3, ИС-4, ИС-7, Т-10 (ИС-10); американские M26 Pershing, M46 Patton 1, М47; английский А41 Centurion и другие. Легкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76), разведывательные (американский M41 Walker Bulldog) и позже авиатранспортабельные (американский М551 Sheridan). С середины 1950-х гг средний и тяжелый типы танков уступают место так называемому "стандартному" или "Основном боевом танке". Характерными особенностями этих танков является усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но все еще первого поколения) относятся советские Т-55 и Т-62, американский М48, английский "Chieftain", французский АМХ-30 и другие. ![]() Когда-то советский Т-72 был росповсюдженишим в мире основным боевым танком и сейчас остается в танковых парках некоторых стран. Т72М1 "Аджея" производства Индии Второе поколение послевоенных танков создавалось в 60-х - 70-х годов для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учетом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой (лазерные дальномеры, баллистические вычислители и др.), увеличивается их огневая мощь за счет использования орудий большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели [15]. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские Т-64 и Т-72, американские M60, западногерманский Leopard-1 и другие. В то же время был предпринят ряд крупных программ по модернизации танков первого поколения до уровня танков второго поколения, например, модернизация до уровня танка М60 танка М48А5 (в армии США) и М48А2G (в бундесвере). По тактико-техническим характеристикам танков первого и второго поколения СССР удалось опередить своих вероятных противников, но необходимость ограничения массы и размеров основного типа танка (из-за необходимости вписывания в железнодорожный стандартный габарит) и некоторое отставание в оснащении электроникой привели к быстрому моральному старению советских танков первого и второго послевоенных поколений, что подтвердилось войнами 60-х - 90-х годов на Ближнем Востоке [16]. Танки третьего поколения создавались в 70-х - 80-х годов, а в войска начали поступать в 80-х гг Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели [17]. К танкам этого поколения относятся советские и российские Т-72Б, Т-80 и Т-90, американский М1А2 "Abrams", западногерманский Leopard-2, французский AMX-56 Leclerc и другие. 3. Конструкция танка3.1. КомпоновкаНа сегодняшний день подавляющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой является установление главной оружия (пушки) на башне, вращающейся на 360 , и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключениями являются шведский танк "Strv-103" (безбашенная схема) и израильские танки "Меркава" модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения [18]. 3.2. Двигатель танкаНа ранних этапах танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе ее, распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, которые стали основным типом танковых моторов во всем мире со второй половины 1950-х гг, которые позже были заменены на многотопливные двигатели, а в последние два-три десятилетия и газотурбинные двигатели (ГТД). Первым серийным танком с ГТД как основным двигателем стал советский Т-80 [17]. Мощность, надежность и другие параметры танковых двигателей постоянно росли и улучшались. Если на ранних моделях довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920-х - 1940-х гг распространение адаптированные авиационные моторы [11], а позже и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели. Для обеспечения приемлемых ходовых качеств танка удельная мощность его двигателя (отношение мощности двигателя к боевой массе танка) должна быть не менее 18-20 л / т
В 30-х - 50-х гг 20 века велись споры между сторонниками и противниками применения как силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания - карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В настоящее время основной спор идет между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х гг в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки в итоге не получили. Преимущества ГТД над дизельным двигателем:
Преимущества дизельного двигателя над ГТД:
Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведенные правительственной комиссией, показали [21] :
На сегодняшний день дизельные танки находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные - в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия. Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США [22]. Развитие мирового танкостроения и танкового рынка в 2003-2012 гг определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 - к газотурбинным [23]. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвертого поколения для будущих бронированных боевых машин [24]. Многие страны, которые покупают танки, предпочитают модели с дизельным двигателем, а также требуют замены ГТД на дизели как условие допуска на тендер. Так, в 2004 г. Австралия своим будущим танком выбрала М1А2 Abrams, но при условии, что ГТД танка в нем будет заменен на дизельный двигатель. В США даже конкретно в экспортных целях был создан танк М1А2 Abrams с дизельным двигателем [25]. Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них. Современные дизельные двигатели, как правило, многотопливные, могут работать на всем спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулером). 3.3. Ходовая частьВсе танки имеют гусеничный движитель, прототип которого был запатентован еще в 1918 г. французом Дюбоше [26]. Такая конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, различными типами почв. Гусеницы современных танков стальные, соединенные металлическим или резинометаллическим шарниром (РМШ), по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от пяти до семи). В некоторых моделях верхняя часть гусеницы, провисая, опирается на опорные катки, в других используются специальные поддерживающие катки малого диаметра. Как правило, в передней части находятся направляющие колеса, которые совместно с механизмом натяжения обеспечивают требуемое натяжение гусеницы. Гусеницы приводятся в движение посредством зацепления их ведущим колесом, крутящий момент на которое подается от двигателя через трансмиссию. Путем изменения скорости перематывания одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте. Важным параметром является площадь той части гусеницы, которая контактирует с землей (опорная поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади - удельное давление на грунт. Чем он меньше, тем мягче грунтом может двигаться танк, т.е. тем выше его опорная проходимость.
Все танки имеют систему подрессоривания (подвеску) - совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания предназначена для передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, для смягчения толчков и ударов, действующих на корпус танка, и для быстрого гашения колебаний корпуса. От качества системы подрессоривания в большой степени зависят средние скорости движения танков местности, меткость огня с ходу, работоспособность экипажа, надежность и долговечность работы оборудования танка. 3.4. Защита3.4.1. БронированиеСовременные танки имеют сложную по конструкции систему бронирование - различают пассивное бронирование и динамическую защиту. Пассивная броня современных танков многослойная, в ней используются лучшие сорта броневой стали [27], керамики, стеклотекстолитов, материалов высокой плотности (таких как обедненный уран), противонейтронный подкладка (слои полимеров с оксидом бора и другими наполнителями), предназначена для ослабления нейтронного излучения ядерных взрывов, внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков брони. Пример такой брони - английская композитная броня "Чобхэм", другие современные танки также имеют комбинированную пассивную броню. Кроме основной брони, на танк часто устанавливаются дополнительные противокумулятивные экраны. Их принцип не меняется со времен Второй мировой войны, когда советские танкисты приваривали к броне специальные сетчатые экраны (ошибочно интерпретированные на Западе как панцирные кровати), тонкие листы железа и жести для защиты от немецкого носимого противотанкового оружия с кумулятивным боеприпасом типа "Панцершрек", " Панцерфауст" и т.п.. Противокумулятивный экран представляет собой сетку либо сплошной экран (металлический, резинотканевый или из других материалов). При попадании в экран кумулятивного снаряда его разрыв происходит до встречи с основной броней танка, в результате чего сформировавшаяся кумулятивная струя, прежде чем достигнуть брони танка, пролетает в воздухе значительное расстояние. При этом происходит распад плохо сфокусированного тока и пробивная способность боеприпаса резко снижается [28]. В современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали, толщина брони сильно дифференцирована - передние сектора корпуса и башни защищены лучше, чем борта и кормовые части. Такая схема бронирования принята в результате анализа повреждений танков - выяснилось, что основная часть попаданий приходится на передний сектор [29]. Следует также упомянуть и так называемую "перфорированную броню [30]. Такая броня включает в себя пустоты, заполненные различными материалами, такими, как "керамическая пена 3.4.2. Активная защитаАктивная защита представляет собой расположенные на танке системы отстрела специальных снарядов, совмещенные с радиолокационной системой локального действия. При обнаружении боеприпаса (гранаты противотанкового гранатомета и т.д.), которые приближаются к танку, подается команда на отстрел заряда, который при приближении к снаряду взрывается, формируя облако осколков, уничтожающих или менее, сильно ослабляют действие боеприпаса. Пионерами в разработке и внедрении систем активной защиты стали советские танкостроители. Первый комплекс активной защиты "Дрозд" устанавливался на танке Т-55АД, который был взят на вооружение в 1983 г. [31] Применение систем активной защиты позволяет значительно (в 2-3 раза и более) [32] повысить живучесть танков. 3.4.3. Динамическая защитаДинамическая защита представляет собой расположенные непосредственно в броневом листе (встроенная динамическая защита) или на нем, в специальных контейнерах (навесная динамическая защита), один или несколько (как правило - два) элементов ДЗ. Элемент динамической защиты состоит из двух металлических пластин и тонкого слоя взрывчатого вещества (ВВ), расположенного между ними. При пробитии слоя ВВ кумулятивной струей он инициирует, энергия взрыва ВВ придает пластинам высокую скорость разлета. Расположенные под углом к кумулятивной струе пластины, разлетаясь, взаимодействуют с ним, в результате чего происходит следующее:
Навесная динамическая защита предназначена только для снижения действия кумулятивных снарядов, в то время как встроенная помогает снизить потери танков от всех видов [33] противотанковых снарядов. 3.4.4. Система защиты экипажа от оружия массового пораженияСистема защиты экипажа от оружия массового поражения охватывает полную герметизацию танка, фильтры воздуха, поступающего насосы, которые создают избыточное давление в танке (подпор), компоненты брони, защищающие от нейтронного излучения и т.д.. Такая защита позволяет защищать экипаж от поражающих факторов ядерного взрыва (таких, как радиоактивное заражение местности, нейтронное излучение), химического оружия и др.. 3.4.5. Системы оптико-электронного подавленияНаведение современных управляемых противотанковых средств может осуществляться как оператором [34], так и самостоятельно, с помощью систем автоматического наведения [35]. Системы оптико-электронного подавления защищают танк, внося помехи в систему управления корректируемыми снарядами (ракетами и т.п.), которые управляются с помощью лазерного луча или радио, сбивая системы наведения снарядов. Примером такой системы является комплекс оптико-электронного подавления "Штора". 3.4.6. Системы постановки дымовых завесДымы представляют собой плотные аэрозоли. Благодаря своим свойствам они значительно затрудняют прохождение света в видимом диапазоне. Это позволяет скрыть танк от визуального наблюдения и наблюдения с помощью технических средств, таких, как лазерные, инфракрасные прицелы (и таким образом затруднить прицеливание по нему), значительно снизить эффективность самонаводящихся и корректируемых снарядов, ракет и других боеприпасов, которые используются для наведения и управления инфракрасные, телевизионные и лазерные каналы. У современных танков для постановки дымовых завес используются 2 основных метода:
3.4.7. Другие системы снижения заметности танкаДля снижения заметности танков применяются различные методы, в том числе камуфляжная окраска, системы снижения заметности в инфракрасном диапазоне, уменьшения шумности, защитные экраны, специальные радиопоглощающие материалы, снижающие вероятность обнаружения танка с помощью радиолокации. Пример подобного камуфляжа - комплект "Накидка". 3.4.8. Перспективные системы защиты танка и экипажаКонструкторы постоянно стремятся улучшить защищенность танков. Кроме развития описанных выше средств защиты (новые, прочные виды брони, надежные и быстрые системы активной защиты и т.п.) рассматриваются и новые, перспективные методы. Одним из них является "электрическая броня". Суть этого метода защиты состоит в том, что броня делится на два слоя с расположенным между ними слоем изолятора. Внутренняя часть заземлена, в то время как на внешнюю подается электрический заряд. Противотанковый снаряд, пробив внешний слой брони, достигает внутреннего и таким образом вызывает замыкание. Мощный электрический разряд уничтожает снаряд [37]. 3.5. Вооружение3.5.1. Танковая пушка![]() Нарезное 100-мм танковая пушка Основным вооружением танка является танковая пушка. В большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными, так и гладкоствольными. Применение автоматов заряжания позволяет не только сократить танковый экипаж на одного человека (отсутствует заряжающий), но и повысить темп стрельбы. Танковые пушки имеют широкий диапазон боеприпасов, предназначенных для поражения как бронированных и защищенных целей, так и пехоты. Основные типы танковых боеприпасов следующие:
В последнее время используются и корректируемые снаряды [38].
Типичный танковый боеприпас калибра 120 мм содержит в себе 4-7 кг бездымного пороха, обеспечивая начальную скорость 800 - 1000 м / с для калиберных снарядов [39] [40] и 1400 - 1800 м / с для подкалиберных [41]. 3.5.2. ПулеметКак правило, современные танки имеют минимум два пулеметы [42], один из которых спарен с пушкой, что позволяет вести из него точный эффективный огонь в любых условиях, используя прицельные приспособления пушки, другой установлен на башне и используется в качестве зенитного (для борьбы с вертолетами противника) и для целеуказания. На некоторых моделях танков ( Т-90С) зенитный пулемет управляется дистанционно [43] [44], с башни, что снижает риск для экипажа его использования, а также позволяет применять его для самообороны танка против пехоты. 3.5.3. Ракетное оружиеНесмотря на многочисленные попытки сконструировать чисто ракетный танк (с ракетным вооружением вместо пушечного), широкого распространения они не получили. Единственный на сегодняшний день чисто ракетный танк - советский ИТ-1 - так и остался экспериментальным. Чисто ракетной дальнейшем стали делать лишь более легкобронированную технику. Однако на некоторых танках ракетное вооружение используется как дополнительный к пушечному. Практически одновременно в СССР и США были созданы ракеты, способные запускаться из танковой пушки: в СССР - 9К112-1 "Кобра" для Т-64 [45], в США ПТУР (противотанковая управляемый ракетный комплекс) "Шиллела" для танков М60А2 [46]. Однако ПТУР "Шиллела" не имела серьезных преимуществ по дальности перед обычными танковыми снарядами и поэтому совершенствование прицельных комплексов сделало ее ненужной [47]. Советские же инженеры смогли практически вдвое увеличить дальность "танковых ракет", сделав их грозным оружием против любой современной техники. После распада СССР, советские разработки в этой сфере остались не только у российских, но и у украинских производителей военной техники. Современные модели украинских и российских танков вооружены пушкой, способной вести огонь не только артиллерийскими снарядами, но и управляемыми ракетами (разработанными Тульским КБ Приборостроения комплексами управляемого оружия 9К116 "Кастет", 9К119 "Рефлекс", 9К120 "Свирь", а также украинский "Комбат" (копия "Рефлекс") и "Стугна" (копия "кастетом"). Это высокоэффективное оружие, способное с высокой точностью (для цели типа "танк" более 80%) поражать бронетехнику противника на больших расстояниях (до 5 км), в том числе и такую, которая имеет динамическую защиту [48]. 3.5.4. Другое оружиеНекоторые модели танков имеют установленные автоматические минометы, которые применяются не только для навесной стрельбы, но и для разбрасывания противопехотных мин. Поступают сведения, что новейшие модели китайских танков вооружены лазерным оружием, способным поражать сетчатку глаза [49]. При этом необходимо осознавать, что обычный танковый лазерный прицел-дальномер также способен вызвать ослепление на дистанциях 100 и более метров. Вспоминая об ослепляющем лазерном оружии следует отметить, что она (а также другие средства ослепления живой силы противника), запрещена ООН [50]. Во время Второй мировой войны на танки устанавливались огнеметы. Они могли быть как основным оружием (располагались на месте главного орудия), так и вспомогательным (находиться на месте пулемета) 3.6. Командование, контроль и связьКомандование и контроль танков на поле битве всегда было специфической проблемой, особенно в сфере коммуникаций, но в современных армиях эти проблемы частично решены за счет сетевых, интегрированных систем, которые облегчают связь и способствуют лучшей осведомленности в ситуации. 3.6.1. Системы связи в первой половине ХХ ст.Бронированные перегородки, шум двигателя, враждебная местность, пыль и дым, и необходимость действовать тайком серьезно мешают коммуникации и приводят к ощущению изоляции в небольших танковых подразделениях, индивидуальных бронемашинах и экипажей танка. В первой мировой войне для ссылки на штабов рапортов о состоянии дел использовали почтовых голубей, которых выпускали через смотри щели, а коммуникация между танками велась с помощью ручных сигналов семафорных флажков (которые употреблялись Красной армией даже в течение Второй мировой войны) или вербально, если позволяла расстояние [51]. 3.6.2. Современные системы связиНа современном поле битвы внутренней связи и соединения радиосети обеспечивает интерком, встроенный в шлем, а на некоторых танках внешний передатчик, установленный позади танка, обеспечивает связь с пехотой. Недавним нововведением в развитии бронетехники и военной науки стала доктрина "мережецентрованои войны" ( англ. Network-centric warfare ), Или доктрина возможностей сети ( англ. Network Enabled Capability ). Она заключается в увеличении объединения данных из системы контроля огня, лазерного дальномера, глобальной системы позиционирования (GPS) и разведки местности через надежное военное электронное оборудование с сетью поля боя для отображения всей известной информации о вражеские цели и дружеские подразделения на мониторах танка. Данные датчиков могут поступать от соседних танков, самолетов, беспилотных летательных аппаратов или (в будущем) пехоты. Это усовершенствует Работа командира танка в ситуации и его возможность управлять танком на поле боя, находить и уничтожать цели. В дополнение к облегчению проблемы рапортов через автоматическую запись всех приказов и действий, приказы ссылаются сетью с текстом и графическими изображениями. 4. Тактика применения танков![]() Гейнц Гудериан, 1941 г. Танки способны выполнять очень широкий круг военных задач, однако основными сферами его применения являются непосредственная поддержка пехоты, противотанковые операции и развитие прорывов. Именно последнее применение танков эффективно - танковые соединения вводятся в область, где прорвана оборона противника и благодаря своей высокой мобильности, огневой мощи и значительной автономности могут продвигаться вглубь обороны, перерезая пути снабжения, разрушая объекты военной инфраструктуры, уничтожая штабы и узлы связи 'связи, блокируя узловые элементы (такие, как разветвление путей). В благоприятных условиях танковые соединения могут осуществить окружение противника (именно тактике глубоких танковых клиньев, идеологом был Гейнц Гудериан, Третий Рейх обязан своими быстрыми победами в первый период Второй мировой войны, т.н. блицкригами) [52] [53]. Однако, несмотря на высокую универсальность танка и его великолепные боевые возможности, танк не в состоянии выполнить любую задачу. Например, в сражениях в населенных пунктах танк может действовать исключительно при плотной поддержке мотострелковых войск (пехоты). Так, например, из-за неправильного применения танковые войска Российской Федерации в начале первой чеченской кампании понесли значительные потери в технике и личном составе [54]. Также танк плохо противостоит угрозе с воздуха. 5. Классификация танковНа сегодняшний день танки принято делить на две группы:
В последнее время идет неявное возрождение пулеметных танков в виде БМПТ - боевой машины поддержки танков, созданную на основе танка и предназначенной для борьбы с гранатометчиками, засевших на верхних этажах зданий, вертолетами, пехотой и легкими машинами с ПТУР. 6. Перспективы развития танковТанковые войска были и остаются [55] основной ударной силой в наземных операциях. Уникальное сочетание подвижности, защищенности и огневой мощи позволяет решать широкий спектр задач Все это означает, что танковые войска не только не отомрут в обозримом будущем, но будут активно развиваться [56]. Можно предположить следующие направления совершенствования танков: 1) совершенствование вооружения. Помимо планируемого перехода на мощные пушки калибра 140 мм (ближайшая перспектива), проводятся разработки электромагнитных и электротермохимических пушек, которые позволяют достичь начальной скорости снаряда в 4000 - 5000 м / с, что значительно повысит бронебойность снаряда. Пушки такого калибра, возможно, потребуют перехода от унитарных боеприпасов боеприпасов раздельного заряжания. Появляться все более совершенные системы наведения и обнаружения, управления огнем; 2) совершенствование защиты. Здесь тенденция не только к совершенствованию состава пассивной брони, но и, в первую очередь, к улучшению систем динамической и активной защиты, возможно появление электрической брони. Активно развиваться различные системы постановки помех, оптико-электронного подавления и других средств, позволяющих бороться с высокоточным оружием; 3) совершенствование компоновочной схемы. В настоящее время конструкторы практически исчерпали резерв совершенствования классической компоновочной схемы. Предлагаются различные новые конструктивные схемы, например, с разбивкой танка на изолированные боевой отсек и отсек управления [57], двухсложных танк подобное. 4) совершенствование системы управления во время сражения. Танки будущего на поле боя будут связаны при помощи компьютерных сетей, что позволит улучшить тактику их применения [58]. 7. Главные тактико-технические характеристики современных основных боевых танков
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |