Тарнавский Петр Иванович

Тарнавский Петр (26 июня 1873 г. рожд. - 2 сентября 1938 р.см.) - церковный и общественный деятель. Светское имя - Петр Иванович Тарнавский ( рус. Петр Иванович Тарнавский ).


1. Биография

Родился в крестьянской семье в Звенигородском уезде Российской империи (теперь - Украина). Его отец - звонарь церковного причта, сторож. Завершил обучение в духовном училище и семинарии Киева и в Киевской духовной академии.

К 1916 г. был преподавателем Киевской духовной академии и служил священником Русской православной церкви Московской Патриархии. Работал в Киевской 8-й гимназии учителем Закона Божьего (христианской этики). Домовладелец - переулок Фьодоровський № 8 (Киев).

12-18 июня 1917 г. становится делегатом Киевского епархиального украинского съезда, на котором избирается членом Киевской церковной епархиального совета от священников. В июне того же года избран в члены Комиссии для созыва Первого Всеукраинского съезда духовенства. С ноября того же года - член Всеукраинского православного церковного совета ( ВПЦР), возглавившая автокефальное движение в Украине и провела подготовку к Всеукраинского православного церковного собора (ВПЦС). Принимает участие в заседании Организационного Комитета в деле созыва ВПЦС 6 декабря 1917. Входит в состав делегации ВПЦР 22 декабря 1917 в Киевский митрополита РПЦ МП Владимира. В январе и июне-июле 1918 г. участвовал в работе 1-й и 2-й сессий ВПЦС. Сотрудничал с Директорией УНР результатом чего стало 1 января 1919 г. провозглашения закона о Автокефалии УПЦ.

С 1919 г. - священник с. Барышевки Полтавской губернии. А с 17 апреля 1919 - член ВПЦР нового состава. В том же году входит в состав инициативного Комитета мирян и священников украинского происхождения в Московской Патриархии РПЦ с целью перевода молитв и текстов богослужения на современный украинский язык. 22 мая 1919 в военном Николаевском соборе в Киеве принимал участие в первой богослужении обедни украинском языке. На собрании 3-й украинской православной парафии Софийского собора в Киеве в июне-июле 1919 г. избран настоятелем религиозной общины.

22-26 мая 1921 г. - Делегат украинского православного церковного собора на Киевщине, где был возведен в сан протоиерея. Как участник ВПЦР 5 мая 1922 г. - Становится настоятелем Старокиевской прихода при храме Святой Софии. Ездит Киевщине для сплочения священников (Обухов, Борисполь и др..) "Кулаков" ( фермеров), Украинская монархистов вокруг развития самостоятельного украинского государства. 14-30 октября 1922 является делегатом (среди 472 делегатов) ВПЦР.

21 сентября 1923 г. в Софийском соборе Киева рукоположен в сан епископа УАПЦ. Под давлением спецслужбы ВЧК -ОГПУ- НКВД он принужден отойти от церковного служения в УАПЦ.

В 1924 г. - Соучредитель братства Деятельно-Христова Церковь (ДХЦ) или "живость" под руководством коммунистического режима. В том же году руководил основанной Богословской школой УАПЦ. В ДХЦ - становится заместителем председателя губернского Совета братства, проводившего раскольническую линию в УАПЦ. Но 11 февраля 1924 под давлением интриг государственной спецслужбы провозгласил обращение с вынужденным клеветой на митрополита УАПЦ Василия Липковского. В том же году становится настоятелем Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

С 1925 г. - Председатель Совета братства ДХЦ. А 11 февраля того же года по решению Высшего церковного суда он исключен из состава УАПЦ. Потому выразил поддержку и признание позитивности атеистического фанатизма советской власти в харьковской газете "Коммунист" 24 октября 1925. Участвует в Малых собрании ВПЦР 28-30 декабря 1926 г. с целью присоединить ДХЦ к УАПЦ. В ноябре 1927 г. раскаялся и вернулся в лоно УАПЦ.

А в начале 1930 г. по арестован по обвинению в привлечении украинских крестьян к идеям частной собственности и построения "Самостоятельной Украины", потому что "призвал к самостоятельному государству Украина без Москвы". Под давлением государственной спецслужбы оставил служение в УАПЦ в 1931 г. в обмен на освобождение из заключения. Работал архивариусом делопроизводства народного суда 2-го участка Кировского района (теперь "Печерский" район) г. Киева, секретарем "СудоЛиквидКому" Ленинского района (теперь "Старокиевский" район) г. Киева. Жил по улице Воровского № 8 кв. 36 (Киев). Был на богослужениях - на углу переулка Рыльский и Стрелецкой.

Летом 1936 г. был по арестован по подозрению в "подпольном исповедании религии под прикрытием светской работы" (тайно молился), в "ведении антисоветской агитации среди верующих, используя проповеди против руководителей советской власти", за "встреча А. Керенского" ​​с "Союзом рабочих" ( эсерами) в 1917 г. в Киеве, на которой выступал от имени духовенства, за связи с правительством С. Петлюры, за призывы "образовывать самостоятельное государство Украина без оккупантов" и интервентов, за активную деятельность "в антисоветской националистической организации повстанческого подполья с целью свержения советской власти" , за связи с хоровой капеллой А. Кошица в США (в делах есть указание на "актина церковницю" Елизавету Кошиц и Анатолия Кошиц), за его контакты с архиепископом Поликарпом Сикорским ( Польша), за связи с сыном Анатолием, за контакты с епископом Левицким - также за призывы "объединить всех украинском и украинок для спасения христианской веры и национального государства от коммунистов" в переписке с родным братом Иваном в эмиграции в Франции, с украинской диаспорой в Чехословакии и Польши, где сообщал о гонениях на религию ( свободу совести), за пересылку новостей о состоянии жизни в СССР. Из него на допросах "выбили признание", что он в 1922 фактом принятия священства стал "активным членом и руководителем контрреволюционной националистической организации подпольно повстанческой" (архивные документы допросов забрызганы кровью) ... на каждом листе от подписавшихся что Василий Липкивский и священники являются "агентами украинской националистической антисоветской организации". Об уровне их квалификации в области юриспруденции и криминалистики можно произвести впечатление из протокола ареста и допроса, где в графе "особые приметы" Тарнавського П. ими записано одно слово - "священник" ... Кроме того, коммунистический режим считал угрозой для себя его заботы о формировании в Украине национального государственного правительства, заботился бы о своем народе, где стояли бы во главе украинского народа только "наши люди - Украинская" [1]. 13 мая 1938 "оперативным слежкой" НКВД-КГБ был признан как "священник профессионал". И был вновь арестован 30 апреля 1938 г. для ссылки в советский концентрационный лагерь (по статьям 156, 54 пункта 8-11), содержался в Киевской тюрьме "Лукьяновка", и 29 августа того же года "особой тройкой" спецслужбы НКВД по Киевской области (отдел УГБ) вынесено тайный приговор без суда и соблюдения процессуальных норм убить священника. И 2 сентября 1938 они его расстреляли. Был женат.

А 16 января 1989 года на основании статьи № 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР "о дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий имевших место в период 1930-1940 гг и в начале 1950-х гг" он реабилитирован как ?жертва политических репрессий" (посмертно).


См.. также

Источники

  • ЦГАОО следственное дело № 132654 (№ № +60655,132654) УГБ НКВД и 7 отделение 4 отдела КГБ УССР, фонд № 263 КГБ УССР ( ВЧК -ОГПУ- НКВД): следователь фонд КГБ Архива учетно-архивного отдела при Совете Министров УССР.
  • под ред. Кудрицкий А.В., "Киев (энциклопедический справочник)", изд. 3-е доп., Глав. ред. Укр. Сов. Енц., Г. Киев, 1986 г., с. 351-352, 479-480.

Примечания

  1. стр.. 2 дела № 132654 УГБ НКВД и 7 отделение 4 отдела КГБ УССР, фонд КГБ УССР