Надо Знать

добавить знаний



Тиамат



Мардук (справа) сражается с Тиамат.

Тиамат - в вавилонской мифологии монстр, первая богиня океана, слившись вместе со своим мужем АБСУ (бог пресной воды) породила космос и богов. Миф о Тиамат можно разделить на две части. В первой богиня выступает в роли творца, через "Священное слияния" соленой и пресной воды создает мир. Во второй части Тиамат монстр - воплощение первичного хаоса. Такой переход возможен через переход к более выраженному патриархального уклада, с монархом "люгалом" (Лю - человек, Гал - большой), который произошел при периоде ранней династии истории Шумера, и институализации воин. От некоторых источников можем узнать, что Тиамат изображалась в виде морского змея или дракона. В Энума Элиш, вавилонской поэме о сотворении мира она создает первые божества, однако затем воюет с ними и бог грома Мардук убивает ее. Небеса и земля сформированные из ее разделенного тела.

Тиамат также была известна как Талат в первом томе вавилонянськои истории вселенной. Имя Тиамат могло быть сформировано как ошибка при переводе, потому что в ассирийских переводах Энума Элиш оно означает море.

Хотя многие современные авторы описывают Тиамат как морского змея или дракона, это не подтверждается оригинальными текстам, и поэтому это спорный вопрос. Сегодняшний образ Тиамат происходит с 1970 годов с ролевой настольной игры Dungeons & Dragons. Образ причиной поздняя мифическое существо Лотан. В Энума Элиш сказано, что Тиамат породила драконов и змей, однако также включены в список чудовища среди которых есть и люди-скорпионы и русалки. Причем никакие из детей не похож своей божественной матери, даже не чисто морскими монстрами. Описание в поэме Энума Элиш очень расплывчатое, Тиамат имеет хвост, бедра, живот, грудь, ребра плечи, шею, голову, череп, глаза, уши, рот, губы, сердце, вены, артерии, кровь.


Тиамат на вавилонской печати



Мифология

Апсу и Тиамат породили Лахму и Лахаму богов - чудовищ, в свою очередь были родителями божества неба Аншар и богини матери - земли Кишар. Когда Аншар и Кишар встретились сливаясь на горизонте, то за мифологией породили Ну и Ки.

Тиамат была персонификацией соленой воды, стихии хаоса ревело и сносило все на своем пути. Она и Апсу заполняли "ничто" своими водами. Это были два первичные боги что сотворили все.

В мифе который был записан клинописью на глиняных табличках бог Энки думал, что Апсу недоволен своими детьми - младшими богами и собирается их уничтожить. Поэтому молодний бог заточил и убил Апсу. Это разозлило Кингу, сына Тиамат и Апсу, который сразу рассказал все матери, которая создала монстров чтобы победить божеств, чтобы отомстить за Апсу. Это были гигантские морские змеи, демоны бури, люди - рыбы, люди-скорпионы и многие другие.

Тиамат владела плитками Судьбы, и в первой битве она дала их к Кингу, которого она выбрала себе любовника и генерала армии монстров. Молодые боги ужаснулись, но Ану (потом его заменили на Энлиля, а во времена Первой династии Вавилона на Мардука) взяв обещание, что станет главным среди богов, победил ее вооружившись стрелами ветра, сетями, палкой и копьем.

Розкроившы Тиамат надвое он сделал с ее ребер мир небесный и земной. Плачущие глаза Тиамат стали Тигром и Евфратом, ее хвост стал Млечным Путем. При согласии других богов Ану отобрал Плитки Доли в Кингу и стал председателем Вавилонскому пантеона. Самого Кингу был убит, его кровь смешали с красным грязью, и создали человечество, для служения младшим божествам Игиги.


Интерпретации

Миф о Тиамат один из ранних мифов о хаосе: битва героя с морским чудовищем, змеем или драконом. Подобные мифы: хеттский миф о Иллуянка, и греческий миф о Апполона, который убивает Питона чтобы стать Дельфийским Оракулом, или скандинавский миф о битве Тора с Ермунганда.

Литература

1. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

2. Palmer, Abram Smythe. Babylonian influence on the Bible and popular beliefs: "Tĕh?m and Ti?mat", "Hades and Satan": a comparative study of Genesis I. 2 (London, 1897)

3. Steinkeller, Piotr. "On Rulers, Priests and Sacred Marriage: tracing the evolution of early Sumerian kingship" in Wanatabe, K. (Ed.), Priests and Officials in the Ancient Near East (Heidelberg 1999) pp.103-38.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам