Надо Знать![]() |
ВведениеТинторетто (полное настоящее имя Якопо робуста итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto * 29 сентября 1518 - 31 мая 1594) - итальянский художник из города Венеция, представитель позднего венецианского Возрождения и маньеризма. Рисовал портреты, религиозные и алегорочни композиции. 1. Биография1.1. НикТинторетто - прозвище, идет от итальянского Тинто ("пятно"), в очень свободном переводе "неопрятный". Отец будущего художника был красильщиком хлопка (tintore). Возможно, от этого шло и возникновения прозвища мастера. Якопо не обижался на это прозвище. Более того, он взял его официально, о чем свидетельствует сохранившийся документ от нотариуса от 1539 года. 1.2. Биограф венецианских художниковИм был Карло Ридольфи (1594-1658). К сожалению, он родился в год смерти Тинторетто и не встретил того живым. Карло Ридольфи и напечатал в 1648 году "Чудеса искусства или Жизнеописания самых известных художников Венеции". Ридольфи отталкивался в своей книге от образца, представленного Вазари, поэтому легенды, предания и факты подал в смеси. Реальный Якопо робуста был несколько другим. 1.3. Нищая юностьСемья Робуста не принадлежала к богачам или нобилей Венеции. Поэтому молодой Якопо зарабатывал на жизнь покраской и росписью домов и свадебных сундуков - кассоне. Нет точных сведений и об учителях Якопо, а короткое обучение в Тициана считают легенде. Если у Тинторетто не было своего учителя, то он автодидакт и это делает ему честь как личности, который создал себя сам. Он мог многое заимствовать из картин своих предшественников и современников. Ведь Венеция удивляла гостей и жителей города художественными сокровищами в многочисленных церквях и дворцах не хуже Флоренцию или Рим. 16 века в Италии было в основном искусством суток маньеризма. И большой привкус маньеризма имеет много произведений Тинторетто. Но в Венеции ясное и гармоничное искусство Возрождения задержалось дольше, чем во Флоренции или Риме. Венеция имела свои особенности и в истории, и в искусстве долгие века. Поэтому утренние произведения Тинторетто и портреты его кисти вполне в стиле Возрождения, а религиозные образы преимущественно в стилистике маньеризма. Его творчество было на длинном переходе этих направлений из одного в другой. 1.4. Художественная манера и ракурсДаже среди венецианских мастеров, таких индивидуальных и личных, художественная манера Тинторетто заняла особое место. Разрабатывая какую-то композицию, мастер лепил маленькие фигуры и привязывал их нитками к рами.Вин менял их расположение, декор тощо.Композиции Тинторетто удивляют свежестью и необычностью. Как никто, он владел искусством использования необычного ракурса. Не менее индивидуальной была его манера наложения красок на холст - быстрая, темпераментная, разная по товшиною в разных местах картины. По выражению русского художника 19 века Сурикова, Тинторетто пахал в защищал краски, как землю в поле. 1.5. Рисунки ТинтореттоНе менее индивидуальным был Тинторетто и в своих рисунках. Их сохранилось немного. Но, вероятно, их и не было много. Потому как большинство мастеров Венеции, он часто рисовал сразу на холсте, полагаясь на найденную на моделях композицию и свою могучую уяву.Це не всегда работало на выразительность и завершенный вид картин.Сучасникив раздражали фигуры второго ряда на полотнах мастера плохо вырисовано лицами или схематичным одеждой , через который виднелись деревья или детали на тли.Е картины, вполне созданные без наблюдений за натурою.Их отличает искусственность, фантазийность, которую заметили и современники. Картины Тинторетто очень разные по художественными качествами, иногда небрежны. Тинторетто оправдывался обилием заказ и вынужденной скоростью своей работы. Но он не требовал больших за свои картины, как Тициан, а долю картин отдавал вообще бесплатно. 1.6. Портреты кисти Тинторетто1.7. Скуола Гранде ди Сан Марко в ВенецииОсобенностью общественной жизни венецианцев 16 века были религиозными кружки, собирались в скуолах.Кожна Скуола выбирала себе какого-то Святого за покровителя. Святой Марк был покровителем города Венеция, которому посвятили главный собор города. Была еще и Скуола Святого Марка. В 1540-е годы Тинторетто вместе с другими художниками участвовал в декорировании этой сколы. Его произведения понравились и он перезнакомился с кружком. Чуть позже он вступает в брак с дочерью главного охранника Скуоль и становится для кружка вполне своим. К Тинторетто впоследствии перейдут все заказы на картины для этой Скуоль, потому что он что-то вроде официального художника кружка. Один из шедевров Тинторетто - картина "Чудо Святого Марка" 1548 - нарисована именно для "своей" Скуоль (ныне в Галерее Академии, Венеция). Работал Тинторетто и для других Скуоль. Для Скуоль Сан Рокко (захисника от чумы) Тинторетто нарисовал более 50 картин. 1.8. Семья и дочь художницаВ семье было трое детей, два сына и дочь - Мариэтта робуста Тинторетто. Дети помогали отцу в выполнении многих замов. А дочь станет одной из первых женщин художниц в Венеции. Марфетта умерла в возрасте 30 лет, что было большой потерей для семьи. Отец был настолько подавленным преждевременной смертью дочери, дал обещание молчания. 1.9. Единственная путешествие ТинтореттоСлава Тинторетто пересекла Венецию и мастер получил закажите от герцога из города Мантуя. Художник с помощниками за год выполнили Закажи и Тинторетто получил предложено герцогского двора, чтобы представить там свои картины. Художник посетил Мантую, такую не похожую на Венецию. Исследователи считают, что это была единственная далекое путешествие мастера, никогда не оставлял родного города. 1.10. СмертьТинторетто услышал собственную смерть в возрасте 75 рокив.Вин пишет завещание и приказывает сыну Доменико закончить картины, которые находились в майстерни.Художник умер в мае 1594 и был похоронен на кладбище церкви Санта Мария дель Орто ( Церковь Мадонна делльОрто), где чуть раньше похоронили и его дочь Мариэтту. 1.11. Страны мира, где хранят произведения Тинторетто
2. Источники, ссылки и литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |