Надо Знать

добавить знаний



Титаник


RMS Titanic 3.jpg

План:


Введение

Титаник ( англ. RMS [1] Titanic ) - Крупнейшее пассажирское судно мира класса Олимпик на время своего построения. Титаник принадлежал английской компании White Star Line. Во время первого рейса 14 апреля 1912 лайнер столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул. В этой аварии погибли 1517 человек. История Титаника стала легендарной благодаря, в частности, нескольким художественным фильмам, снятым по мотивам этой трагедии. Последний фильм 1997 года получил премии Оскар и имел феноменальный успех в прокате.


1. Построение и предыстория

История Титаника началась в начале 20 века, в период острой конкурентной борьбы между основными транспортными компаниями того времени, которые осуществляли трансатлантические перевозки пассажиров, - компаниями Cunard Line и White Star Line. 1902 компании White Star Line выкупил американский финансовый магнат Джон Пирпонт Морган с намерением монополизировать трансатлантические транспортные пути, избавиться конкуренции и добиться общих стандартов стоимости пассажирских и грузовых перевозок [2]. 1902 года Джозеф Брюс Исмей - финансист и сын основателя компании участвовал в продаже компании Уайт Стар Дж. П. Моргану и остался с новым владельцем как генеральный менеджер и директор компании. Считается, что идея построить огромный лайнер появилась во время одной вечеринки, где Исмей обсуждал с коллегами достижения своих конкурентов - компании Кунард -, которая начала строить крупные лайнеры Лузитания и Мавритания. По мнению Исмея, компании было бы гораздо выгоднее иметь один-два больших лайнера, чем несколько мелких, поэтому решили превзойти конкурентов с еще большими судами Олимпиком, Титаником и Гигантика [3].


1.1. Строительство

Строительство Титаника
Винты Титаника

31 марта 1909 киль Титаника было заложено на верфи фирмы Harland and Wolff в Квинс-Айленде у Белфаста. Судно строили с помощью крупнейшего в мире портального крана, рядом с другим лайнером Олимпиком, строительство которого началось раньше [4]. Через два года и два месяца - 31 мая 1911 - Титаник спущен на воду, а внутреннюю оснастку завершили 31 марта 1912. Титаник был несколько улучшенной моделью своего предшественника - Олимпика. Его длина достигала 259,83 м, а ширина 28,19 м, общая вместимость - 46,328 рег. т, а водоизмещение - 52,147 тонны при осадке 10,54 метра. В то время он был самым большим судном в мире, чуть больше даже при Олимпик.

Титаник был крупнейшим судном, которое когда-либо до него строилось. На лайнере было три винта и комбинированная силовая установка. Она состояла из двух групп четырехцилиндровых поршневых паровых машин вращали два трьохлопатевих боковых винта, каждый весом 38 тонн, и паровой турбины низкого давления, которая вращала Четырехлопастный средний винт весом 22 тонны. Мощность паровых машин и турбины равнялась менее 55 000 л., Что позволяло развивать скорость более 23 узлов. Турбина размещалась в кормовой части судна. Ближе к носовой части располагались паровые машины, далее шесть отсеков были заняты 24 котлами, которые производили пар для главных машин, турбин, генераторов и вспомогательных механизмов. Каждый котел имел 6 печек, а еще 5 вспомогательных котлов имели по 3 печки " [4].

В конструкции судна использовали новейшие технологии того времени. Его дизайн был настолько революционным, что журнал "Шипбилдер" (Shipbuilder) провозгласил его "практически непотопляемым". Внутри трюм Титаника была разделена 15 поперечными переборками на 16 крупных водонепроницаемых отсеков. Перегородки, однако, достигали только палубы Е. Конструкция позволяла судну оставаться на плаву с двумя любыми затопленными отсеками, или даже четырьмя первыми отсеками, но затопления большого количества отсеков или отсеков в других частях корпуса могло привести к потоплению всего судна. Однако считалось, что революционные в то время нововведения (например, электрические люки между отсеками) позволят избежать больших проблем.


1.2. Внутренняя отделка

Большие Лестница на Олимпике, такие же были на Титанике.
Кафе Parisien.

Кроме новейших технологий того времени, Титаник был также роскошно оборудованный многими изысканными удобствами и роскошью. На судне кроме обычных для того времени удобств, были также бассейн, спортзал, турецкая баня, библиотека и зал для игры в мяч. Даже каюты третьего класса были лучше, чем на любом другом корабле, каюты же первого класса были непревзойденные по уровню роскоши, отделки и удобств. Они имели изысканная мебель с драгоценными украшениями, картины и частный променад. Стоимость билета в таких каютах была примерно 4 350 долларов - огромная сумма для того времени. Также к услугам пассажиров первого класса было кафе Паризьен (Parisien), которое предлагало изысканную европейскую кухню в шикарно отделанном кафе и на веранде. Для удобства пассажиров первого класса были также три лифта и один лифт для второго класса.

Оригинальной и изысканной частью интерьера лайнера были Великие Ступени Титаника. Они простирались на пять палуб - сверху до палубы Е и были шикарно украшенные резьбой по дереву дуба, имели позолоту, скульптуры и часы. Помещение освещалось электрическими канделябрами, но также существовало и натуральное освещение через купол стеклянной крыши [5].


1.3. Состав команды и пассажиров

На Титанике было семь офицеров - трое старших и четверо младших. Капитаном Титаника был назначен Эдварда Джона Смита - английского мореплавателя с большим опытом. Смиту доверяли как пассажиры так и руководство компании, несмотря на аварию под его руководством, во время которой лайнер Олимпик столкнулся с другим кораблем и пострадал. Сам капитан Смит планировал уйти на пенсию после этого рейса Титаника.

Пассажиры Титаника представляли собой настоящий бомонд того времени - миллионеры, финансовые магнаты, европейская знать и другие выдающиеся личности. Наиболее известными были миллионер Джон Джейкоб Астор IV, индустриальный магнат Бенджамин Гугенгайм, обладатель ряда магазинов Исидор Страус, Сэр Козмо Даф-Гордон и многие другие. Среди присутствующих также была миллионерша Маргарет (Молли) Браун, которая получила славу именно благодаря ее путешествия и спасению во время аварии. По ее храбрость и бесшабашность американская пресса назовет ее позже "непотопляемой Молли" - ее персонаж появится в нескольких пьесах и фильмах. Главный менеджер компании Брюс Исмей также принял участие в этом рейсе - его намерением было сравнить уровень сервиса и характеристики Титаника с Марселем, который прошел испытания год назад. Для этого в рейс были приглашены также главного инженера, который строил корабль - Томаса Эндрюса и нескольких других специалистов.

Для развлечения пассажиров было законтрактовано оркестр из восьми человек: семерых англичан и одного француза. Поведение членов оркестра во время аварии тоже стала легендарной, поскольку пытаясь унять страсти и предотвратить панику они играли почти до самого конца и поэтому не смогли спастись.


2. Первый рейс и авария

Начало первого рейса в среду 10 апреля 1912 году едва не завершился катастрофой для Титаника. Когда было подано команду видшвартуватися, Титаник так быстро начал выходить из гавани Саутгемптону, что поднял большую волну, и от нее оборвались тросы другой американского корабля, стоявшего на приколе и он едва не столкнулся с Титаником. Только благодаря своевременным командам и решительным действиям капитана Смита удалось предотвратить аварии еще в гавани Саутгемптона.


2.1. Предупреждения об айсбергах

Айсберг с которым возможно столкнулся Титаник. Сфотографирован 15 апреля 1912 с борта Карпатии

14 апреля 1912 - в воскресенье в день аварии было получено несколько сообщений о лед и айсберги у побережья Северной Америки. Многие из них были гораздо южнее обычного, как раз на пути транспортных сетей. Еще в пятницу и субботу поступали телеграммы с предупреждениями от других кораблей, которые наблюдали айсберги на своем пути. Первое сообщение об айсбергах и лед в воскресенье было получено и в 13:40 переданы капитану Смиту, который вместо того, чтобы вывесить его на капитанском мостике, передал его Брюсу Исмей и вернул только значительно позже. Под влиянием этого сообщения и еще двух телеграмм позже капитан Смит изменил курс Титаника отклонив его на 16 километров южнее обычного маршрута. Еще одна более конкретная телеграмма поступила от немецкого судна Америка в 13:45, которая сообщала о двух больших айсберги значительно южнее обычного. Однако эта телеграмма так и не попала на капитанский мостик - получив телеграмму радисты начали ремонтировать передатчик, не обратив на телеграмму внимания и положив ее в кучу с другими бумагами [5]. Эта важнейшая новость так и не попала во внимание команды и Титаник продолжал продвигаться вперед на большой скорости - 22,5 узлов (41,6 км / ч). Хотя команда и имела многочисленные предупреждения об айсбергах и лед, действенных мер принято не было и уверенность в технологических новшествах лайнера давала капитану и команде надежду, что беду можно будет обойти.


2.2. Столкновение

Курс Титаника

На протяжении всей недели Титаник приближался к побережью Северной Америки на большой скорости и команда уделяла больше внимания резкому снижению температуры и другим ежедневным хлопотам, чем мерам безопасности. В частности, в воскресенье не состоялась тренировка экипажей спасательных лодок, которое было предусмотрено циркуляром компании White Star Line, однако никто не обратил на это внимания, зато второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер распорядился принять меры, чтобы запасы пресной воды не замерзли в связи с низкой температурой [5]. Капитан Смит обсудил с Лайтоллер ситуацию и пошел спать. Было отмечено, что море было очень тихим, что также было опасным ввиду того, что без ветра не было волн вокруг айсберга, которые можно было бы увидеть издалека. К тому же, матросы в "вороньем гнезде" - смотровой площадке на высокой мачте - не имели биноклей. Матросов, которые просматривали таким образом путь корабля, нанимали именно для этой работы и в смятении первого рейса забыли обеспечить их биноклями [6]. Впрочем, даже если бинокли и были бы, увидеть айсберг в темноте безлунной тихой ночи на большом расстоянии было почти невозможно.

В 23:40 одному из матросов в "вороньем гнезде" - Фредерику Флит удалось разглядеть большой айсберг раз по курсу корабля, и он быстро ударил в колокол и позвонил на капитанский мостик. Получив новость, шестой помощник капитана Джеймс Муди и старший офицер срочно приняли меры - машинному отделению было подано команду остановить двигатель и перевести вращения винтов в обратном направлении, штурвал был возвращен влево до конца. Несмотря на это, судну не хватило расстояния для полного поворота, чтобы обойти айсберг, и он пробил обшивку вдоль борта, повредив таким образом стальные пластины ниже ватерлинии и вызвав затопление трюма. Хотя помощник капитана Мэрдок и позакрывал автоматические люки между отсеками, повреждения вдоль всего борта привело к затоплению сразу шестерых отсеков. К тому же перегородки не были сплошными и достигали только палубы Е.


2.3. Эвакуация пассажиров

Пассажиры в одной из лодок.

От незначительного толчка не проснулся почти никто, кроме нескольких пассажиров и капитана Смита, который сразу приказал проверить трюмы лайнера. Новости были неутешительными: трюм быстро наполнялся водой - первые шесть отсеков оказались пробитыми. Чем больше воды попадало в носовую часть, тем глубже нос корабля погружался в океан. Перегородки водонепроницаемых отсеков не были сплошными - вода заполняла первой перегородки и, достигнув палубы Е, переливалась в другие. Инженер Томас Эндрюс после осмотра судна доложил, что Титаник утонет через час и поэтому было принято решение подать сигнал бедствия CQD другим кораблям. Вместе с обычным для британских судов кодом CQD радист Джек Филлипс начал также передавать другой сигнал бедствия SOS. В ближайшее кораблем, готовым прийти на помощь, было судно Карпатия, которое могло добраться до места аварии только через четыре часа. Учитывая это, капитан Смит приказал начать эвакуацию пассажиров и спустить спасательные шлюпки на воду.

Уже после полуночи пассажиры преимущественно первого класса начали собираться на палубе и располагаться в шлюпках. Команда корабля не была достаточно обучена этой процедуре и много шлюпок наполнялись только более, чем на половину. Первую лодку, рассчитанную на 65 человек, был спущен лишь с 27 пассажирами, преимущественно первого класса. Это упущение команды стоил жизни около 500 людям, которые могли бы спастись на свободных местах [7]. Некоторые офицеры позже объяснять это опасениями, что шлюпки могли не выдержать нагрузки во время спуска на воду. Одно из неписаных правил требовало, чтобы женщины и дети имели шанс на спасение первыми - и команда в целом придерживалась этого правила, однако некоторые мужчины - особенно с первого класса также попали в шлюпок. Среди них был и Брюс Исмей, которому удалось спастись вместе с женщинами и детьми. Пассажиры третьего класса имели меньше шансов на спасение, а пассажиры мужского пола в целом еще меньше. Среди погибших был сам капитан Смит, главный инженер Эндрюс; с 56 миллионеров первого класса только нескольким удалось спастись - остальные либо не смогли, или решили закончить свою жизнь "с честью".


2.4. Потопление Титаника

В 2:10 ночи вода в носовой части завесила столько, что начала погружать нос и поднимать корму из воды. В 2:17 корма уже была поднята из воды под углом в 45 и привело к обрушению дымовых труб и затопления центральной части лайнера через пробитый стеклянный купол. В настоящее время среди уцелевших пассажиров уже началась паника - мебель, закрепленное оборудование стали переворачиваться, погас свет. Даже массивные котлы внизу не выдержали нагрузки и, оторвавшись, проломили несколько перегородок трюма. В 2:18 корпус корабля, не выдержав нагрузки, разломился пополам. Носовая часть сразу ушла на дно. Кормовая часть оставалась вертикально на плаву еще минуту, и в 2:19 тоже ушла под воду.


2.5. Спасение уцелевших

Корабли вокруг Титаника

После того как корабль затонул сотни людей остались в холодной воде. Некоторые погибли сразу от травм, либо утонули - однако большинство умерли от холода. Холодная вода снижала температуру тела настолько, что это останавливало кровообращение и препятствовало деятельности многих органов - в первую очередь легких. Между тем некоторые пассажиры в 18 шлюпках колебались, не стоило вернуться и подбирать уцелевших из моря. Было опасение, что в панике шлюпки будут переполнены и тоже пойдут на дно. Только позже пятый помощник капитана Гарольд Лоу пересадил пассажиров в другие шлюпки, освободил две лодки, вернулся и таким образом спас жизнь еще нескольким людям. Однако не все спасены смогли выжить - для нескольких из них переохлаждение организма было слишком тяжелым.

Несколько пассажиров и членов команды утверждали, что видели в темноте огни другого корабля, но он не отвечал на призывы о помощи по радио и не реагировал на ракеты с Титаника. Позже выяснилось, что это было другое американское судно Калифорниан, которое остановилось на ночь через большое количество айсбергов вокруг и опасения столкновения. Оператор радио тоже пошел спать и не слышал призывы о помощи с корабля, тонущего [8]. Таким образом, только Карпатия шла на помощь и на время ее прибытия многим уже не удалось выжить. После трагедии с Титаником было принято положение о непрерывном радиоэфир.

Получив сигналы CQD и SOS с Титаника, значительно меньше корабль Карпатия под руководством капитана Генри Ростона направлялся к месту аварии и прибыл в район катастрофы около 3:35 ночи, однако, только в 4 часа удалось разглядеть в темноте зеленый факел, которым офицеры Титаника, выживших сообщали о своем местонахождении. Через пять часов всех уцелевших пассажиров были подобраны на борт Карпатии и в 9:10 утра судно направилось в Нью-Йорк. Учитывая большое количество айсбергов, капитан Ростон продвигался осторожно и медленно и только утром 17 апреля 1912 г. Карпатия прибыла в Нью-Йорк.


3. Последствия и выводы

История о том, как затонул такой совершенный корабль как Титаник, и гибель такого большого количества людей стала главной новостью еще до прибытия Карпатии в Нью-Йорк. Однако новости были изначально ошибочными и с большими неточностями. Только с прибытием спасенных пассажиров начала вырисовываться истинная картина трагедии: с 1324 пассажиров и 899 членов экипажа Титаника только 706 удалось спастись. Позже 320 тел были найдены на поверхности океана; погибших подбирало специальное судно, зафрахтованное компанией White Star Line. Их похоронили тоже за счет компании в городе Галифаксе.

Расследование обстоятельств трагедии стали сразу две правительственные комиссии - США и Великобритании. Почти сразу после прибытия в Нью-Йорк, 19 апреля началось заседание сенатской подкомиссии США, которая расследовала обстоятельства аварии. Председатель подкомиссии сенатор Уильям Смит хотел провести расследование быстрее, пока обстоятельства аварии были еще свежими в памяти свидетелей. Брюса Исмея трижды запрещали выезжать в Великобританию и несколько раз вызывали в качестве свидетеля на заседание комиссии.

Британская сторона возмущалась не только задержанием британских граждан в США, но и собственно факту расследования американцами трагедии британского судна в международных водах. Британская следственная комиссия была созвана 2 мая 1912 и сосредоточила свое внимание, помимо прочего, в качестве американского корабля Калифорниан, который, как оказалось, был все время рядом и наблюдал за ракетами с Титаника, но так и не пришел на помощь [9].

Вместе обе комиссии пришли к одинаковым выводам относительно причин аварии, в частности, что многие меры безопасности или были устаревшими, или проигнорированы. Учитывая это, было рекомендовано внедрить новые требования к дизайну корпуса кораблей, спасательных жилетов, тренировок эвакуации, сигналов о помощи и т.д.. Отдельно рекомендовалось, чтобы количество спасательных лодок соответствовало количеству пассажиров на борту судна. В следующем году, в ноябре 1913 г. в Лондоне состоялось заседание международной комиссии, которая имела целью учредить специальный морской патруль в составе береговой охраны США для исследования айсбергов у берегов США. Также было решено, что радиостанции на судах должны работать круглосуточно, и для них должны быть запасные источники электроэнергии.

Испытания, проведенные на Олимпике, доказали, что на поворот Титаник потратил 37 секунд. Также было обнаружено, что если бы двигатели Титаника работали на передний ход, то корабль успел бы уклониться от айсберга (включение заднего хода значительно уменьшает управляемость корабля). Судостроители из Белфаста говорят, что лайнер не затонул бы, если бы получил весь удар айсберга на форштевень [ ], Конечно для пассажиров, которые находились в носовой части судна, это было бы мгновенной гибелью, ведь нос судна увигнувся бы на 30 метров.


4. Современные исследования

"Нос" Титаника сфотографирован в июне 2004

Сразу после того, как корабль затонул, и позже, спустя годы, история Титаника и его пассажиров привлекала как любителей, так и специалистов. Было разработано несколько теорий подъема корабля на поверхность, однако большинство из них были более фантастическими, чем практическими. 1968 был основан "Союз спасения Титаника", однако им так и не удалось не то что собрать достаточно средств, а также определить местоположение корабля на морском дне. Считалось, что координат корабля, представленных во время аварии, было достаточно чтобы легко его найти. Однако нескольким экспедициям это не удалось, несмотря на большие средства и участие известных океанологов и других специалистов.


4.1. Находка обломков

Серьезно проблемой исследования Титаника занялся только руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс-Холського океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Баллард. Доктор Баллард не только выучил всю историю, как лайнер затонул, но также получил достаточное финансирование от ВМС США и построил два крепких глубоководных батискафы для исследования Титаника на двухкилометровой глубине. Поиски вместе с французской командой длились две недели и наконец, в конце срока пребывания экспедиции, 1 сентября 1985 г. в 12:48 ночи ученым удалось разглядеть одну из крупных котлов Титаника на дне морском. В течение оставшихся двух дней были найдены другие части корабля, что подтвердило теорию о его разлом пополам. Было сделано тысячи фотографий со дна океана, которые стали действительно сенсационными. Корабль хоть и разломился, но лежал на дне горизонтально. Позже Баллард вернулся еще несколько раз, каждый раз освещая обстоятельства трагедии и состояние обломков Титаника на дне [10].

Несколько других экспедиций исследовали обломки корабля, добавляя новые факты и фотографии. Однако скоро стало ясно, что поднять Титаник со дна было почти невозможно и неуместно. Место трагедии теперь считается братской могилой сотен погибших пассажиров и охраняется международными законами. По словам ученых, в таком состоянии корабль будет находиться еще около 50 лет, пока океан не поглотит его окончательно.


5. Титаник в культуре

Титаник и его гибель оставались в центре общественного внимания в течение десятков лет. По мотивам этой трагедии было написано несколько романов и документальных исследований. Первые книги том, как утонул корабль, появились всего через несколько месяцев после аварии и пытались представить свои версии случившегося. Свидетели трагедии - помощник капитана Чарльз Лайтоллер и пассажир Джек Тайлер тоже написали книги со своими версиями событий. Трагедия Титаника также стала сюжетом многих приключенческих романов, самый известный среди которых роман Клайва Касслер 1976 года "Поднять Титаник", который несколько фантастически описывает поднятия корабля во время поединка советских и американских спецслужб Холодной войны. Еще несколько известных книг описывали события на лайнере и некоторые из них даже были экранизированы в многочисленных фильмах.

События, связанные с утонули Титаником, появились по крайней мере в десяти фильмах на телевидении и в кино [11]. Наиболее известные из них:

  • "Спасенные из Титаника" (Saved From the Titanic) 1912 г.,
  • "Среди ночи и льда" (In Nacht und Eis) 1912 г.
  • "Атлантик" (Atlantic) 1929 г.
  • "Титаник" (Titanic) 1943 г.
  • "Титаник" (Titanic) 1953
  • "Незабываемая ночь" (A Night to Remember) 1958 г.
  • "SOS Титаник" (SOS Titanic) 1979 г.
  • "Поднять" Титаник "" (Raise the Titanic!) 1980 г.
  • "Титаник" (Titanic) 1996 г.
  • "Титаник" (Titanic) 1997

Самым популярным среди всех был фильм 1997 года, снят Джеймсом Камероном с Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в главных ролях. Этот фильм не только получил несколько Оскаров, но и превзошел все рекорды по количеству зрителей, пришедших посмотреть фильм. Кроме хорошей игры историки отметили достоверность многих событий, изображенных на экране. Интересным моментом фильма было использование имени главного героя Джека Досон, могила которого действительно нашлась на кладбище жертв Титаника, однако выяснилось, что на самом деле J. Dawson был не Джек, а Джеймс. Он был кочегаром на судне и в действительности погиб во время трагедии [12].


6. Конспирологические теории

Вокруг Титаника кипела несколько конспирологических теорий. В начале века наиболее распространенной была теория, что Титаник затопили намеренно чтобы получить страховые деньги за него, или, что в действительности утонул другой братской корабль "Олимпик", и общественность таким образом вводят в заблуждение. Ни эта теория, ни теории проклятий или таинственных грузов на борту Титаника не имеют исторического обоснования.

Только одна теория до сих пор осталась необъяснимой, а само издание (за 14 лет до событий) романа Моргана Робертса "Тщетность" (Futility) 1898 г. Этот роман задолго до идеи сооружения Титаника описывает путешествие другого крупного трансатлантического судна "Титан", который тоже описано как "непотопляемый", и тоже, как Титаник, столкнулся с айсбергом и затонул почти при тех же обстоятельствах и с таким же количеством жертв, и известный лайнер 14 лет спустя. Несмотря на все теории, это довольно странное стечение обстоятельств, или удивительно удивительное совпадение имен, мест и событий не удалось объяснить [13] [14].


7. Празднование 100-летия со дня гибели

2012 года состоялась ряд мемориальных мероприятий по случаю 100-летия со дня гибели лайнера. Так, 1 апреля 2012 Белфасте, где был построен корабль, открыт музей Титаник Белфаст (англ. Titanic Belfast) [15]. 8 апреля с Саутгемптона, откуда Титаник начал свое первое и последнее плавание, тем же путем отплыло в мемориальный круиз судно Балморал [16]. Обломки корабля занесены в Мировой наследия ЮНЕСКО как подводное культурное наследие [17]. Также к годовщине был переиздан в формате 3D, возможно, самый известный фильм Титаник (1997) [18]. Кроме того во всем мире проходят многочисленные выставки, аукционы по продаже вещей, связанных с Титаником, и другие мероприятия памяти загибом [19] [20].


Примечания

  1. Обозначение RMS (Royal Mail Steamer) было добавлено, чтобы обозначить, что Титаник также был почтовым кораблем.
  2. Союз исследования истории Титаника - www.titanichistoricalsociety.org/articles/titanicpastandpresent1.asp (Англ.)
  3. После трагедии Титаника другое судно из этой серии - Гигантик - переименовали в "Британик.
  4. а б "Титаник" - корабль - легенда. Конструкция. - home.tula.net / titanic / central.htm (Рус.)
  5. а б в Эдвард С. Камуда. Титаник: Прошлое и настоящее. Часть 3. - www.titanichistoricalsociety.org/articles/titanicpastandpresent1.asp (Англ.)
  6. Д. А. Батлер. Непотопляемый: Полная история Титаника. с. 66. [1] - books.google.com / books? id = JIj1Hu4BGLIC & pg = 10 & lpg = 10 & sig = oMFyPQ_5xY7nMAsRhShOzj7XD60 & hl = en # PPR7, M1 (Англ.)
  7. Эдвард С. Камуда. Титаник: Прошлое и настоящее. Часть 4. [2] - www.titanichistoricalsociety.org/articles/titanicpastandpresent1.asp (Англ.)
  8. Д. А. Батлер. Непотопляемый: Полная история Титаника. с. 113. [3] - books.google.com / books? id = JIj1Hu4BGLIC & pg = 10 & lpg = 10 & sig = oMFyPQ_5xY7nMAsRhShOzj7XD60 & hl = en # PPR7, M1 (Англ.)
  9. Титаник - корабль - легенда. Расследование. [4] - home.tula.net / titanic / central.htm (Рус.)
  10. Титаник - корабль - легенда. 75 лет спустя. [5] - home.tula.net / titanic / central.htm (Рус.)
  11. Материал взят из английской Википедии: "Титаник" в поп-культуре
  12. Энциклопедия Титаника. Настоящий Джек Досон. [6] - www.encyclopedia-titanica.org/item/1519/ (Англ.)
  13. Морган Робертс "Тщетность" (Futility) 1898 [7] - www.msu.edu/ ~ daggy / cop / effluvia / twott-t.htm (Англ.)
  14. Трагическая история "Титаника" была подробно описана в повести за несколько лет до катастрофы - newsru.ua/world/12apr2012/titanikititan.html newsru.ua, 12 апреля 2012
  15. Когда "Титаник" выходил в море, с ним было все в порядке ... - ua.euronews.com/2012/04/02/titanic-belfast-symbolises-new-northern-ireland / euronews, 02.04.2012
  16. Должны Титаника: круиз по тому же маршруту - www.bbc.co.uk/ukrainian/multimedia/2012/04/120409_titanic_balmoral_new_to_use_ak.shtml Украинская служба Би-Би-Си, 9 апреля 2012
  17. ЮНЕСКО берет под охрану обломки "Титаника" - www.rbc.ua/ukr/top/show/yunesko-beret-pod-ohranu-oblomki-titanika--06042012092000 rbc.ua, 06.04.2012
  18. 3D ": В основе фильма история влюбленных Джека и Розы - 24 (телеканал), 04-04-12
  19. "Титаник": столетний "юбилей" - ua.euronews.com/2012/04/13/europe-remembers-the-doomed-liner-rms-titanic / euronews, 13.04.2012
  20. Исполняется 100 лет со времени гибели "Титаника" - 24tv.ua/home/showSingleNews.do? vipovnyuyetsya_100_rokiv_z_chasu_zagibeli_titanika & objectId = 209648 24 (телеканал), 14-04-12

Источники

  • "Титаник" - корабль - легенда. [8] - home.tula.net / titanic / central.htm (Рус.)
  • Эдвард С. Камуда. "Титаник": Прошлое и настоящее. [9] - www.titanichistoricalsociety.org/articles/titanicpastandpresent1.asp (Англ.)
  • Д. А. Батлер. Непотопляемый: Полная история "Титаника". ISBN 0-8117-1814-X [10] - books.google.com / books? id = JIj1Hu4BGLIC & pg = 10 & lpg = 10 & sig = oMFyPQ_5xY7nMAsRhShOzj7XD60 & hl = en # PPR7, M1 (Англ.)
  • Энциклопедия Титаника. Настоящий Джек Досон. [11] - www.encyclopedia-titanica.org/item/1519/ (Англ.)
  • Морган Робертс "Тщетность" [12] - www.msu.edu/ ~ daggy / cop / effluvia / twott-t.htm (Англ.)

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам