Надо Знать

добавить знаний



Тмутаракань



План:


Введение

Гермонаса и другие греческие колонии вдоль северного побережья Черного моря в 5-в веке нашей эры.
Древнегреческая бутылочка вырыта в Тмутаракани

Тмутаракань, Тмутаракань (Таматарха) - город, центр Тмутараканского княжества, которое располагалось на Таманском полуострове на месте бывшей греческой колонии Гермонасы (основанной в 6 в. до Р. Х.) и нынешней станицы Таманской ( Кубань).

Жители Тмутаракани ( адыгейцы - касоги, греки, аланы, русины, армяне) занимались рыболовством, виноградарством, ремеслами, торговлей.

Посредством Тмутаракани поддерживались политические и экономические связи Украины-Руси с Византией и Северным Кавказом.

Археологические раскопки ( 1930 - 1931 - А.Миллер [1], 1952 - 1955 - Б.Рибаков) обнаружили, что в 10 веке Тмутаракань была окружена оборонительной стеной, построенной из сушеной на солнце кирпича, имела мощеные камнем улицы и площади.


1. История Тмутаракани

1.1. Часть Хазарии

Древнейшее упоминание о Тмутаракань (Таматарху) представляет список епископств византийского патриархата с первой половины 8 века. В 9 веке Тмутаракань со всем Таманским полуостровом принадлежала хазарам.

По названию Самкерц, упомянутое в послании хазарского кагана Иосифа Кордовский халифу, относящийся примерно 950 р. В противном хазарскому документе, который хранится в Кембридже, есть известие о взятии Самбарея (еще одно имя города) князем Хальгу. Здесь, очевидно, речь идет о легендарного киевского князя Олега [ ].


1.2. Разгром хазар Святославом Игоревичем

Наследник Олега князь Святослав Игоревич в 965 году разгромил хазар, и история города связана с возникновением здесь русского Тмутараканского княжества.

Тмутаракань стала центром Тмутараканского княжества в составе Киевского государства, важным торговым городом с морским портом.


1.3. Владычество Мстислава Владимировича Храброго

Во 988 годом в ?Повести временных лет? впервые упоминается один из двенадцати сыновей великого князя Владимира Святого - Мстислав. Там же сообщается, что отец наделил Мстислава Тмутараканское землей.

  • В 1016 году Мстислав Владимирович, получивший [ Источник? ] прозвища Храброго и Отважного, помог византийскому императору отобрать у хазар Тавриду. Через шесть лет состоялось знаменитое единоборство Мстислава с князем касогов Редедею, так поэтически описано в летописи.

1.3.1. Построение собора Богородицы

С важных построек сохранились остатки фундаментов церкви Богородицы, 1023, по рассказу летописи ("Повесть временных лет"), поставил Мстислав Владимирович в благодарность за победу над ханом касогов Редедею. Победив Редедю и наложив на касогов дань, Мстислав построил в Тмутаракани церковь Пресвятой Богородицы. Возможно, фундамент этой церкви был открыт археологической экспедицией академика Б. А. Рыбакова.

Позднее, собрав войско из подвластных ему местных племен, Мстислав воевал со своим старшим братом, великим князем Ярославом Мудрым, и одержал победу, после которой к нему отошли все русские земли по левому берегу Днепра.


1.4. Княжение Глеба Святославича

  • После смерти Мстислава в 1036 году Тмутараканского княжества вместе с завоеванными землями отошло к Ярославу, что завещал его вкупе с Черниговской землей и "всей страной восточной" своему четвертому сыну, Святославова. Тот в свою очередь передал Тмутороканский престол в удельное княжение своему сыну Глебу.
  • В 1061 году, спасаясь от преследования великого князя Киевского Изяслава Ярославича, в Тмутаракань вбежал монах Киево-Печерского монастыря, впоследствии знаменитый летописец Никон.
  • В 1064 году двоюродный брат князя Глеба Ростислав Владимирович, не получивший судьбы, с воеводами Порей и Вышата захватили Тмутараканского княжества, выслав Глеба к отцу в Чернигов.
  • В 1065 году Святослав изгнал Ростислава из Тмутаракани, но после его ухода тот снова вернулся в город, а через год был отравлен византийцем Котопаном, который преподнес ему вино с ядом. Похоронен Ростислава в Тмутороканский церкви Пресвятой Богородицы, построенной еще Мстиславом Отважным.
  • После этого по поручению жителей Тмутаракани Никон, принимавший активное участие в общественной жизни княжества, поехал в Чернигов к Святославу просить возвращения Глеба на княжение.

1.4.1. Тмутороканский камень

В 1792 году на территории Таманской крепости был найден замечательный памятник русской (древнеукраинской) палеографии и эпиграфики XI века - знаменитый Тмутороканский камень, хранящийся сейчас в Эрмитаже. Надпись, высеченная на большом мраморном блоке, взятом из какой-то разрушенной постройки византийского или греческого времени, гласит: "В лето 6576 (примечание - 1068 г.), индикта 6, Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева 10000 и 4000 сажень ". Памятник является одним из древнейших русских надписей и точно датирует первой геодезический мероприятие на Руси. В переводе на современное летосчисление 6 индикт 6576 означает декабря 1067 - январь 1068 лет. Камень подтверждает показания русских летописей о существовании Тмутараканского княжества и устанавливает его точное местонахождение. До находки камня это княжество находилось разными исследователями в достаточно удаленных друг от друга уголках Древней Руси - от Литвы до Крыма. Так, В. Н. Татищев полагал, что Тмутаракань находилась в Рязанской области. М. М. Щербатов размещал ее в районе Азова. А. Лызлов и П. Рычков определяли местонахождение княжества и города возле Астрахани. И. Н. Болтина искал Тмутаракань в верховьях реки Ворсклы. Но еще в 1736 году, за 56 лет до находки камня, петербургский профессор Г.3.Байер писал: "Тмутаракань есть то самое место, что царь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи. Сейчас называется это место на турецких Ландкарта Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне рядом Меотичеського моря ".

  • Никон вскоре покинул Тмутаракань, чтобы выполнить свою историческую миссию [ Источник? ] - создать летописный свод 1073 года, который послужил основой "Повести временных лет". При отъезде Никон оставил на князя Глеба основанный в 1068 году на окраине Тмутаракани монастырь, созданный по образцу Печерский. Возможно [ Источник? ], этот монастырь располагался у подножия горы Бориса и Глеба на Фанагорийському острове.

1.5. Княжение Романа Красного и Олега Гориславича

  • В 1074 выехал из Тмутаракани Глеб, получивший в наследство Новгород. В княжестве остались его младшие братья - Роман Красный и Олег Гориславич. Роман и Олег вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем, пригласив половцев, совершили поход на Чернигов и захватили его. Великий князь Изяслав и его брат Всеволод заключили с половцами сепаратный договор и разбили дружины братьев. Роман был убит, а Олег схвачен половцами и отправлен в Константинополь, а затем в ссылку на остров Родос.

1.6. Наместничество Ратибора от князя Всеволода

Наследник Изяслава великий князь Всеволод послал в Тмутаракань своего наместника Ратибора. Известны [ Источник? ] найденные здесь свинцовые печати с надписью "от Ратибора", подтверждающие летописные известия.


1.7. Княжение Давида Игоревича и Володаря Ростиславича

В 1081 году молодые князья Давид Игоревич и Обладатель Ростиславич захватили Тмутаракань.

1.8. Второе княжения Олега Гориславича

Через два года Олег Святославич, вернувшийся из Родосского высылки, прогнал Давида и Властелина и снова стал Тмутараканским князем. В надписи на одной из печатей он назван "архонтом Матрахе, зихи и всей Хазарии". Жена Олега - гречанка Феофания Музалон - носила титул архонтессы России, еще одного города Тмутараканского княжества, точное местонахождение которого не установлено.

1.9. Исчезновение княжества

Последний раз в летописях Тмутаракань упоминается в 1094, когда Олег с половцами пришел в Чернигов, однако В. Н. Татищев считал, что Олег владел Тмутараканского княжества и в 1113 году. После этого глухие упоминания о Тмутаракани известны только в "Слове о полку Игореве", где она названа "землей неведомой".

Прекращение упоминаний "Повесть временных лет" о Тмутаракань объясняется тем, что именно в 1094 году (27 апреля, по другим сведениям - в 1088 году) в Киеве умер Никон, который должен его личные связи с княжеством, которые поступали в Киевскую лавру. Большинство говорят о конце княжества в 1110-1120 гг Важное упоминание Тмутаракани в решении Любечского съезда русских князей в 1097 году и в "Хождении игумена Даниила в Иерусалим" в 1104 - 1106 годах. Керамические остатки, как и другие находки русских ремесленных изделий, а также предметов христианского культа прежде всего в Таманском городище также укладываются в 1110 - 1120 годов. Историческая мысль вспоминает упадок Тмутаракани с половецкой нашествием, но известны разгрома половцев в 1111 и 1116 годах полками Владимира Мономаха и Ярополка в низовьях Дону, надолго отошли от русских земель к Каспию. Отсутствие половецких каменных баб в среднем и нижнем течении Кубани и на Тамани свидетельствует против гипотезы поглощения Тмутараканского княжества половцами. Выдвигается гипотеза о извержения вулкана, или землетрясение о чем свидетельствуют археологические находки этого периода в Корсуне и других городах Боспора.


1.10. Дальнейшая история Тамани

Далее Тмутаракань подверглась влияния половцев, позже перешла под власть Византии, в середине 13 века под господство Золотой Орды (под названием Матрикы) уже в состоянии упадка в 15 веке была генуэзской колонией, в конце 15 века разрушена турками и татарами.


2. Достопримечательности Тмутаракани

Среди памятников Тмутаракани очень интересная небольшая иконка-образок из камня с резным изображением святого князя Глеба, приходится тмутороканскому Глебу двоюродным дедушкой. По обеим сторонам изображения имеются надписи, сообщающие языческое имя святого - Глеб и христианское - Давид. Борис и Глеб Владимирович - первые русские князья канонизированы святые, погибшие в династических ссорах от руки своего двоюродного брата Святополка Окаянного - приемного сына Владимира Святого. Икона с изображением одного из братьев - младшего Глеба, найденная здесь, подтверждает принадлежность Тмутаракани в XI веке князю Глебу Святославичу и косвенно свидетельствует о правильности отождествления ее с Таманского городища.

Особую группу находок составляет массовый археологический материал: фрагменты керамических и стеклянных изделий, которые трудно разделить по этнической принадлежности. Однако такая работа была проделана, и целые группы вещественных находок стали ориентирами культуры и времени, которые помогают выделить в близких по технике исполнения предметах русские изделия. Это трудно еще и потому, что подчинение Тмутаракани русским князьям вовсе не означало превосходства в ней русским населения. В городе жили представители многих местных племен, и только княжеская дружина, очевидно, была в основном русская.


3. Христианская роль Тмутаракани

В 8 веке Тмутаракань была епископство, которое подлежало митрополии Дорос в Крым, возвышенное во второй половине 10 века до архиепископства в рамках юрисдикции Константинопольского патриарха. В жизни архиепископства играло важную роль русское духовенство.

В 1061 - 1074 в Тмутаракани жил в основанном им монастыре, летописец Никон. Когда половцы овладели причерноморские степи, Тмутаракань оставалась еще некоторое время столицей удельного русского княжества, но потеряла связь с другими землями Украины-Руси; последний раз упоминается в "Слове о полку Игореве".

Некоторые историки ( М. Чубатый) приписывают Таманской церкви главную роль в христианизации Руси-Украины перед созданием киевской митрополии.


Примечания

  1. http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=226 - www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id = 226

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам