Надо Знать

добавить знаний



Толерантность



План:


Введение

Толерантность (от лат. Tolerantia - терпение) - в общем смысле способность принимать что-то, не одобряя это. На индивидуальном уровне - это способность воспринимать без агрессии мнения, которые отличаются от собственных, а также - особенности поведения и образа жизни других. Терпимость к чужому образу жизни, поведения, обычаев, чувств, идей, верований является условием стабильности и единства обществ, особенно тех, которые не являются гомогенными ни в религиозном, ни в этническом, ни в других социальных измерениях.


1. Применение термина

Теперь этот термин используется для обозначения широкого круга терпимого отношения к образу жизни и существования социальных групп, политических партий или идей, которые многие считают неприемлемыми. Среди других чаще всего речь идет о религиозную, национальную, расовую, политическую толерантность, толерантность к конкретной пола (мужского или женского), в сексуальных меньшинств и т.д.. Обычно принцип толерантности не признают религиозные фундаменталисты, расисты, сексуальные шовинисты, радикальные националисты, ксенофобы, етноцентристы. Тоталитарные и авторитарные общества также во многом нетолерантные в тех или иных социальных групп или взглядов.

Примеры толерантности: Примеры толерантности: родители мирятся с определенным поведением своих детей; человек терпит слабости другого человека; человек терпит толерантность; монарх терпит инакомыслия; религиозное течение терпимо относится к гомосексуалов; государство признает религиозные меньшинства; общество терпимо относится к определенным формам девиантного поведения [1].


2. Концептуальное обоснование толерантности

Толерантность обосновывается на основании весьма разных точек зрения, из которых наиболее распространены следующие:

  • Позиция государственного патернализма...

Государство признает терпимость к религиозным и др.. групп, если они не ставят под сомнение власть монарха и его династии, а также некоторые особенности государственного строя (например - господствующую религию), на основании чего власть "добровольно" терпит практику меньшинства, которая, в свою очередь, не переходить границы допустимого [2].

Она основывается на:

  • каждый имеет право на свое мнение, то есть на непохожесть на других;
  • нарушение общеобязательных норм поведения, зафиксированных в мировых религиях (не убивай, не кради, не навреди и др..) не подлежит включению в сферу толерантности [3].
  • Позиция отделения церкви от государства.

Государство, выступая как светская нерелигиозный инстанция, не должна нарушать принцип свободы совести, должен проявлять одинаковое отношение к различным вировизнавчих сообществ, атеистов, а также сторонников различных норм морали, в этом она руководствуется необходимостью "общего блага" [4].

"Все люди рождаются свободными i равными в своем достоинства и правах. Они наделены умом i совестью i должны поступать в отношении друг друга в духе братства " [5].

Либеральное общество отказывается от средств политического принуждения, руководствуется принципами демократии и соблюдения прав человека, свободы ассоциаций и исключения насилия над совестью членов ассоциаций. В основе такого подхода - эгалитарной -универсалистской критерий гражданского равенства, который требует как равного отношения, так и взаимного признания всех граждан в качестве "равных" и "полноценных" членов политического сообщества. Только при условии полного и безусловного включения граждан в социум достигается гражданское единство.

Толерантность оставляет нетронутыми присущие различным религиям, политическим партиям и другим социальным группам претензии на истину и правоту. Однако они не должны претендовать на моральную или властную монополию и должны ограничить их практическую значимость. Убеждения должны быть практически значимыми только в пределах, определенных нормой полного и пропорционального включения всех граждан в социум. Такое требование означает последовательную реализацию возможностей следовать тому образу жизни, который предписывает человеку его религия или этос. Однако она должна реализовывать свой этос в пределах норм гражданского равноправия, и также обязано уважать в этих пределах этос других [6].


3. Проблематичность толерантности

Относительно понятия толерантности до сих пор ведутся дискуссии. Позиции разделяются на две противоположные:

  • этот срок предыдущим и, хоть и исторически справедливым, однако должен быть уточнен или заменен на более позитивный и сопровождаться четкой оценке плюрализма и разнообразия;

Также дискуссии ведутся по поводу степени толерантности - в какой мере и в каких ситуациях толерантность должна присутствовать. Проблематичной является полная (радикальная) толерантность, которая требует толерантности даже к радикалам, которые представляют угрозу для соблюдения прав части граждан или стабильности социальной системы.

Эффективная толерантность неизбежно должна быть абсолютной, и, чтобы действенно выполнять свои функции - быть принуждением, быть нетолерантной к нетолерантности. К. Поппер (Karl Popper) это определил как "парадокс терпимости": "неограниченная терпимость должна привести к нетерпимости". В этом плане спор касается границ терпимости - насколько общество и его социальные институты должны найти разумные способы самосохранения, что в определенной степени подменяет принцип терпимости [7].

Американский исследователь Р. Инглехарта (Ronald Inglehart) напрямую связывает толерантность с уровнем материального благосостояния, экономическим прогрессом и типом культуры. Она, по его мнению, зависит от того, общество ближе к "традиционной", или к "секулярно рациональной" культуры. Обществам первого типа культуры свойственны ?ценности выживания", неуважение к этническому равноправию, равенства статей, низкий уровень межличностного доверия, нетерпимость к инакомыслящим, для сообществ с культурой второго типа характерны ?ценности самовыражения" [8], [9].


См.. также

4. Источники и ссылки

  1. Toleration.
  2. Хабермас Ю. Расколотый Запад / Пер. с нем. О. И. Величко и Е. Л. Петренко. - М., 2008. - С. 9-29.
  3. Новик В. Духовный смысл толерантности (Толерантность: сила или слабость?).
  4. Логинов А.В. Глава 5. Толерантность в государственно-конфессиональных отношениях (Зарубежный опыт) / / Толерантность. - М., 2004.
  5. Всеобщая декларация прав человека.
  6. Хабермас Ю. Когда мы Должны быть толерантнымы? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / / Социологические исследования. - 2006. - № 1. - С. 45-53.
  7. Поппер К. Открытое общество и его враги. - К., 1994.
  8. Инглхарт Р. Культура и демократия / / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. - М. 2002. - С. 106-128.
  9. Inglehart R. Inglehart-Welzel Cultural Map of the World.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам