Надо Знать

добавить знаний



Томас Гоббс


Thomas Hobbes (portrait). Jpg

План:


Введение

Гоббс Томас
Thomas Hobbes (portrait). Jpg
Томас Гоббс, 17 век
Родился 5 апреля 1588 ( 15880405 )
Малмсбери, Уилшир, Англия
Умер 4 декабря 1679
Дербишир
Гражданство Англия
Национальность англичанин
Область научных интересов философия

Томас Гоббс ( англ. Thomas Hobbes * 5 апреля 1588, Малмсбери, Уилшир, Англия - ? 4 декабря 1679, Дербишир) - английский философ.

Принадлежал к школе Социального договора в традиции реализма. Основными интересами Гоббса были политическая философия, история, этика и геометрия. На формирование его идей значительно повлияли Платон и Аристотель. Последователями его стала вся дальнейшая западная политическая философия.


1. Биография

Родился Томас Гоббс в графстве Глостершир в семье, не отличалась особенно глубокой образованностью. Его отец был вспыльчивым приходским священником, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерял работу. Воспитывался Томас Гоббс состоятельным дядей. Он хорошо знал античную литературу и классические языки. В возрасте 15 лет он поступил в Оксфордского университета, который окончил в 1608 году.

В 1610 году Томас стал наставником лорда Гардвика из аристократической семьи Уильяма Кавендиша (позднее графа Девонширского). До конца жизни оставался связанным со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Галилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию.


2. Учение Гоббса

Томас Гоббс - классический представитель английской философии периода английской революции, он последовательно разрабатывает систему рационалистической философии, которая охватывает не только учение о бытия, познания, но и учение о общество, государство. На формирование взглядов Гоббса значительное влияние Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт, И. Кеплер.


2.1. Учение о рациональности познания

Свое учение о рациональности познания он изложил в труде "О тело" ( 1655), где обосновал тезис о чувстве как начальную стадию познания. Он видит цель познания в рациональном постижении сущности, причин явлений. Признание рационального метода он обосновывает ссылками на достижение механистического естествознания в Европе. Широко применяя факты из истории новой науки, Гоббс доказывает, что только опираясь на ум, систематическое мышление, можно достичь истины. Именно Гоббс выдвигает тезис о надуманности теории двух истин ( веры и разума) и провозглашает существование только одной - истины разума, науки. Понятие истины он определяет как свойство наших знаний быть соответствующими свойствам вещей. Он утверждает, что истина - это свойство наших суждений и отрицает определение истины как свойства объектов. Поэтому ни чувств, ни врожденная интуиция, данные откровения не могут быть истинными, если они даны не в формах суждения о мире.

Гоббс в отличие от Декарта, который отождествлял материю с распространенностью, делает вывод, что распространенность, пространство является свойством материальности вообще, а не тела в частности. Такими свойствами, или акциденции, является движение, покой, цвет и ряд других. Доказательством факта, что пространство является свойством материи, а не тела, он считает способность тела изменять свою форму. Эта изменчивость фиксируется относительно независимого пространства, а соответственно этому пространство не может быть свойством тела, это независимая от тела акциденция.

Гоббс создал первую законченную систему механического материализма, что соответствовал характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой субстанции, которая мыслит, доказывая, что вещь, которая мыслит является чем-то материальным. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы научного мышления вообще. Природу Гоббсу как совокупность удлиненных тел, отличающихся между собой величиной, фигурой, местонахождению и движением. Движение он понимает как механический - как перемещение. Чувственные качества Гоббсом рассматривает не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, созданный умом ("Фантазм") объективно реальное движение тел и время как субъективный образ движения.

Гоббс различал два метода познания:

  • "Логическую дедукцию рационалистической механики" и
  • индукцию эмпирической ?физики?.

2.2. Естественное состояние людей

Отправной позицией соображений Гоббса об обществе и государстве есть понятие "естественное состояние людей". Введение этого понятия позволило философии создать первую абстрактно-идеальную модель общества, которую можно было использовать в виде сравнительного эталона для фиксации сходств и различий между разными сословиями общества, государствами и т.д.. Естественное состояние людей охарактеризованы у Гоббса как возможность одних людей препятствовать в достижении своих целей другим людям. Именно такое положение лиц, которые способны ставить перед собой цели и действовать, их достигая, приводит к естественной скрытой войны между всеми людьми. Выход из него был найден в организации общества. Однако общество может существовать только на совпадение интересов людей. А достичь этого можно только на пути договоренности, является искусственной и формальной. Таким образом, людям был нужен механизм обеспечения выполнения таких договоренностей. Им стала общественная власть, властители. Власть способна существовать лишь в случае отказа людей от права полного владения собой. Именно таким образом на место естественных законов из-за образования государства вводятся законы искусственные, общественные.


2.3. Этика Гоббса

Этика Гоббса происходит от неизменной чувственной ?природы человека?. Основой нравственности Гоббс считал ?естественный закон? - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетель обусловлена ​​разумным пониманием того, что способствует и что мешает достижению добра. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданским долгом, вытекающей из общественного договора.

2.4. Взгляды на государство

Гоббс выделяет три типа государства:

  • 1) власть - собрание и каждый гражданин имеет право голосовать (демократия);
  • 2) власть собрания, но лишь немногие имеют право голосовать (аристократия);
  • 3) верховная власть только у одного (монархия).

Учение Гоббса осуществило большое влияние на дальнейшее развитие философской и социальной мысли.

3. Основные произведения

  • 1629. Перевод произведения "История Пелепоннеськои войны" Фукидида
  • 1650. англ. The Elements of Law, Natural and Political , Элементы Закона, Естественные и политические
    • Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie
    • De Corpore Politico
  • 1651-8. Elementa philosophica
    • 1642. De Cive (латынью)
    • 1651. Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (перевод на английский De Cive)
    • 1655. De Corpore (латынью)
    • 1656. De Corpore (английский перевод)
    • 1658. De Homine (латынью)
  • 1651. Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiasticall and Civil. Online.
  • 1656. The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance
  • 1668. Латинский перевод "Левиафана"
  • 1675. Английский перевод Гомера Илиады и Одиссеи
  • 1681. Posthumously Behemoth, or The Long Parliament (написан 1668, не издан из-за запрета короля)

См.. также

  • 7012 Гоббс - астероид, названный в честь философа.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам