Надо Знать

добавить знаний



Томас Пейн


Thomas Paine.jpg

План:


Введение

Томас Пейн ( англ. Thomas Paine ) ( 29 января 1737 - 8 июня 1809) - писатель и политический философ. Родился в Англии, переехал в Америку в ноябре 1774 года. В начале 1776 года издал памфлет "Здравый смысл", который поощрил многих американцев поддержать войну за независимость. Во время войны его памфлет "Кризис" способствовал поддержанию революции и вдохновлял солдат Континентальной армии.


1. Жизнеописание

Выходец из бедной фермерской английской семьи, 1774 года оставил Англию и прибыл в Филадельфии, где начал активную деятельность. В 1775 году стал редактором "Пенсильванского журнала". Его статьи привлекали смелыми и оригинальными идеями, а публикации, направленные против работорговли, вызвали интерес философа Бенджамина Раша. Пейн принимал активное участие в американской борьбе за независимость против Англии и как публицист-пропагандист идей независимости и непосредственно как доброволец революционной армии.

1776 напечатал боевой памфлет "Здравый смысл", в котором решительно выступил против власти английского короля Георга III, назвав его "коронованным разбойником". В памфлете Пейн доказывает закономерность обретения независимости колониями и необходимость войны против Англии, поскольку Англия силой удерживает колонии в рабстве, колонисты имеют право на насилие ответить насилием и путем революционной войны за независимость уничтожить власть английской короны. В период пребывания в рядах республиканской армии Томас Пейн написал ряд прокламаций под названием "Американский кризис", в которых энергично призвал американский народ к борьбе за независимость. "Американский кризис" сыграла большую роль в подъеме морального духа бойцов американской армии.

Статьи Пейна вдохновляли повстанцев, вселяли веру в победу в борьбе за независимость их родины. В его статьях впервые появилось название нового государства - "Соединенные Штаты Америки". Эти статьи перепечатывались в других газетах, которые агитировали за независимость. Всячески способствовал этому главнокомандующий Джордж Вашингтон.

Книга "Здравый смысл" издана в 1776

В 1781 году Пейн принимал участие в составе делегации, которая вела переговоры от имени восставших колоний, с правительством Франции о помощи в борьбе против Англии. За службу стране получил от штата Нью-Йорк дом неподалеку от Нью-Рошен, а конгресс США и штат Пенсильвания за заслуги перед революцией оказали ему денежную помощь. Пейн работал в науке, принимал участие в политической жизни США. Весной 1787 года переехал в Париж для реализации собственного проекта строительства моста. Но этого сделать не удалось, и он прибыл в Англию, где 1790 городов по его проекту построили. Пейн продолжал наблюдать за событиями в США и Франции. 1791 он опубликовал памфлет Права человека, в котором дал оценку французской революции 1789-1790 гг Он писал о последующие революции, осуждал монархию как тиранию, утверждал, что монархия и аристократия скоро сойдут в могилу, выступая за республиканский строй. В июне 1791 года издал в Париже газету "Республиканец", был среди тех революционных деятелей, возглавивших движение за республику во Франции.

12 сентября 1792 Пейн отправился во Францию, где его избрали в Конвента. Памфлеты и критические произведения американца возмутили английскую власть. 18 декабря 1792 английский суд обвинил Пейна в заговоре против английской монархии и объявил его вне закона.

Во Франции Пейн слыл мужественного борца и мученика за свободу и равенство. В августе 1792 года получил французское гражданство. А 21 сентября в Конвенте Пейн вместе со всеми депутатами приветствовал провозглашение Франции республикой. В октябре его назначили членом комитета по разработке новой конституции Франции. Пейн выступил против смертной казни Людовик ХVI, но большинство Конвента приняли решение об осуждении его к смертной казни. Пейн не поддерживал террор якобинцев. 28 декабря 1793 Конвент принял декрет, по которому "ни один иностранец не мог быть представителем французского народа". Пейна арестован. Его тюремное заключение длилось более десяти лет и только случайность спасла его от гильотины. Пейна освободили благодаря усилиям американского посла Монро. Годы, проведенные Пейном во Франции, были заполнены энергичной деятельностью. Он опубликовал труды: "Рассуждения о первоначальные государства", "Аграрная справедливость", "Упадок и крах английской финансовой системы" и другие.

1701 президентом США стал друг Пейна Джефферсон и писатель отплыл в Балтимор, где опубликовал восемь писем "К гражданам Соединенных Штатов", в которых поддерживал Джефферсона, отстаивал демократические институты. Умер 8 июня 1809 в Нью-Йорке.


2. Политико-философские взгляды

Учение Пейна об обществе и государстве изложены в его работах "Здравый смысл", "Права человека", "Аграрная справедливость", где анализируются события, очевидцем и участником которых был автор. Главная тема этих произведений - общество и государство, их происхождение, функции, взаимоотношения. Пейн понимал, что общество и государство - два понятия, не тождественны друг другу, что это - "вещи не только разные, но и разного происхождения". Между обществом и государством есть существенное различие, поскольку первое предшествующее второму. Первое - причина, второе - следствие. В "здравом смысле" Пейн объясняет возникновение общества тем, что человеку трудно жить одной, учитывая как магистральные условия ее существования, так и особенности его психики. "Сила одного человека настолько не соответствует его потребностям ... что она скоро будет вынуждена искать помощи и облегчения у другого, который, в свою очередь, испытывает потребность в том же". Эту мысль автор неоднократно повторяет в своих работах.

Пейн пришел к выводу, что именно необходимость совместной работы заставил людей сплотиться в общество: "Общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками ... Общество в любом своем состоянии есть благо, а в худшем случае - злом нестерним". Признавая объективный характер законов развития природы и общества, Пейн не понимал специфических отличий между последними. Перебуваюы под властью механических представлений, он отождествлял их, считая законы общества законам природы. Пейн защищал единство человеческого рода, равенство людей, ба-чив, что в обществе существуют бедные и богатые. "Жизнь индейца, - это постоянное праздник, по сравнению с жизнью европейского бедняка. Итак, цивилизация привела к двоякого результата: сделала одну часть общества богаче, а вторую - беднее, чем они были бы по-оставшись в естественном состоянии".

Философ отстаивал революционно-демократическое понимание гражданского договора. "Сами индивиды, каждый согласно своим личным и суверенным правом, вступает в договор друг с другом для образования правительства, и это единственный способ, которым имеют право образовываться правительства, и единственная основа, на которой они вправе существовать". По Пейном, существуют три источника власти: суеверие, сила, общие интересы общества и общие права человека. Эти источники олицетворяют: господство духовенства, господство завоевателей и господство разума. Последнее и является республикой. По мнению Пейна, "Конституция - реальная вещь, она существует не только в воображении, а в действительности. Конституция предшествует государству; государство - это лишь детище Конституции. Конституция определенной страны является акт не правительства, а народу, который образует его (правительство) ". На принципах Конституции должны базироваться государственная власть, ее структура и полномочия, способ избрания и продолжительность существования парламентов или других органов, как бы их не называли ", словом все, что касается организации гражданского управления и законов, которыми она будет связана. Он писал о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную, о республике и монархии. В основе его политического мировоззрения лежало демократическое толкование доктрины естественного права, которую он использовал для теоретического обоснования права угнетенных на восстание, на вооруженное сопротивление тирании. "Народ, - писал Пейн, - во все времена имеет свойственное ему неотъемлемое право уничтожать любую форму правительства, которую он находит неподходящей ".

Был противником политики разжигания войн: "Война есть их [правительства] ремеслом, грабежа и доходы - их целью. Если такая власть продолжает существовать, мир не может быть гарантирован ни на один день". Пейн строго осуждал эксплуатацию, характеризует частную собственность как общественное зло, основу общественного неравенства. Он писал, что "частная собственность во многих случаях является результатом недоплаты работникам, которые ее произвели; вследствие этого в древние времена работники потеряли собственность, а предприниматели получили власть". Пейн негативно относился к религиозным догматам. В специальной работе Век разума" он подверг острой критике священное писание. Эта работа Пейна была названа Библией для неверующих". Всего, Пейн был представителем радикальных демократических кругов среди борцов за независимость Соединенных Штатов Америки. Учение его об обществе и государстве было прогрессивным, поскольку утверждало право народа уничтожать антинародные режимы и устанавливать власть, соответствовать его целям и потребностям.


3. Переводы на украинский

  • Пейн Т. Права человека. - Львов: Летопись, 2000. - 255 с.

Источники

  • Безродный Е.Ф., Уткин А. И. История политических учений: Учебное пособие. - М.: ИД "Профессионал", 2006. - С. 189-193
  • Томас Пейн. Здравый смысл (Рус.)


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам