Надо Знать

добавить знаний



Торпеда



План:


Введение

Запуск современной торпеды с подводной лодки
Сброс торпеды с самолета Sopwith Cuckoo

Торпеда - самоходная подводная взрывная оружие.

Торпеды запускаются как с надводных кораблей, субмарин так и самолетов и вертолетов. Задача торпеды - самостоятельно передвигаться под водой и подорваться при контакте с целью. Торпеда состоит из цилиндрического корпуса с винтами или реактивным соплом в конечной части. В корпусе помещен заряд взрывчатого вещества или ядерный заряд, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления.


1. История

1.1. Изобретение торпеды

Первые торпеды
Строение торпед

С распространением паровых машин появились шестом и буксируемым мины, однако использование их требовало приближения к противнику поближе, а это было опасно и далеко не всегда осуществимо. Создание же по-настоящему автономного самоходного снаряда стало возможным лишь после появления компактных энергетических установок. Среди них наиболее подходили двигатели, которые работали на сжатом воздухе.

По мнению российских историков оружия есть все основания считать изобретателем нового грозного боевого средства - торпеды - талантливого конструктора И. Ф. Александровского, который в 1865 году предложил морскому министерству России детально разработанный проект самоходной мины. Однако глава министерства адмирал Краббе признал проект преждевременным.

В 1868 году проект Александровского был рассмотрен вторично, и изобретателю было предложено построить мину за свои средства с будущим возмещением расходов в случае успеха. Однако, в то время приоритет в создании торпеды уже принадлежал англичанину Роберту Уайтхед ( англ. Robert Whitehead ).

Р.Уайтхед, который работал в Австро-Венгрии на механическом заводе в городе Фиуме (совр. Риека, Хорватия), официально объявил в 1866 году о спроектированную им вместе с фрегат-капитаном австрийского флота Иоганном Лупписом ( хорв. Ivan Lupis-Vukić или итал. Giovanni Biagio Luppis von Rammer ) Самоходную мину, которая получила название "торпеда" (от латинского названия электрического ската - torpedo marke).

В действительности же первые испытания торпеды еще в 1850-х годах совершил в Риеке собственно И. Лупис. Первая модель торпеды Луписа имела длину около одного метра, руководствовалась с берега с помощью канатов и имела два стеклянных крыла для стабилизации движения. Свою вторую модель И. Лупис подал в суд императорской комиссии в 1860 году. Модель "6м" имела пропеллерный (винтовой) двигатель с приводом от часового механизма, два руле, которыми руководили с берега тонкими веревками. Проект назывался "Спаситель побережья" ( нем. "Erretter der Kste" ). Несмотря на успешные результаты испытаний, комиссия отметила, что существенными недостатками аппарата несовершенный двигатель и неудовлетворительная система управления.

В 1864 году бургомистр Риеки познакомил И. Луписа с Р. Уайтхедом. С этого времени началась их успешное сотрудничество. Уайтхед совершил совершенствование аппарата: применил привод от двигателя (собственной конструкции) на сжатом воздухе, разработал систему автоматической стабилизации движения и глубины погружения торпеды, что обеспечило возможность ее движения под водой в заданном направлении с достаточно высокой точностью.

21 декабря 1866 года новая торпеда была представлена ​​военной комиссии, которая рекомедувала ее в производство. Торпеда имела диаметр 35,5 см, длину 3,35 м, вес 135 кг, из чего заряд взрывчатки составлял 8 кг.

В 1867 году опытный образец нового оружия было изготовлено. В качестве двигателя Уайтхед использовал двохцилиндровий пневматический мотор, который приводился в движение сжатым до давления 25 атмосфер воздухом. Однако испытания были не очень успешными: скорость мины составляла 6 узлов, а все устройства оказались крайне ненадежными.

1873 года Р.Уайтхед открыл в Риеке первый в мире завод торпед, который он построил на базе литейной чугуна.

Александровском удалось изготовить собственную торпеду только в 1874 году, однако, несмотря на потерянное время, он все же создал сильную конкуренцию Уайтхеда. Во время комплексных испытаний было установлено, что мина Александровского не уступает иностранному уровню того времени. Она вследствие больших размеров содержала мощный боевой заряд, а также имела легкозйомний баллон со сжатым воздухом (объемом 0,2 м ), что в те времена упрощало хранение снаряда в боевых условиях. К тому же мина Александровского обогнала уайтхедивську и в скорости, достигнув 10 узлов. Несмотря на это морское министерство решило приобрести торпеды за рубежом.

Первую успешную торпедную атаку провел российский ученый, моряк и морской инженер С. О. Макаров. 26 января 1878 года во время операции под командованием Макарова два катера "Чесма" и "Синоп" с расстояния 80 м торпедировали и утопили 2000 тонн турецкий корабль "Интибах".


1.2. Совершенствование

В 70-80-х годах XIX века интерес к самоходных мин вызвал появление большого количества разнообразных, одновременно достаточно оригинальных проектов. Так, в 1876 ​​году англичанин Бреннан продал британскому адмиральство за 110 тыс. фунтов стерлингов эскизы торпеды, где вместо двигателя на двух, находящихся один внутри другого валах были закреплены два барабана с намотанными шнурами. Свободные концы шнуров подавались на установленную на корабле паровую лебедку. Во время ее включения шнуры розмотувались, обращая тем самым барабаны и несколько насаженных на валы винтов, и торпеда двигалась вперед.

Для наблюдения за курсом служила небольшая сигнальная мачта с флагом или ликтарем: это давало возможность в зависимости от перемещения цели регулировать скорость вращения барабана лебедки и соответственно скорость снаряда. Однако опыты показали довольно низкую эффективность такой конструкции. Позже ее пытался усовершенствовать американский оружейник Х.Максим - автор известного пулемета, но и он потерпел неудачу.

Более успешной оказалась идея самоходной мины с инерционным двигателем, впервые предложенная американским адмиралом А.Хоуеллом еще в 1870 году и доведена до работоспособного состояния 20 лет спустя. Основным элементом двигателя этой торпеды стал 60-килограммовый маховик, насаженный на расположенный перпендикулярно оси снаряда вал. За минуту до выстрела маховику от внешнего источника (паровой или электрической машины) придавалось вращение частотой около 10.000 об / мин.



2. Классификация торпед

Российская ракетная торпеда "Шквал-Э"

По типу двигателя торпеды классифицируют следующим образом:

  • На сжатом воздухе (до Первой Мировой войны)
  • Парогазовые - жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе ( кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель;
  • Пороховые - газы от пороха, медленно горит, вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические - турбина обертаетья с помощью электрического двигателя;
  • Ракетные торпеды - не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеда "Шквал").

По способу наведения:

  • Неуправляемые - первые образцы;
  • Прямоидучи - с магнитным компасом или гироскопическим напивкомпасом;
  • Маневрируя - маневрируют по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей - применялись Германией в Второй Мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные торпеды - те которые следуют по физическим параметрам цели, в основном за звуком или изменении свойств воды в следе кильватера, первое применение - во Второй Мировой войне, акустические торпеды "Цаукениг" ( Германия, применялись подводными лодками) и "Файда" ( США, применялись только из самолетов поскольку могли поразить свой ​​корабль).
  • Самонаводящиеся активные торпеды - те, что имеют гидролокатор.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам