Точка (тактический ракетный комплекс)

"Точка-У" во время парада
"Точка-У"

Тактический ракетный комплекс 9К79 "Точка" (индекс ГРАУ - 9K79, по классификации НАТО SS-21 "Scarab A" (Скарабей), по договору РСМД - ОТР-21) - советский тактический (дивизионный) ракетный комплекс разработки Коломенского КБ машиностроения.

Его разработка была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году, хотя серийное производство ракет началось в 1973 году.

Модернизированный ракетный комплекс получил наименование 9К79-1 "Точка-У" (обозначение НАТО - Scarab B) и стал поступать в войска в 1989 году.

В состав ракетного комплекса входят:

  • Ракета 9М79 (для комплекса "Точка-У" - 9М79М) с различными типами боевых частей;
  • Пусковая установка 9П129 (9П129-1М);
  • Транспортно-Зарядная машина 9Т218;
  • Транспортная машина 9Т238;
  • Автоматизированная контрольно-испытательная машина 9В819-1;
  • Машина технического обслуживания 9В844;
  • Комплект арсенального оборудования 9Ф370-1.

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе, производство специальных шасси для пусковых установок БАЗ-5921 и транспортно-заряжающий машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборник ПУ осуществлялась на ПО "Баррикады". В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза.


1. Ракета

Баллистическая ракета 9М79 (9М79М) отличается от ракет предыдущих тактических ракетных комплексов (8К14 или ТРК "Луна") тем, что управление полетом ракеты осуществляется не управлением времени работы двигателя и не задачей начального угла запуска, а с помощью аэродинамических элементов управления - крыльев и рулей оригинальной решетчатой ​​конструкции. Кроме того, аэродинамические рули продублированы газодинамическими, установленными на выходе сопла реактивного двигателя. При этом корректируется не только баллистическая траектория, но и осуществляется наведение на конечном ее участке (в том числе и по командам радиолокационной головки самонаведения). Газодинамические рули обеспечивают управление на начальном участке траектории, когда при низкой скорости полета аэродинамические недостаточно эффективны.

Ракеты снабжены однорежимным реактивным двигателем на твердом топливе, что обеспечивает высокую готовность комплекса к боевому применению, в отличие от комплексов с ракетами на жидком топливе, где операции по заправке ракет отнимали много времени, при этом сохраняться заправленные ракеты могли только очень ограниченное время.

Первоначально комплекс разрабатывался под применение специальной (ядерной) боевой (АА-60). Кроме них были разработаны осколочно-фугасная (9Н123Ф) и кассетная (9Н123К) боевые части, а также боевые части с пассивной радиолокационной головкой самонаведения (модификация "Точка-Р", начало разработки - 1971). Боевая часть Неотделяемые.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части для большей эффективности проводится на высотах около 10-20 метров. При этом БЧ спроектирована таким образом, что при подрыве образуется сфокусирована взрывная волна и направлена ​​струя осколков. При этом сама ракета осуществляет доворот в положение, близкого к вертикальному по отношению к поверхности земли. Все это вместе повышает эффективность действия боевой по уничтожению заглубленных командных пунктов или складов инфраструктуры противника. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 3 га.

Раскрытие кассетной боевой части снабженной 50 боевыми элементами осколочного действия, происходит на высоте 2 километров. Предназначена такая боевая часть для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 7 гектаров.

Ракеты с боевыми частями, снабженными пассивной радиолокации ДБН, предназначенные для поражения целей, оснащенных радиолокационными станциями. В частности, такие ракеты применялись в стационарных береговых противокорабельных комплексах.


2. Пусковая установка

Пусковая установка смонтирована на трехосной амфибийных автомобильном шасси БАЗ-5921. Передняя и задняя пары колес - управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота - 7 метров. Состав аппаратуры пусковой установки обеспечивает возможность абсолютно автономного ее применения, в ее состав входят:

  • Бортовая ЦВМ;
  • Специальный гирокомпас, что обеспечивает таргетинг ракеты по оптическому каналу;
  • Пульт установки полетных данных;
  • Аппаратура топогеодезического привязки;
  • Радиостанция Р-173;
  • Фильтро-вентиляционная установка.

В расчет пусковой установки входят четыре военнослужащего: начальник расчета, заместитель начальника расчета (он же - старший оператор-вычислитель), механик-водитель, оператор.


См.. также

Источники

4. Видео