Надо Знать

добавить знаний



Тредиаковский Василий Кириллович


Trediak2.jpg

План:


Введение

Тредиаковский Василий Кириллович (Тредьяковского) ( 5 марта ( 22 февраля) 1703 - 17 (6) августа 1769) - русский ученый и поэт XVIII века. В своей работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" ( 1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Известна его поэма "Тилемахида" ( 1766).


1. Биография

Родился в 1703 году в Астрахани, в семье священника. Учился в школе монахов- капуцинов и должен был принять сан, но по невыясненным причинам, в 1723 бежал в Москвы и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он написал свои первые драмы "Язон" и "Тит Веспасиан сын" (не сохранились), а также "Элегию на смерть Петра Великого" 1725 и "Песенку" 1725.

В 1726 году Тредиаковский, не окончив курса в Академии, отправился в Голландии и пробыл два года в Гааге. Ему приходилось бедствовать за границей: его просьбу к России "определить годовое жалованье" для окончания богословских и философских наук не было принято во внимание, потому что он числился таким, сбежавшего из Академии. В Париже, куда он явился "шедший пеш за крайней уже своей бедностию", в Сорбонне изучал математические и философские науки, слушал богословия, участвовал в публичных диспутах.

Вернувшись 1730 в России, Тредиаковский издал перевод романа Поля Тальмана "Езда в остров любви" ( 1730). До перевода добавлялись стихи самого Тредиаковского русском, французском и латинском языках. Успех книге обеспечило само содержание книги, посвященный изображению чувств изящной любви и уважения к женщине, новых в то время для русских читателей. В той же книге Тредьяковского поместил предисловие, в котором впервые высказал мысль об употреблении в литературных произведениях русского, а не старославянского языка, как было до того времени.

Тредиаковский стал придвордним поэтом Анны Ивановны. В 1733 он был принят на службу в Академию Наук с обязательством "вычищать язык русской, писал как стихами, так и не стихами; давать лекции, Ежели от него потребован будет; оконча грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с Прочие над дикционарием русским; переводит с французского на русской язык все, что ему дастся ".

С начала 1740 года поэтическая слава Ломоносова затмила Тредиаковского, а смерть Анны Ивановны и приход в 1741 к власти Елизаветы ухудшила положение Тредиаковского при дворе. Последующие годы Тредиаковский жил в крайней нужде, и его свадьба в 1742 году лишь усугубило это положение. Только в 1745 одновременно с Ломоносовым его назначили профессором Академии по кафедре элоквенции, и это улучшило его материальное положение.

Тредиаковский активно занимался переводами и издал девьятитомну "Древнюю историю" Роллена, и шистнадцятитомну "Римскую историю" того же автора.

В 1766 он издал "Телемахиды" - вольный перевод ?Приключений Телемаха" Фенелона, написан гекзаметром. Произведение и его автор сразу же становятся объектом насмешек и нападений, так в "Эрмитажном этикете" императрицы Екатерины II установлено было шуточное наказание за легкую вину:

" Если кто противу вышеписанного проступится, то по доказательству двух свидетелей, за всякое преступление должен выпить стакан холодной воды, не Исключая того и дам, и прочесть страницу "Тилемахиды" (Третьяковский). А кто противу трех статей в один вечер проступится, тот должен выучить шесть строк "Тилемахиды" наизусть [1] "

Умер Тредиаковский 6 августа 1769.

Сын Лев ( 1746 - 1812) - ярославский и смоленский губернатор.


2. Реформа русского стихосложения

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.

Поэзия XVI - начале XVII создавалась на слоговые основе, т.е. ударения в стихотворении не были упорядочены, фиксированной была лишь количество слогов. Такой тип стиха пришел в Россию с Польше.

В 1735 Тредиаковский издал "Новый и краткий способ к сложению стихов Российских". В этой работе он ввел понятие стихотворной стопы, а на ее основе - понятие ямбу и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея: "вот стих ... совершенен и лучше, Который состоит только из хореев ... а тот весьма худ, Который весь иамбы составляют".

Фактически, Тредиаковский предложил возобновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти-составляющие) путем введения постоянных ударений и цезуры.

В своем труде Тредиаковский также дал определение различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и т. д.; приводит многочисленные примеры.

С критикой стихосложения, предложенного Тредиаковским, выступил Ломоносов. В "Письме о правилах российского стиха" ( 1739) он указал, что кроме хорея, в русской поэзии можно использовать ямб, а также трехдольная размеры - дактиль, амфибрахий, анапест. Также Ломоносов подверг сомнению утверждение Тредиаковского, согласно которому в стихотворении могут только женские рифмы, введя в русский стих мужские и дактилические рифмы.

В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих бывших от, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Однако, один вопрос вызвало дальнейшее обсуждение: Ломоносов считал, что ямбические размеры подходят для написания героических произведений, в частности, оды, а хорей "с природы нежность и приятностей имеющий, должен составлять собой только элегический род стихотворения". Этого же мнения придерживался и Сумароков. Тредиаковский же считал, что размер сам по себе никаких эмоциональных оттенков не несет.

Этот спор нашла следующее продолжение: поэты, спорили, выпустили книгу "Три оды парафрастични псалма 143". В ней один и тот же псалом был переложений Ломоносовым и Сумароковым - ямбом, а Тредиаковским - хореем.


3. Творчество

Творчество Тредиаковского вызвала немало споров как при жизни автора, так и после его смерти. С одной стороны, отчасти под влиянием противоборствующих придворных и литературных группировок Тредиаковский остался в истории как бездарный рифмоплет, придворный интриган, который плетет заговоры против своих талантливых коллег. Роман И. И. Лажечникова, вышедший в 1835 году, "Ледяной Дом" поддерживал этот миф [2], что привело к тому, что на протяжении XIX века имя Тредиаковского часто употреблялось как ругательное для обозначения бездарного поэта. В то же время, А. С. Пушкин в статье о книге Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" так отзывается о Тредиаковского:

" Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и Грамматические изыскания очень Замечательны. Он имел в русском стихосложения обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Любовь его к Фенелонову эпосу делает ему честь, а мысль перевести его стихами и самый выбор стиха доказывают необыкновенное чувство изящного. В "Тилемахиде" находится много хороших стихов и счастливых оборотов ... Вообще изучение Тредьяковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей. Сумароков и Херасков верно не стоят Тредьяковского ... [3] "

Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, [4] русского классицизма XVIII века с его антично-европейскими истоками [5], одним из самых плодотворных идеологов и практиков российской буколической поэзии [6] и т. д.

Раннее творчество Тредиаковского несомненно оказывается в русле т. н. русского литературного барокко с характерными для него помпезностью стиля, наслоениями метафор, инверсиями, церковно-славянизмы. В то же время, будучи новатором, Тредиаковский заложил основные линии формирования русской лирики нового времени, блестяще развиты позже Жуковским и Пушкиным. Поздние стихи Тредиаковского тяготеют к классицистической традиции, зарождается и развивается современными ему Ломоносовым и Сумароковым. Однако, стать "образцовым классицистов" Тредиаковского так и не удалось.


3.1. "Песни мирские". Любовная лирика

Первые песенные произведения Тредиаковского датируют 1725 - 1727 годами, то есть временем обучение в Славяно-греко-латинской академии, однако интересными произведениями, созданными в этом жанре, следует считать российские любовные стихи, зародившиеся под влиянием французских салонных песен в 1730-е годы, то есть во время учебы Тредиаковского в Париже.

По мнению Н. П. Большухинои, в начале XVIII века "Любовная (и шире - светская) песня находилась ... за границей представлений о стихотворении, поэзию. Лишь в 30-е годы XVIII века она будет осознана как определенный жанр и включена Тредиаковским в систему национальных лирических жанров. Как один из характерных примеров подобного творчества можно взять "Стихи о силе любви". В нем Тредиаковский обращается к античным и библейским образам, отмечая позапростирну и внекультурном силу любви, которая "большое дело". Такое представление было весьма в духе французской песенной традиции, однако для русской поэзии была новой. В частном письме Тредиаковский писал о том, "что сама природа, эта прекрасная и неутомимая владычица, заботится о том, чтобы научить все юношество, что такое любовь" ". [4]

Сильное влияние французской песенной лирики можно отметить в стихотворении "Песенка любовная" ( 1730). Стихотворение написано в Куплетно форме, а два завершающие строки каждого куплета образуют рефрен. Присутствует характерная для французской поэзии наличие мужской рифмы рядом с женской. [6] Любовь в стихотворении рассматривается как порыв, неосознаваемая и не поддающаяся рефлексии. Лирический герой "погибает от любви" не в силах разобраться, что с ним происходит.


4. Украинские переводы

На украинский язык Тредиаковсього переводил Лубкивский Роман Марьянович.

5. Память

В Астрахани есть улица Тредиаковского. Основана литературная премия Тредиаковского. С 2001 года в Астрахани ежегодно проводится областной конкурс самодеятельных поэтов "С Тредиаковским - в 21 век" [7].

5.1. Тредиаковский в художественной литературе

Тредиаковский является одним из персонажей исторического романа "Слово и дело" русского писателя Валентина Пикуля.

Также исторические повести Юрия Нагибина "беглеца" (Беглец) и "Остров любви" (Остров любви) рассказывают о Тредиаковского.

6. Библиография

Библиография, согласно Литературной энциклопедией 1929-1939 [8]

6.1. Издание произведений

  • Езда в остров любви, 1730;
  • Речь ... к членам Российского собрания ..., СПБ [1735];
  • Новый и Краткий способ к сложению российских стихов, СПБ, [1735];
  • Сочинения и переводы как стихами, так и прозой, 2 тт., СПБ, 1752;
  • Сочинения, изд. А. Смирдина, 3 тт. (В 4 книгах), СПБ, 1849;
  • Избранные сочинения, изд. П. Перевлесского, М., 1849;
  • Стихотворения Тредиаковского, в кн.: "Русская поэзия" под ред. С. А. Венгерова, т. I, вып. I, СПБ, 1893, и вып. VI, СПБ, 1897;
  • Стихотворения, под ред. акад. А. С. Орлова, изд. "Советский писатель" [Л.], 1935 (Библиотека поэта, под ред. М. Горького);
  • В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков - Стихотворения, изд. "Советский писатель" [Л.], 1935 (Биб-ка поэта, малая серия, № 4)

6.2. Литература о Тредиаковского

  • Сборник материалов для истории имп. Академии наук в XVIII в., Издали А. Куник, ч. I, СПБ. 1865;
  • Пекарский П., История имп. Академии наук, т. II, СПБ, 1873 (подробная биография Тредиаковского)
  • Русская поэзия, под ред. С. А. Венгерова, т. I, вып. VI, СПБ, 1897 (примечания, сборник критических отзывов о Тредиаковского)
  • Перетц В. Н., Историко-литературные исследования и материалы, т. III - Из истории развития русской поэзии XVIII в., СПБ, 1902 [гл. III. В. Тредиаковский как новатор в области теории поэзии и русского стиха].
  • Соболевски А. И. в "Сб. Отд. Русск. Яз. И слов. Акад. Наук", т. LXXXI, № 2, СПБ, 1905;
  • Орлов А. С., "Тилемахида" В.К. Тредиаковского, в кн.: XVIII век, сборн. статей и материалов, изд. Академии наук СССР, М. - Л., 1935.

Примечания

  1. http://www.vehi.net/brokgauz/all/119/119565.shtml - www.vehi.net/brokgauz/all/119/119565.shtml
  2. http://www.lib.ru/HIST/LAZHECHNIKOW/leddom.txt - www.lib.ru / HIST / LAZHECHNIKOW / leddom.txt
  3. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. - Л., 1949, стр. 253 - 254. См.: Е. В. Матвеева. Пушкин и Тредиаковский. - "Ученые записки Ленинградский государственно педагогического института им. Герцена", 1949, т. 76
  4. а б Большухина В. П. В. К. Тредиаковский и возникновение новой русской лирики / / В. К. Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А. С. Курилов. - М.: ИМЛИ РАН, 2005
  5. Курилов А. С. В. К. Тредиаковский и литературно-художественные движения в России XVIII в / / В. К. Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А. С. Курилов. - М.: ИМЛИ РАН, 2005
  6. а б Шеина Ю.В. Буколика у В. К. Тредиаковского / / В. К. Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А. С. Курилов. - М.: ИМЛИ РАН, 2005
  7. http://7travel.ru/regions/Astrakhan_land_of_singers_and_artists/ - 7travel.ru/regions/Astrakhan_land_of_singers_and_artists /
  8. Тредиаковский / / Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939. Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 378-381. - feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-3781.htm

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам