Надо Знать

добавить знаний



Триера



План:


Введение

Гребцы на греческом триере, фрагмент из Афинского акрополя, Новый музей Акрополя

Триера в Древней Греции, или триремы в Древнем Риме - боевой корабль античности, на котором гребцы располагались в три яруса по обоим бортам корабля. Это основной тип боевого корабля времен классического периода Древней Греции.

По Фукидидом, первая триера была построена около 650 года до нашей эры.


1. Общая характеристика

Прежде всего следует отметить, что триеры равно как и другие корабли античности строились без использования поперечного набора. Если в более поздние времена доски обшивки крепились к шпангоуту, то в античные времена доски скреплялись между собой с помощью пазов и втулок. Вследствие этого конструкция была значительно легче чем аналогичная с поперечным набором, но не такая прочная. Отсутствие высоких шогл уменьшала требования к устойчивости кораблей ввиду, что они похоже не использовали балласт. Вполне деревянная конструкция имела положительную плавучесть. В древнегреческих источниках в описаниях битв пишут не о затонувшие корабли, а о "притопленные" или "разбиты". То есть даже протаранен корабль не тонул полностью, а плавал на поверхности в притопленного состоянии. Однако команда такого корабля плавающую держась за него стоя на его напивзалитий водой палубе была повнисю беспомощен перед врагом.

На первом верхнем ярусе весел размещались так называемые траниты ( греч. θρανϊται ). Чуть ниже сидели зевгиты ( греч. ζευγιται ), Ближе к воде - таламиты ( греч. θαλαμιται ). В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в двух других - по 27. [1]

Порты для весел нижнего ряда находились очень близко к воде, поэтому даже небольшие волны заливали их. В таких случаях таламиты затягивали свои весла внутрь, а отверстия затягивали кожаными пластырями аском. Весла зигитив и транитив проходили через отверстия в парадоси - специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии который нависал над водой. Ритм работы гребцам задавал флейтист.

Весла различных рядов имели одинаковую длину, около 4-4,5 метров. Это объясняется тем, что гребцы различных рядов сидели не по вертикали друг над другом, а на кривой которую создавал борт триеры - каждый верхний ряд дальше от центра. Кроме того весла разных рядов входили в воду под разными углами - чем выше ряд тем угол был больше.

Работой гребцов руководил специальный начальник - келейст ( греч. κελευστής ), У которого был помощник, так называемый, триеравл (τριηραύληςт), который давал в случае необходимости сигналы трубою и исполнял обязанности корабельного эконома.

Экипаж триер во время греко-персидских войн состоял из 180 гребцов, 12-30 воинов и 10-12 моряков, всего 200-220 человек. На корме находилась рубка капитана. Украшениями корма на триере нередко служили председатель лебедя, шток с флагом, изображения богов и т.п.. Нос корабля представлял собой остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами головы крокодила, кабана и других животных. Якорей на триере было 4, позже 2, они поднимались и опускались с помощью ворота.

Триеры не имели постоянных мачт. Обычно на триере были 1-2, а по некоторым источникам и 3 съемные мачты. По попутного ветра моряки задавали, если же ветер был неудобен, или же перед боем их снимали .. Центральную мачту ставили вертикально и растягивали канатами. Носовая мачту для маленького паруса (Артемон) ставили с наклоном вперед опираясь на акростоль. Третью мачту, такую ​​жкоротку как носовая ставили на корме.

Относительно скорости триер существуют разные мнения. Скептики считают, что крейсерская скорость составляла около 5-6 узлов, а максимальная не превышала 7-8. Современная реконструкция триеры ?Олимпия? развивала максимальную скорость в 7 узлов.

Иногда триеры использовали для перевозки войск. Такие корабли назывались гоплитогагос и гиппогагос и предназначались для перевозки пехоты и лошадей соответственно.


2. Вооружение и тактика

В греческие времена главным вооружением триеры был таран, а главным тактическим приемом - таранный удар. Римляне хотя и не отказались от тарана, но больше полагались на абордаж и перестрелку, в то время как в классическую эпоху для греков это были сугубо вспомогательные виды боя. Соответственно на ранееначисленный греческих триерах военные гарнизоны были невелики и редко превышали 20-30 воинов. Например при Саламинского битвы на борту каждой триеры было лишь по 8 гоплитов и 4 лучников [2]. В римские же время наоборот к экипажу триремы входило 80 морских пехотинцев, а гребцов было несколько меньше - около 150. В случае же если трирема перевозила войска, то римляне мешали на ней до 200-250 солдат.

Греческие триеры не имели никакого специального бортового вооружения. Ни метательных машин, ни абордажных мостиков, ни других привычных для римлян приспособлений. Первым метательные машины на корабле установил тиран Сиракуз Дионисий в 399 году до нашей эры. Со времен Александра Маедонського и в эллинистический период метательные машины начинают широко использоваться на флоте, а широкое распространение они получили уже римлян.

Относительно тактики то она сильно зависела от того, на что прежде всего возлагается корабль на таранный удар или на абордаж. В случае использования тарана существовало два главных тактических приема.

Первым был собственно таран - в идель его следовало осуществить на полной скорости в борт вражеского корабля под углом близким к 90 градусов, после чего быстро дать задний ход чтобы освободить свой корабль и дать воде залиться в пробоину. При этом желательно было, чтобы атакующий корабль был не менее жертву, а лучше больше него, иначе у него могло не хватить энергии для пробития враждебного борту и прочности собственной конструкции для того, чтобы выдержать удар. Кроме того небольшой корабль мог просто застрять в борту большего, а его команда оказалась в невыгодном положении, поскольку враги из высшего борту могли засыпать ее снарядами, или же пойти на абордаж многочисленной экипажем.

Вторым тактическим приемом был так называемый "проплыл" (греч. diekplus). Он заключался в том, чтобы на полной скорости пропливсты параллельным, желательно встречным, курсом вдоль вражеского борту, при этом гребцы атакующего корабля по команде втягивали весла. Если гребцы атакованного корабля не успевали втянуть весла, то атакуя ломал их, при этом вероятно нанося травм многим враждебным гребцам. Результатом успешного проплыву была потеря враг ходу, а такой корабль становился легкой жертвой таранного удара.

Комбинация неудачного проплыву и попытки таранного удара приводило к возникновению тактического ситуация называвшуюся обход (periplus). Корабли проходили на встречном параллельном курсе или слишком далеко друг от друга, чтобы обломать весла, или же оба успевали втянуть их. После этого оба корабля быстро разворачивались пытаясь зайти для удара в борт противника. В случае если оба судна выполняли маневр с одинаковой скоростью они вновь оказывались на встречном курсе и дело могло закончиться новой попыткой проплыву или лобовым столкновением.

Следует обратить внимание, что и таранный удар и проплыл требовали сближения кораблей вплотную, что значительно облегчало абордаж. Именно поэтому римляне, значительно уступали карфагенянам в выучке моряков, гребцов и рулевых, однако имели много доброй пехоты делали ставку на абордаж и размешивали на своих кораблях значительную залогу.

Учитывая основные тактические приема становится чевидно, что явное преимущество получала сторона которой удавалось на определенном участке сосредоточить больше кораблей - что в случае таранного удара в случае абордажа 2-3 корабли имели явное преимущество атакуя один. Особенно это касалось случае когда корабли меньшего класса такувалы больше. Согласно античные флотоводцы старались ставить свои корабли можно теснее. Однако в случае слишком плотного строя возникала другая опасность - корабли теряли свободу до маневра. В целом обычным строем для флота античности построения в 2-3 линии, причем корабли каждой располагались со смещением на пол позиции. Вражеский корабль даже совершив удачный проплыл, не мог развернуться для атаки корабля первого ряда, ибо тем самым подставлял свой борт под удар кораблей задних рядов. В случае если надо защитить какие-то ценные корабли или избежать прямой битвы с перважаючим врагом корабли время выстраивались "ежиком" - в тесный круг носами наружу.


3. Сноски

  1. По другим данным гребцы были размещены по рядам так 27-32-31, т.е. всего 90 гребцов с каждой стороны.
  2. Гребцов и моряков на триере было около двухсот.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам